Примерная тематика курсовых работ

1. Функции в системе управления, их значение для реализа­ции поставленных целей.

2. Построение организационных структур.

3. Процессы принятия решений в организации.

4. Разработка задач стратегического управления организацией.

5. Влияние процесса коммуникаций на эффективность управ­ления организацией.

6. Менеджмент человеческих ресурсов.

7. Мотивация в системе менеджмента.

8. Конфликты и пути их преодоления.

9. Эффективность менеджмента организации.

10. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.

11. Социально-экономические основы управления организа­цией.

12. Организация управления современной фирмой.

13. Использование мотивационного механизма в управлении организацией.

14. Контроль в системе управления организацией и повыше­ние его эффективности.

15. примерная тематика курсовых работ - student2.ru Повышение эффективности принятия и реализации управ­ленческих решений.

16. Влияние внешней среды на эффективность деятельности организации.

17. Управление коммуникационными процессами в организа­ции.

18. Управление маркетинговой деятельностью в организации.

19. Интеграционные процессы в управлении.

20. Стратегия развития инновационной деятельности в органи­зации.

21. Экономические методы управления современной организа­цией.

22. Функциональные стратегии организаций и проблемы их ре­ализации.

23. Управление трудовыми ресурсами организации (учреждения).

24. Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования.

25. Управление внешнеэкономической деятельностью фирмы.

26. Социальная ответственность современной организации и формирование организационной культуры.

27. Системный подход в менеджменте и его значение в управлении организацией (учреждением).

28. Стратегия формирования кадровой политики в организации (учреждении).

29. Повышение эффективности организации управленческого труда.

30. Повышение конкурентоспособности организации как важ­ная стратегическая цель менеджмента.

31. Деловые (конкурентные) стратегии организаций, проблемы их реализации.

32. Проектирование системы менеджмента современной орга­низации.

33. Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффектив­ность работы трудового коллектива организации (учреждения).

34. Управление эффективностью деятельности организации (учреждения).

35. Экономическое обоснование принятия управленческих ре­шений.

36. Организационные процедуры принятия решений и методы их оптимизации.

37. Проектирование информационного обеспечения управлен­ческих решений.

38. Реинжиниринг, его сущность и методы.

39. Управление рисками в организации.

40. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.

41. Особенности и необходимость совершенствования управления организацией (учреждением) в современных условиях.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

ТЕМА: Функции в системе управления, их значение для реализа­ции поставленных целей.

В первой главе работы необходимо показать важность изу­чения функций управления как одной из характеристик процесса управления, дать определение функции управления, выделить общие и специфические функции, показать структуризацию функ­ций управления и их взаимосвязь с управленческой структурой.

Во второй главе работы следует дать характеристику кон­кретной организации (учреждения), краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции или услуги. Далее необходимо проанализировать управление как процесс реализации взаимосвя­занных функций, т.е. показать взаимосвязь функций управления с целями, задачами, структурой управления. При этом важно пока­зать роль связующих процессов (коммуникации, принятия реше­ний) в реализации конкретных функций управления рассматрива­емого объекта.

В третьей главе работы должны содержаться рекомендации по формированию и совершенствованию функций управления, обоснование эффективности реализации функций управления в организации (учреждении).

В качестве иллюстративного материала необходимо пред­ставить схему взаимосвязей функций управления, схему взаимо­связей функций со структурой организации (учреждения).

ТЕМА: Построение организационных структур.

В первой главе работы необходимо дать понятие организа­ционной структуры, изложить требования к построению эффек­тивной структуры управления, рассмотреть факторы, влияющие на формирование оргструктуры. Далее необходимо рассмотреть типы оргструктур: линейную, линейно-функциональную, матричную и другие схемы управления, их достоинства и недостатки, границы использования. При этом важно выявить проблемы в построении современных организаций, проанализировать возможные вариан­ты их решения.

Во второй главе работы необходимо дать характеристику конкретной организации: краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции или услуги, проанализировать существующую структуру управления. При этом следует обратить внимание на существующие в данной организации нормы управля­емости, особенности формирования структурных подразделений, выделить и сформулировать имеющиеся проблемы в организации управления.

