Семинар 11. Регулирование и контроль в управлении
Методические рекомендации по изучению темы. Изучать данную тему следует с понятия, принципов и функций контроля. Необходимо обратить внимание на стратегическую направленность контроля, на его гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям. Далее определить характеристики эффективного контроля и соответствия его объекту. Также обратить внимание на объективные и субъективные ошибки в процессе контроля.
Виды управленческого контроля следует выделять по типу, объектам, субъектам, месту осуществления, интенсивности, по целям, методам и стадиям осуществления. Далее необходимо изучить этапы процесса контроля, внешний и внутренний контроль.
Вопросы для обсуждения
1. Формы и функции контроля.
2. Контроль в управлении, его принципы, виды.
3. Процесс контроля: понятие, этапы.
4. Основные свойства контроля.
5. Факторы эффективности контроля
Доклады
1. Контроль и оперативное управление.
2. Понятие контроля и объективная необходимость его проведения.
3. Внешний и внутренний контроль.
Практическое задание
1. Приведите примеры предварительного, текущего и итогового контроля в учебном заведении.
2. Сравните с точки зрения преобладания внутреннего и внешнего контроля ВУЗ и школу.
Литература
1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
2. Виханский О. С. Менеджмент: учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр : Инфра-М, 2014.
3. Ткачук Л. Т. Менеджмент: учеб. для вузов: Рек. ГУУ / Л. Т. Ткачук: под ред. М. И. Щадова. - Ростов н/Д : Феникс, 2012.
4. Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие / И. К. Макарова ; РАНХиГС. - М.: Дело, 2013.
5. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / А. А. Васецкий [и др.]. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011.
6. Албастова Л.Н, Игнатов В. Г., Некрасов В. Н.
Технологии менеджмента: учеб. пособие / Л. Н. Албастова, В. Г. Игнатов, В. Н. Некрасов. - Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.
Семинар 12. Эффективность персонала
Методические рекомендации по изучению темы. Изучать данную тему следует с определения понятия «оценка эффективности персонала» задачи, виды. Затем рассмотреть показатели деловой оценки, результативности труда, профессионального поведения, личностных качеств. Далее необходимо изучить методы оценки эффективности персонала: количественные, качественные, комбинированные. Обратить внимание на метод стандартных оценок, экспертный метод, сравнительные методы.
Вопросы для обсуждения
1. Роль персонала в деятельности организации.
2. Методы оценки и аттестации персонала.
3. Понятие и виды карьеры.
4. Система управления карьерой. Принципы продвижения рабочих.
5. Факторы, влияющие на эффективность управления.
6. Методы оценки эффективности управления.
7. Критерии и показатели эффективности управления.
Доклады
1. Требования к сотруднику в России и за рубежом.
2. Рейтинги профессии.
3. Принципы оценки персонала в Японии, Америке и России.
4. Возможности применения зарубежных моделей оценки персонала в российской практике.
5. Аттестация государственных служащих.
6. Основные пути повышения социальной и экономической эффективности управления организации в условиях перехода к рыночной экономике.
- Источники проблем эффективного управления в российских организациях.
- Признаки эффективного менеджмента образцовых организаций.
- Меры по повышению эффективности менеджмента в организации.
Литература
1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
2. Виханский О. С. Менеджмент : учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр : Инфра-М, 2014.
3. Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие / И. К. Макарова ; РАНХиГС. - М.: Дело, 2013.
4. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / А. А. Васецкий [и др.]. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011.
5. Албастова Л.Н, Игнатов В. Г., Некрасов В. Н..
Технологии менеджмента: учеб. пособие / Л. Н. Албастова, В. Г. Игнатов, В. Н. Некрасов. - Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.
6. Основы менеджмента [Мультимедиа]: электрон. учеб.: Рек. УМО / Л. В. Плахова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева. - М.: Кнорус, 2010.
7. Тайм-менеджмент: учеб. пособие / под ред. Г. А. Архангельского. - М. : Маркет ДС, 2010.
