Формы организационных структур

þ Иерархические организационные структуры (формальные, механистические, бюрократические, классические, традиционные) характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в дея­тельности, формальными отношениями персонала, носящими официальный характер.

þ Адаптивные организационные структуры (органические, гибкие) характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко опре­деляемой ответственностью в деятельности, неформальными отношениями персонала, носящими личностный характер.

Ø Линейная структура управления

Руководитель фирмы
Руководитель подразделения А
Руководитель подразделения B
исполнители подразделения А исполнители подразделения В

Рис. 4.4. Линейная структура

Линейная структура управления строится на распределении прямых должностных обязанностей таким образом, чтобы каждый работник был максимально нацелен на выполнение стоящих перед фирмой задач.

Основным принципом построения линейной структуры является вертикальная иерархия.

Линейная структура предполагает осуществление прямых воздействий на подчиненных и концентрацию у предпринимателя-руководителя всех функций управления.

Преимущества Недостатки
- единство распорядительства, простота и четкость подчинения; - персональная ответственность руководителя-предпринимателя за результаты работы своих подчиненных; - оперативность в принятии решений; - согласованность действий исполни-телей; - простота в понимании и использо-вании информации; - возможность поддержать необходи-мую дисциплину, надежность и эффективность управления. - негибкость, жесткость, неприспосо-бленность к дальнейшему росту предприятия; - методы управления могут быть бюрократическими, диктаторскими; - большая информационная перегрузка руководителя; - предприниматель должен быть профессионалом в своем деле и разбираться во всех вопросах, что часто весьма затруднительно из-за их большого числа и различного характера.

Ø Функциональная структура управления

формы организационных структур - student2.ru

Рис. 4.5. Функциональная структура управления

Каждое структурное подразделение функциональной структуры управления имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, то есть специализируется на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций).

Ø Проектная структура управления

Проектная структура - это временная структура, созда­ваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реали­зации). В одну команду собирают высококвалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Когда проект завершен, группа распускается: одна часть специалистов уходит на свои прежние места, другая часть переходит в новую проектную команду. Особенность заключается в том, что сотрудники подчиняются одновременно двум руководителям - руководителю проекта и руководителю отдела, в рамках которого эта группа работает.

Ø Матричная структура управления

Матричная структура чаще всего представляет собой наложение проектной струк­туры на постоянную для компании линейно-функциональную структуру управления. Также матричная структура образуется в результате постепенной моди­фикации дивизиональной структуры, она может быть результатом наложения фун­кциональной структуры на дивизиональную.

Генеральный директор
Зам. директора по маркетингу
Зам. управля-ющего по НИОКР
Зам. директора по произ-водству
Зам. директора по фин.-экономич. деятельности
Главный технолог
Маркето-лог
Исследо-ватель
Произво-дственник
Экономист
Инженер-технолог
Маркето-лог
Инженер-конструктор
Произво-дственник
Бухгалтер  
Инженер-технолог
Маркето-лог
Инженер-конструк-тор
Произво-дственник
Бухгалтер
Инженер-технолог
Руководи-тель проекта А
Руководи-тель проекта В
Руководи-тель проекта С

Рис. 4.6. Матричная структура управления

Ø Структура, основанная на групповом подходе, командная.

Такая форма организационного управления и построения структуры возможна только при наличии определённых условий и выполнении определённых требований.

Команды в управлении компанией (бизнесом)
Управленческая команда, УК
Команда исполнителей, ИК

* Команда – это группа людей, имеющих общую цель, для достижения которой:

· способны сообща решать проблемы;

· обладают необходимыми навыками;

· умеют и желают общаться.

* Цели формирования команды:

· Достижение общей цели и получение общей и личной удовлетворённости результатами труда с персональным вкладом в совместную работу.

· Максимальная реализация творческого потенциала работников в интересах развития компании.

· Организационное оформление и психологическое сплочение команды единомышленников, заинтересованных в успехе общего дела.

Наши рекомендации