Семинар 11. Регулирование и контроль в управлении

Методические рекомендации по изучению темы. Изучать данную тему следует с понятия, принципов и функций контроля. Необходимо обратить внимание на стратегическую направленность контроля, на его гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям. Далее определить характеристики эффективного контроля и соответствия его объекту. Также обратить внимание на объективные и субъективные ошибки в процессе контроля.

Виды управленческого контроля следует выделять по типу, объектам, субъектам, месту осуществления, интенсивности, по целям, методам и стадиям осуществления. Далее необходимо изучить этапы процесса контроля, внешний и внутренний контроль.

Вопросы для обсуждения

1. Формы и функции контроля.

2. Контроль в управлении, его принципы, виды.

3. Процесс контроля: понятие, этапы.

4. Основные свойства контроля.

5. Факторы эффективности контроля

Доклады

1. Контроль и оперативное управление.

2. Понятие контроля и объективная необходимость его проведения.

3. Внешний и внутренний контроль.

Практическое задание

1. Приведите примеры предварительного, текущего и итогового контроля в учебном заведении.

2. Сравните с точки зрения преобладания внутреннего и внешнего контроля ВУЗ и школу.

Литература

1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.

2. Виханский О. С. Менеджмент: учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр : Инфра-М, 2014.

3. Ткачук Л. Т. Менеджмент: учеб. для вузов: Рек. ГУУ / Л. Т. Ткачук: под ред. М. И. Щадова. - Ростов н/Д : Феникс, 2012.

4. Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие / И. К. Макарова ; РАНХиГС. - М.: Дело, 2013.

5. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / А. А. Васецкий [и др.]. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011.

6. Албастова Л.Н, Игнатов В. Г., Некрасов В. Н.
Технологии менеджмента: учеб. пособие / Л. Н. Албастова, В. Г. Игнатов, В. Н. Некрасов. - Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.

Семинар 12. Эффективность персонала

Методические рекомендации по изучению темы. Изучать данную тему следует с определения понятия «оценка эффективности персонала» задачи, виды. Затем рассмотреть показатели деловой оценки, результативности труда, профессионального поведения, личностных качеств. Далее необходимо изучить методы оценки эффективности персонала: количественные, качественные, комбинированные. Обратить внимание на метод стандартных оценок, экспертный метод, сравнительные методы.

Вопросы для обсуждения

1. Роль персонала в деятельности организации.

2. Методы оценки и аттестации персонала.

3. Понятие и виды карьеры.

4. Система управления карьерой. Принципы продвижения рабочих.

5. Факторы, влияющие на эффективность управления.

6. Методы оценки эффективности управления.

7. Критерии и показатели эффективности управления.

Доклады

1. Требования к сотруднику в России и за рубежом.

2. Рейтинги профессии.

3. Принципы оценки персонала в Японии, Америке и России.

4. Возможности применения зарубежных моделей оценки персонала в российской практике.

5. Аттестация государственных служащих.

6. Основные пути повышения социальной и экономической эффективности управления организации в условиях перехода к рыночной экономике.

  1. Источники проблем эффективного управления в российских организациях.
  2. Признаки эффективного менеджмента образцовых организаций.
  3. Меры по повышению эффективности менеджмента в организации.

Литература

1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.

2. Виханский О. С. Менеджмент : учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр : Инфра-М, 2014.

3. Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие / И. К. Макарова ; РАНХиГС. - М.: Дело, 2013.

4. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / А. А. Васецкий [и др.]. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011.

5. Албастова Л.Н, Игнатов В. Г., Некрасов В. Н..
Технологии менеджмента: учеб. пособие / Л. Н. Албастова, В. Г. Игнатов, В. Н. Некрасов. - Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.

6. Основы менеджмента [Мультимедиа]: электрон. учеб.: Рек. УМО / Л. В. Плахова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева. - М.: Кнорус, 2010.

7. Тайм-менеджмент: учеб. пособие / под ред. Г. А. Архангельского. - М. : Маркет ДС, 2010.

