Самостоятельная работа студентов

Целью организации самостоятельной работы студентов (СРС) по предмету «Теория менеджмента» (История управленческой мысли) является получение глубоких дополнительных знаний и разностороннего понимания по изучаемой дисциплине.

Самостоятельное изучение некоторых разделов дисциплины является важнейшим этапом всей работы студента, которая ведётся в соответствии с планом организации СРС, утверждаемом на кафедре, за которой закреплена данная дисциплина.

Основные формы реализации СРС – изучение учебно-методической литературы, выполнение контрольных работ, написание рефератов. В качестве базовой литературы можно использовать учебники и учебные пособия, согласно списку рекомендованной литературы, а также любые другие источники информации, такие как электронные учебники, обучающие и энциклопедические web-сайты, публикации журналов и конференций.

Контрольная работа выполняется студентами самостоятельно внеаудиторно.

Подготовка к выполнению контрольной работы начинается с выбора варианта работы.

Номер темы контрольной работы должен соответствовать номеру по списку студентов в журнале посещаемости.

После определения своего варианта контрольной работы необходимо подобрать литературу, которая будет использоваться при выполнении Вашей контрольной работы.

Работа с литературой начинается с изучения списка рекомендованной и дополнительной литературы, отражающей программу дисциплины. Необходимо по каталогам подобрать литературу, соответствующую рассматриваемой теме, предпочтение необходимо отдавать более поздним изданиям. Для более полного представления о проблемах и отдельных вопросах по теме необходимо ознакомиться с их изложением в других источниках. Могут быть использованы материалы текущей периодики, прежде всего журналы "Вопросы экономики", "Российский экономический журнал", "Экономист", "Мировая экономика и международные отношения", "Человек и труд", "ЭКО" и др.

Для простоты использования материала в дальнейшем, его необходимо тщательно регистрировать и фиксировать в сопоставлении с другими материалами, сравнивать факты и группировать по тематике. При изучении литературы желательно делать выписки основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных. Записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материалов, одной из обязательных форм организации умственного труда. Записи следует вести на отдельных листах на одной стороне, что позволит затем сгруппировать материал по вопросам темы. Записи могут иметь форму плана, тезисов, конспектов, выписок, а также картотеки идей, цитат, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной информации.

Изучение литературы по теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизирования, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

Необходимо вести систематическую работу над литературными источниками.

При работе с учебной и научной литературой принципиально важно принимать во внимание момент развития. В то же время настойчивое подчеркивание момента развития вовсе не означает полной ревизии учебной и научной литературы, рекомендуемой по курсу. Студент обязан знать не только литературу, рекомендуемую в данном пособии, но и новые, важные издания по курсу.

В качестве рекомендаций по использованию Интернет-ресурсов можно предложить следующий план работы с Интернет-источниками:

- произвести запрос, включающий ключевые слова темы, в различных поисковых системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.mail.ru, www.yahoo.ru.;

- произвести запрос в поисковых системах;

- среди найденного материала, в первую очередь, необходимо просматривать сайты со строгим соответствием запросу и только затем просматривать остальные найденные сайты;

- при необходимости, возможно, напрямую обратиться к тому или иному сайту.

Процесс работы над темой может быть разделен на 4 этапа:

1. Вводный – выбор темы, поиск литературных источников, работа над планом и введением;

2. Основной – работа над оглавлением, основной частью и заключением;

3. Заключительный – оформление работы;

4. Защита работы (на зачете, экзамене).

Структура работы включает в себя следующие элементы:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть (главы);

- заключение;

- список литературы и источников;

- приложение.

Формулирование цели и задач

Выбрав тему и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план работы. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Можно предложить два варианта формулирования цели:

1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.

2. Формулирование цели с помощью вопросов.

Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.

Работа над планом

Работу над планом необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в работе, этапы раскрытия темы. При работе над планом необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).