8. Ткачук Л. Т. Менеджмент: учеб. для вузов: Рек. ГУУ / Л. Т. Ткачук ; под ред. М. И. Щадова. - Ростов н/Д : Феникс, 2012.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1.К факторам внешней среды прямого действия не относятся:
А) поставщики;
Б) политика;
В) потребители;
Г) конкуренты
2.Власть - это:
А) ограниченное право распоряжаться ресурсами;
Б) манера поведения;
В) возможность влиять на других;
Г) способность влиять на подчиненных
3.Положительный результат деятельности организации - это:
А) производство продукции;
Б) предоставление услуг;
В) превышение доходов над расходами;
Г) все вместе взятое
4.Стратегическое планирование - это:
А) набор действий и решений по достижению целей;
Б) перспективный план мероприятий;
В) желательное конечное состояние организации;
Г) выбор способа достижения целей
5.Решение - это:
А) анализ ситуации;
Б) управленческие действия;
В) выбор альтернативы;
Г) выявление проблемы
6.Потребность – это:
А) ощущение физического недостатка чего-либо;
Б) ощущение физического и психологического недостатка чего-либо;
В) ощущение психологического недостатка чего-либо;
Г) ощущение одиночества
7.Семантика – это наука, изучающая:
А) прикосновения во время общения;
Б) невербальное средства общение;
В) расположение людей в пространстве при общении;
Г) мимику и жесты при общении
8.Лидерство – это:
А) возможность поощрять и наказывать;
Б) способность влиять на отдельных людей;
В) влияние на подчиненных;
Г) возможность влиять на других
9.Теории мотивации основываются на:
А) удовлетворение потребностей;
Б) получение вознаграждения;
В) удовлетворение потребностей и получение вознаграждения;
Г) получение прибыли
10. Мотивация – это:
А) совокупность принципов и методов управления;
Б) метод, в котором используется накопленный опыт и допущения насчет будущего;
В) процесс побуждения себя и других к действию;
Г) процесс передачи полномочий
11. В число элементов системы коммуникационного процесса не входит:
А) канал;
Б) получатель;
В) отправитель;
Г) поставщик
12. Конфликт – это:
А) это разногласия между линейным и штабным подразделением;
Б) это отсутствие согласия между двумя и более сторонами;
В) это борьба двух руководителей за ограниченные ресурсы;
Г) это противоречие между личностными потребностями человека и требованиями к нему
13. Делегирование – это:
А) передача ответственности;
Б) передача задач;
В) передача задач и полномочий;
Г) передача полномочий
14. Когда работнику даются противоречивые указания – это:
А) межличностный конфликт;
Б) межгрупповой конфликт;
В) внутриличностный конфликт;
Г) конфликт между группой и личностью
15. Преграды на пути межличностного общения. Выберите неправильный ответ:
А) информационные перегрузки;
Б) невербальные преграды;
В) преграды, обусловленные восприятием;
Г) семантические барьеры
16. К факторам внешней среды косвенного действия не относятся:
А) технология;
Б) состояние экономики;
В) политический фактор;
Г) законы
17. Планирование деловых переговоров не включает в себя:
А) аргументацию;
Б) подготовку к переговорам;
В) передачу информации;
Г) нет верно ответа
18. Метод, в котором используется накопленный опыт:
А) планирование;
Б) делегирование;
В) прогнозирование;
Г) вознаграждение
19. Анализ правового регулирования заключается в изучении:
А) законов;
Б) инфляции;
В) политики государства;
Г) роста численности населения
20. Преимущества компромисса заключаются в:
А) быстром разрешении конфликта;
Б) удовлетворении обеих сторон в конфликте;
В) сведении к минимуму недоброжелательств;
Г) все верно
21. Миссия организации - это:
А) предназначение организации;
Б) философия организации;
В) смысл существования организации;
Г) все вместе взятое
22. Отметьте ответ, не относящийся к стилю руководства:
А) либеральный;
Б) доминирующий;
В) автократичный;
Г) демократичный
23. Наивысший стресс вызовет следующая ситуация:
А) выигрыш – 1 миллион рублей;
Б) рабочая перегрузка;
В) неинтересная работа;
Г) внутриличностный конфликт
24. Примером первичных потребностей является:
А) потребность в уважении;
Б) потребность в любви;
В) потребность в пище;
Г) потребность в обучении
25. Типы конфликтов. Выберите неправильный ответ:
А) межгрупповой;
Б) межличностный;
В) внутриличностный;
Г) внутригрупповой