По дисциплине «Основы теории управления»

Кафедра ГКУ

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

Протокол № 1 от 28.08.2014 г.

Зав.кафедрой ГКУ,

Доцент Н.И.Севрюгина

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Основы теории управления»

для студентов обучающихся по направлению 080400.62 «Управление персоналом»

2 курс, 3 семестр 2015-2016 учебный год

1. Предмет управленческой деятельности.

2. Процесс, средства и результат деятельности управляющего.

3. Управление как наука, практика, искусство.

4. Структура управления, содержание деятельности и функции управляющего.

5. Профессиональные требования к управляющему, характер его деятельности.

6. Личные черты и деловая этика менеджера.

7. Деятельность менеджера: структура и функции.

8. Эволюция управленческой практики и мысли. Управление до XIX века.

9. Научная школа управления: Ф. Тейлор и др. Предмет НОТ.

10. Административная школа управления: А. Файоль и др.

11. Сходство и различие научной и административной школ управления.

12. М. Вебер и теория бюрократии. Эволюция бюрократии в организации.

13. Школа человеческих отношений: Э. Мэйо и др.

14. Системный подход в управлении.

15. Изменение структуры организации при переходе на системный подход в управлении.

16. Ситуационный подход – новые принципы и технология управления.

17. Зачем нужно знать историю управления?

18. Типология организаций.

19. Источники власти управляющего.

20. Жизненный цикл организации.

21. Деловая этика управляющего.

22. Внешняя и внутренняя среды организации.

23. Процессы функционирования и развития организации.

24. Опрос как метод исследования в управлении.

25. Наблюдение как метод исследования в управлении.

26. Требования к управляющему как профессионалу. Самоменеджмент.

27. Эксперимент как метод исследования в управлении.

28. Анализ документов как методы исследования в управлении.

29. Моделирование как метод исследования в управлении.

30. Проектирование деятельности как метод исследования в управлении.

31. Стимулирование труда: сущность и формы.

32. Стимулирующая роль разных систем оплаты труда.

33. Мотив, мотивация, мотивировка в работе управляющего.

34. Теории и модели мотивации: структура потребностей по Маслоу.

35. Теории и модели мотивации: теория ожиданий.

36. Теории и модели мотивации: теория Х и У.

37. Управление, основанное на мотивации: процесс мотивации.

38. Проблема как понятие в управлении.

39. Разработка управленческого решения и способы его осуществления.

40. Функция миссии фирмы, проблема определения миссии фирмы.

41. Возникновение и сущность стратегического управления.

42. Структура целей фирмы и функция целепологания.

43. Разработка стратегии фирмы: анализ внутренней и внешней среды.

44. Виды стратегий и способы их реализации.

45. Возникновение и сущность инновационного управления.

46. Управление технологическими разрывами.

47. Инновационный потенциал организации.

48. Представление о культуре и организационной культуре.

49. Содержание и развитие организационной культуры.

50. Проблемы трансформации плановой экономики в рыночную.

51. Организационная культура и эффективность деятельности организации.

52. Поведение работника в организации. Ролевой конфликт.

53. Формальная и неформальная структуры организации.

54. Межличностное взаимодействие в организации.

55. Конфликт в организации и его разрешение.

56. Адаптация работника в организации.

57. Лидерство как форма поведения управляющего.

58. Теории и модели лидерства.

Тематика курсовых работ

по дисциплине «Основы теории управления»

1. Алгоритм выработки стратегии фирмы: анализ внутренней и внешней среды.

2. Барьеры в организационных коммуникациях и пути их преодоления.

3. Совершенствование работы предприятия в конкурентной среде.

4. Взаимовлияние формальной и неформальной структуры организации.

5. Виды стратегий в современном бизнесе и способы их реализации.

6. Внешняя и внутренняя среды организации как стратегические ориентиры развития фирмы.

7. Воздействие внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия.

8. Возможности применения теории ожиданий Виктора Врума в системе мотивации на предприятии.

9. Жизненный цикл организации как инструмент прогнозирования.

10. Использование НОТ в современном бизнесе.

11. Использование положений административной школы управления в современном бизнесе.

12. Проблема конфликта в организации и пути его разрешения.

13. Совершенствование практики коммуникаций на предприятии.

14. Комплексный подход к управлению трудовыми ресурсами на предприятии.

15. Лидерство как форма поведения управляющего.

16. Личность руководителя в трудовом коллективе и ее влияние на эффективность работы предприятия.

17. Совершенствование межличностных отношений в организации.

18. Менеджер как формальный и неформальный лидер.

19. Совершенствование методов исследования в менеджменте: опрос и его разновидности;

20. Совершенствование методов исследования в менеджменте: наблюдение и эксперимент;

21. Моделирование и проектирование деятельности.

22. Механизм развития организационной структуры предприятия в нестабильной среде.

23. Моделирование как эффективный метод организации управления в современной системе менеджмента.

24. Новые принципы и технология управления в современном бизнесе: ситуационный подход.

25. Ограничения личной эффективности менеджера и пути их преодоления.

26. Организационная культура и ее развитие в организации.

27. Организационная культура и эффективность деятельности организации.

28. Организация и управление сбытовой деятельностью.

29. Организация контроля хозяйственной деятельности на пред­приятии.

30. Организация общего руководства на предприятии.

31. Организация технического руководства на предприятии.

32. Организация управления кадрами и социальным развитием.

33. Организация управления производством на предприятии.

34. Организация управления экономической деятельностью на пред­приятии.

35. Повышение мотивации труда в системе управления.

36. Проблемы управляемости в современном менеджменте.

37. Проектирование организации как важная фаза подготовки реформ в бизнесе.

38. Проектирование организационной структуры управления.

39. Проектирование структуры управления предприятием в современных условиях хозяйствования.

40. Пути повышения эффективности адаптации работника в организации.

41. Пути совершенствования системы управления предприятием.

42. Разработка стратегии управления фирмой.

43. Самоменеджмент как инструмент профессионального роста управляющего.

44. Системный подход в современном менеджменте.

45. Системы мотивации: общая характеристика и условия построения.

46. Системы оплаты труда в современном бизнесе.

47. Совершенствование организации труда и его мотивация на предприятиях в условиях рынка.

48. Совершенствование организации управления на предприятии.

49. Совершенствование системы мотивации труда на предприятии.

50. Совершенствование системы планирования деятельности предприятия.

51. Совершенствование труда руководителя в современной системе менеджмента.

52. Современные методы разработки стратегии фирмы.

53. Содержание и развитие организационной культуры.

54. Соотношение миссии, стратегии и целей деятельности фирмы.

55. Социальная ответственность и этика бизнеса.

56. Социально-психологические методы управления в менеджменте.

57. Стили управления и их использование в деятельности менеджера.

58. Стиль руководства и его влияние на эффективность деятельности предприятия.

59. Стратегическое планирование в деятельности фирмы.

60. Теория и практика бюрократии в современном бизнесе.

61. Теория и практика разработки управленческого решения.

62. Теории и модели мотивации: структура потребностей по Маслоу.

63. Эволюция организационных структур управления в условиях развития рыночной экономики.

64. Управление инновационным потенциалом организации.

65. Функции менеджера и их динамика в зависимости от статуса менеджера в организации.

Преподаватель, читающий дисциплину,

доктор экономических наук, профессор С.Н. Железко

Наши рекомендации