Тема. Конфликты в управлении

Конфликт – это отсутствие согласия между лицами или группами.

Значение:

· конфликт дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив …

· отсутствие конфликтов внутри организации не только невозможное, но и нежелательное условие.

Формы конфликта:

· функциональный – может вести к повышен6ию эффективности организации

· дисфункциональный – приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации

Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Типы конфликта:

1) внутриличностный

2) межличностный

3) конфликт между личностью и группой

4) межгрупповой

Внутриличностный

· ролевой (когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы);

· может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.

Межличностный

· чаще это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал, время, оборудование, одобрение проекта;

· столкновение личностей (люди с различными чертами характера, взглядами, ценностями не в состоянии ладить друг с другом).

Конфликт между личностью и группой

· группа устанавливает нормы поведения и выработки. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями личности, может возникнуть конфликт;

· личность может занять позицию отличную от группы;

· руководитель, выполняя должностные обязанности, принимает не популярные решения.

Межгрупповой конфликт

· между профсоюзом и администрацией

· между формальными и неформальными группами (между сменами дневными и ночными)

· между линейным и штабным персоналом

Причины конфликта

1) ограниченность ресурсов

2) взаимозависимость заданий

3) различие в целях, представлениях, ценностях, манере поведения, уровне образования

4) плохие коммуникации




Содержание конфликта:

Управленческая ситуация

Источники конфликта

Реакция на ситуацию

Конфликт происходит (конфликт не происходит)

Управление конфликтом

Последствия конфликта

Тема. Конфликты в управлении - student2.ru Тема. Конфликты в управлении - student2.ru Последствия конфликта функциональные

дисфункциональные

Функциональные:

· проблема может быть решена путем, который приемлем для всех сторон (это сводит к минимуму или устраняет трудности в осуществлении решений: враждебность, несправедливость, вынужденность поступать против воли)

· стороны будут больше расположены к сотрудничеству

· уменьшаются возможности группового мышления и покорности (когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям руководителей)

Дисфункциональные:

· неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности

· меньше степень сотрудничества

· больше непрдуктивной конкуренции с другими группами

· представление о другой стороне как о враге

· сворачивание взаимодействия и общения между сторонами

· придание большого значения «победе»

Тема. Конфликты в управлении - student2.ru Тема. Конфликты в управлении - student2.ru Управление конфликтом

структурные методы межличностные методы

Структурные методы:

· разъяснение требований к работе

· координационные и интеграционные механизмы

(цепь команд → иерархия)

· установление общеорганизационных комплексных целей

· использование системы вознаграждений

Межличностные методы:

· уклонение (уйти от конфликта)

· сглаживание (не стоит сердиться, мы одна команда)

· принуждение

· компромисс

· решение проблемы

Решение проблемы:

· определение проблемы в целях

· определение решений, приемлимых для обеих сторон

· сосредоточьте внимание на проблеме, а не личных качествах

· создайте атмосферу доверия

· создайте положительное отношение друг к другу

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И.Кабушкин. -5-е изд., стереотип. – Минск: Новое знание, 2002. – 336 с.

2. Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с.

3. Менеджмент / Под ред. В.В. Томилова. – М., 2003. – 591 с.

Дополнительная

1. Ахутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М., 1998.

2. Велков И.Г. Личность руководителя и стили руководства. М., 1992.

3. Виханский А.С., Наумов А.Н. Менеджмент: Учеб.: 3-е изд. М., 1998.

4. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество. Минск, 1994.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. Изд. 2-е. М., 1995.

6. Ермолович Л.П. Теоретические основы менеджмента. Минск, 1992.

7. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учеб. М., 1997.

8. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1992.

9. Седегов А.С. Основы менеджмента и маркетинга. Минск, 1996.

10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

11. Шейнов В.Л. Как управлять другими. Минск, 1996.

12. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. М., 1996.

Наши рекомендации