В третьей главе обосновываются предложения по совершен­ствованию действующей структуры управления, основные этапы проектирования нового варианта организационной структуры, рас­пределение полномочий и ответственности, корректируются должностные инструкции. В результате должна быть представлена схе­ма нового варианта структуры управления и ее характеристика.

В качестве иллюстративного материала необходимо предста­вить схему организационной структуры управления предприятием (действующий и проектный варианты), оценку нормы управляе­мости, алгоритм проектирования либо рационализации структуры управления организацией, при необходимости скорректированные должностные инструкции.

ТЕМА: Процессы принятия решений в организации.

В первой, теоретической, главе работы необходимо раскрыть сущность и значение процессов принятия решений в организации, дать определение и классификацию управленческих решений, вы­явить факторы, влияющие на процесс принятия решений. Здесь также необходимо сформулировать требования, предъявляемые к управленческим решениям, и показать реализацию требований на конкретных примерах, описать подходы к принятию решений в отечественной и зарубежной практике.

Во второй, аналитической, главе прежде всего необходи­мо дать характеристику конкретной организации (предприятия): краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции либо услуги. Далее необходимо провести анализ про­цессов принятия решений в данной организации и на основании анализа разработать процедуру подготовки, принятия и реализа­ции управленческого решения по форме, представленной ниже.

Этапы процедуры Содержание Участвующие подразделения и исполнители Способы выполнения работ
1. Постановка проблемы      
2.Анализ и обработка исходной информации      
3. Разработка вариантов решения      
4. Выбор окончательного варианта      
4. Организация выполнения решения      
5. Контроль выполнения решения      

В третьей, практической, главе необходимо проанализиро­вать действующие в организации процедуры подготовки и приня­тия управленческих решений, выявить их достоинства и недостат­ки и наметить предложения по совершенствованию. В результате проведенного исследования необходимо представить проектный вариант процедуры подготовки и принятия управленческих ре­шений.

В качестве иллюстративного материала необходимо пред­ставить схемы, описание реальной ситуации и механизма выра­ботки управленческого решения.

ТЕМА: Разработка задач стратегического управления организацией.

В первой главе работы следует раскрыть понятие и сущность стратегического управления, миссии и целей организации, оха­рактеризовать основные виды стратегий в теории стратегическо­го управления, показать влияние факторов внешней среды и роль маркетинговых исследований в выработке стратегии поведения организации.

Во второй главе дать характеристику конкретной органи­зации, проанализировать сильные и слабые стороны его деятель­ности. Далее необходимо выявить и сформулировать глобальную цепь и цели функционирования организации, проанализировать задачи, стоящие перед подразделениями организации, провести анализ факторов внешней и внутренней среды организации и рас­смотреть возможные стратегические альтернативы с учетом кон­курентной позиции организации на рынке.

Результатом второй главы должно быть описание конкрет­ной стратегии, выбранной компанией с учетом проведенного ана­лиза.

В третьей главе должны быть сформулированы предложе­ния по реализации стратегического плана. Для этого необходимо разработать постоянный план реализации выбранной вами стра­тегии с указанием целей, задач, процедур выполнения и необхо­димых для этого ресурсов на каждом этапе. Провести оценку стра­тегического плана. В качестве альтернативного варианта можно рассмотреть и описать процесс формирования бизнес-плана как важного этапа в реализации стратегии компании.

В качестве иллюстративного материала необходимо пред­ставить структуру целей организации; процесс стратегического планирования; схемы стратегического управления организацией, реализации стратегического плана и др.

ТЕМА: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управ­ления организацией.

В первой главе необходимо раскрыть сущность и значение коммуникационных процессов в организации. Показать структу­ру коммуникационных процессов, внутрифирменные коммуни­кации, коммуникации между организацией и внешней средой. Здесь также необходимо осветить современные информационные технологии осуществления коммуникационных процессов, увя­зать с проблемами повышения качества коммуникаций и эффек­тивностью управления.