8. Ткачук Л. Т. Менеджмент: учеб. для вузов: Рек. ГУУ / Л. Т. Ткачук ; под ред. М. И. Щадова. - Ростов н/Д : Феникс, 2012.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1.К факторам внешней среды прямого действия не относятся:

А) поставщики;

Б) политика;

В) потребители;

Г) конкуренты

2.Власть - это:

А) ограниченное право распоряжаться ресурсами;

Б) манера поведения;

В) возможность влиять на других;

Г) способность влиять на подчиненных

3.Положительный результат деятельности организации - это:

А) производство продукции;

Б) предоставление услуг;

В) превышение доходов над расходами;

Г) все вместе взятое

4.Стратегическое планирование - это:

А) набор действий и решений по достижению целей;

Б) перспективный план мероприятий;

В) желательное конечное состояние организации;

Г) выбор способа достижения целей

5.Решение - это:

А) анализ ситуации;

Б) управленческие действия;

В) выбор альтернативы;

Г) выявление проблемы

6.Потребность – это:

А) ощущение физического недостатка чего-либо;

Б) ощущение физического и психологического недостатка чего-либо;

В) ощущение психологического недостатка чего-либо;

Г) ощущение одиночества

7.Семантика – это наука, изучающая:

А) прикосновения во время общения;

Б) невербальное средства общение;

В) расположение людей в пространстве при общении;

Г) мимику и жесты при общении

8.Лидерство – это:

А) возможность поощрять и наказывать;

Б) способность влиять на отдельных людей;

В) влияние на подчиненных;

Г) возможность влиять на других

9.Теории мотивации основываются на:

А) удовлетворение потребностей;

Б) получение вознаграждения;

В) удовлетворение потребностей и получение вознаграждения;

Г) получение прибыли

10. Мотивация – это:

А) совокупность принципов и методов управления;

Б) метод, в котором используется накопленный опыт и допущения насчет будущего;

В) процесс побуждения себя и других к действию;

Г) процесс передачи полномочий

11. В число элементов системы коммуникационного процесса не входит:

А) канал;

Б) получатель;

В) отправитель;

Г) поставщик

12. Конфликт – это:

А) это разногласия между линейным и штабным подразделением;

Б) это отсутствие согласия между двумя и более сторонами;

В) это борьба двух руководителей за ограниченные ресурсы;

Г) это противоречие между личностными потребностями человека и требованиями к нему

13. Делегирование – это:

А) передача ответственности;

Б) передача задач;

В) передача задач и полномочий;

Г) передача полномочий

14. Когда работнику даются противоречивые указания – это:

А) межличностный конфликт;

Б) межгрупповой конфликт;

В) внутриличностный конфликт;

Г) конфликт между группой и личностью

15. Преграды на пути межличностного общения. Выберите неправильный ответ:

А) информационные перегрузки;

Б) невербальные преграды;

В) преграды, обусловленные восприятием;

Г) семантические барьеры

16. К факторам внешней среды косвенного действия не относятся:

А) технология;

Б) состояние экономики;

В) политический фактор;

Г) законы

17. Планирование деловых переговоров не включает в себя:

А) аргументацию;

Б) подготовку к переговорам;

В) передачу информации;

Г) нет верно ответа

18. Метод, в котором используется накопленный опыт:

А) планирование;

Б) делегирование;

В) прогнозирование;

Г) вознаграждение

19. Анализ правового регулирования заключается в изучении:

А) законов;

Б) инфляции;

В) политики государства;

Г) роста численности населения

20. Преимущества компромисса заключаются в:

А) быстром разрешении конфликта;

Б) удовлетворении обеих сторон в конфликте;

В) сведении к минимуму недоброжелательств;

Г) все верно

21. Миссия организации - это:

А) предназначение организации;

Б) философия организации;

В) смысл существования организации;

Г) все вместе взятое

22. Отметьте ответ, не относящийся к стилю руководства:

А) либеральный;

Б) доминирующий;

В) автократичный;

Г) демократичный

23. Наивысший стресс вызовет следующая ситуация:

А) выигрыш – 1 миллион рублей;

Б) рабочая перегрузка;

В) неинтересная работа;

Г) внутриличностный конфликт

24. Примером первичных потребностей является:

А) потребность в уважении;

Б) потребность в любви;

В) потребность в пище;

Г) потребность в обучении

25. Типы конфликтов. Выберите неправильный ответ:

А) межгрупповой;

Б) межличностный;

В) внутриличностный;

Г) внутригрупповой

Наши рекомендации