При этом целесообразно выявить основные современные проблемы становления и развития коммуникационных процессов в организациях.

Во второй главе на основе анализа деятельности конкретной организации оценить состояние коммуникационных процессов, содержание этапов, значение и роль обратной связи. При этом необходимо выявить и проанализировать степень влияния комму­никаций на эффективность управления организацией и использу­емые при этом современные информационные технологии.

В третьей главе следует обосновать предложенные ме­роприятия по совершенствованию коммуникационных процессов в организации, разработать схему коммуникационного процесса с учетом предложений и показать ее целесообразность.

В качестве иллюстративного материала представить схему коммуникационного процесса в организации; характеристику по­мех в процессе управления; информационные технологии и тех­нические средства в организации.

ТЕМА: Менеджмент человеческих ресурсов.

В первой главе работы необходимо раскрыть роль челове­ческого фактора в менеджменте, показать, что человек — это самая большая ценность и самое сильное конкурентное преимущество. Далее необходимо раскрыть особенности современной кадровой политики, содержание, формы и методы кадровой работы. Опре­делить понятие лидерства в менеджменте, роль лидера в группе, стили руководства.

Необходимо также рассмотреть основные проблемы фор­мирования групп с учетом особенностей мотивации, условий ра­боты, формальных и неформальных лидеров и др.

Во второй главе работы необходимо дать характеристи­ку конкретной организации (учреждения) и конкретной группы (отдела и т.д.), проанализировать численность, демографическую структуру, выполняемую работу. Далее необходимо проанализи­ровать систему межличностных отношений, сферу их проявления в трудовом коллективе и определить ценностно-ориентационное единство коллектива.

В третьей главе работы следует обосновать собственные предложения по совершенствованию процесса управления чело­веческими ресурсами, уделив при этом внимание подбору и рас­становке кадров, мотивационной политике, психологическому комфорту в коллективе, системе накопленных ценностей.

В качестве иллюстративного материала представить: струк­туру управления, функциональные обя­занности менеджеров, тесты на определение лидерства, роли в группе и др.

ТЕМА: Мотивация в системе менеджмента.

В первой главе работы необходимо раскрыть сущность и понятие мотивации как специфической функции менеджмен­та, отнесенной к системе управления трудовыми ресурсами. При этом необходимо раскрыть основные понятия мотивации: потреб­ности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование. Здесь также целесообразно рассмотреть основные теории мотивации и определить круг проблем, наиболее часто встречающихся в управлении и требующих анализа в данной курсовой работе.

Во второй главе прежде всего дать характеристику деятель­ности конкретного объекта; описать характер выпускаемой продукции или услуги. Далее необходимо проанализировать дейс­твующую систему мотивации: опыт мотивации персонала в разные периоды развития объекта, современную модель мотивации сотрудников, кадровую стратегию объекта.

В третьей главе необходимо представить и обосновать пред­ложения по совершенствованию мотивационного механизма в объекте исследования. Здесь целесообразно привести данные тестирования, анкетирования, анализа степени удовлетворения основных по­требностей во взаимосвязи с решением общих задач объекта.

ТЕМА: Конфликты и пути их преодоления.

В первой, теоретической, главе работы необходимо рассмотреть понятие и природу конфликтов, структуру и классификацию конфликтов. Эти вопросы увязать со стратегией руководителя при разрешении конфликтов. Рассмотреть стрессы, их виды и влияние на личность, на трудовой коллектив, обратить внимание на пробле­мы, мешающие развитию благоприятной психологической атмо­сферы в коллективе.

Во второй главе дать характеристику конкретной организа­ции (учреждения): краткую историческую справку, характер выпускаемой про­дукции или услуги, схему управления. Далее необходимо проанализировать имеющиеся в ней конфликтные ситуации. При этом важно определить: характер конфликта, время его появления, внутрен­ние и внешние причины, глубину распространения. Результатом анализа должны послужить определенные мероприятия, направ­ленные на достижение атмосферы психологического комфорта и поставленных целей.

Третья глава работы должна содержать обоснование предло­жений и мероприятий, выявленных на основе проведенного анализа по ликвидации конфликтов. При этом важно учесть пози­цию трудового коллектива во избежание новых конфликтов.

В качестве иллюстративного материала представить схемы разрешения конфликтов, данные анкетирования по вопросам конфликтологии, схему управления и др.

ТЕМА: Эффективность менеджмента организации.

В первой, теоретической, главе работы необходимо раскрыть сущность и понятие эффективности менеджмента, показать, в чем отличие эффективности управляющей системы от эффективности управляемых объектов. Рассмотреть факторы, влияющие на эффек­тивность менеджмента: экономические, политические, социаль­но-психологические, организационные, технические. Показать, в чем смысл и значение социальной ответственности организации и какую роль в повышении эффективности играет организационная культура.

Во второй, аналитической, главе необходимо дать характе­ристику конкретной организации: привести структуру управле­ния, описать характер выпускаемой продукции или услуги и тех­нологического процесса (если имеется). Далее проанализировать деятельность управляющей системы.

В третьей, заключительной, главе необходимо обобщить результаты проведенного анализа и обосновать предложения по рационализации управления. Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

В качестве иллюстративного материала представить табли­цы качественных и количественных показателей эффективности, расчеты экономической эффективности.

ТЕМА: Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.

В первой главе работы необходимо исследовать автоматизи­рованные информационные технологии, применяемые в управ­лении организацией (учреждения), показать технологию управления как ком­плексный информационный процесс. При этом необходимо дать общую характеристику информационной системы менеджмента, компьютерным информационным технологиям в управлении и показать важность создания системы информационной подде­ржки управленческих решений.

Во второй главе работы необходимо провести анализ ин­формационной системы конкретного объекта: дать его организа­ционно-экономическую характеристику, проанализировать и дать оценку его информационной системы, техническим и программным ресурсам.

В третьей главе необходимо представить рекомендации по формированию управленческой информацион­ной системы, для чего описать коммуникации и информационные потоки, обратить внимание на выбор информацион­ных технологий и программных средств, рассмотреть возможность формирования информационной сети. При этом поиск рациональных путей проектирования можно вести по следующим направлениям:

разработка типовых проектных решений, включенных в па­кеты прикладных программ;

разработка автоматизированных систем проектирования.

В первом случае наиболее распространенными пакетами прикладных программ являются: «1С: бухгалтерия», «Турбо-Бух­галтер», «Парус», «Бэмби+», «КОНСУЛЬТАНТ», «Галактика», «Project-Expert» и др.

Во втором случае важное направление в развитии техноло­гий составляют разработки интегрированных инструментальных средств, базирующихся на концепциях жизненного цикла и уп­равления качеством ИС и ИТ управления.

ТЕМА: Особенности и необходимость совершенствования управления организацией (учреждением) в современных условиях.

В первой главе работы следует раскрыть понятие и сущность организации (учреждения) как объекта управления. Выделить состав ресурсов, необходимых для жизнедеятельности организации, показать зави­симость от внешней среды, разделение труда, структуру управле­ния. Необходимо проанализировать подходы к процессу управле­ния в организации (учреждении), показать роль и значение менеджеров в до­стижении эффективности управления.

Во второй главе работы следует дать характеристику кон­кретной организации (учреждения) в динамике ее развития: краткую истори­ческую справку, описать характер выпускаемой продукции или услуги, структуру управления. Проанализировать сильные и сла­бые стороны деятельности, ее конкретную пози­цию на рынке( место в системе органов власти и управления).

В третьей главе должны быть сформулированы предложения и рекомендации по решению проблем, выявленных в первой главе и проанализированных во второй. Следует показать основные на­правления совершенствования управления, учет неопределенности и риска при построении процессов управлении.

В качестве иллюстративного материала необходимо пред­ставить схему структуры управления, исходные данные и показатели эффективности управления.

Наши рекомендации