Требования к оглавлению

Оглавление работы должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

Работа над введением

Введение – одна из составных и важных частей работы. В объеме работы введение, как правило, составляет 1-2 страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач работы, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Работа над основной частью материала

Все рассуждения нужно аргументировать. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

- рекомендуется не вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

- при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

- каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

В работе излагается постановка проблемы, содержание исследования и его основные результаты.

Текст работы демонстрирует:

- знакомство автора с основной литературой вопроса;

- умение выделить проблему и определить методы ее решения;

- умение последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов:

- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения.

Работа над заключением

Заключение – самостоятельная часть работы. Оно не должно быть переложением содержания работы.

Заключение должно содержать:

- основные выводы в сжатой форме;

- оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Правила оформления библиографических списков

Список литературы помещается в конце работы и пронумеровывается.

Список литературы должен содержать только те источники, которые автор использовал для подготовки контрольной работы.

Библиографическое описание книг составляют, как правило, на языке текста издания. Оно состоит из: сведений об авторе(ах), заглавия книги, указания места издания, названия издательства, года издания, количества страниц в книге. При наличии 3-х и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.».

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

- автор (фамилия, инициалы);

- название, подзаголовок;

- выходные данные (место издания, издательство и год издания).

Пример: Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / Пер. с англ. под ред. Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2009, ‑ 344 с.

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

- название сборника, журнала, газеты;

- место издания и год издания;

- год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример: И.Ульянов. О качестве расчетов нормы прибыли. // Экономист, М.:2006, №5. с.26-30

Список источников лучше группировать: законы и нормативные акты, книги одного, двух и более авторов, статьи в периодических изданиях и сборниках, интернет-источники (официальное название сайта - http-адрес!).

Пример: Проект компании “Agava Software” – JobList.ru (www.joblist.ru).

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.

Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.

Выполненная работа должна быть определенным образом оформлена. У нее должны быть заполнены титульный лист (приложение №1 настоящих методических указаний), план работы (Приложение № 2), основная часть и список использованной литературы (Приложение № 3).

При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.

Оформление работы следует вести с помощью компьютера с соблюдением следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):

- набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным шрифтом Times New Roman 14;

- заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным, прописным) без точки в конце, выравниваются по центру, переносы в словах не допускаются;

- межстрочный интервал полуторный;

- не разрешается интервал между абзацами;

- абзацный отступ 1,25 см.;

- поле левое 3 см., правое 1,5 см., верхнее и нижнее – 2 см.;

- нумерация страницы сверху посередине листа шрифтом Times New Roman 12, номера присваиваются всем страницам, исключая титульный лист, нумерация страниц проставляется со второй страницы;

- объем работы ровно 20 страниц. В этот объем не входят список литературы и приложения.

Текст контрольной работы следует разбивать на абзацы, начала которых пишут с красной строки. Абзацами выделяются примерно равные по объему, тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста.

В тексте работы рекомендуется использовать подстрочные ссылки со сквозной нумерацией. На каждый источник в тексте контрольной работы должна быть ссылка, которая состоит из номера ссылки (нумерация дается постранично, на одной странице – не более 5 ссылок) и библиографического описания источника с указанием той страницы источника, на которой помещен используемый материал. В том случае, если на одной странице несколько раз подряд дается ссылка на один и тот же источник, то библиографическое описание источника заменяется указанием «Там же».

Пример ссылки, если используется прямая цитата из этого источника:

1.В.Н.Иванов, В.И.Патрушев Социальные технологии. 2-е изд-е, исправленное и дополненное. – М., «Муниципальный мир», 2004, с. 273.

2 Там же, с. 21.

Пример ссылки, если используется недословное приведение выдержки из источника:

3См.: В.Н.Иванов, В.И.Патрушев Социальные технологии. 2-е изд-е, исправленное и дополненное. – М., «Муниципальный мир», 2004, с. 273.

Каждый заголовок первого уровня и следующий за ним текст начинаются с новой страницы. К заголовкам первого уровня относятся: (ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ ГЛАВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ(Я)).

Названия параграфов печатаются сразу после названия глав. Они печатаются полужирным шрифтом, выравниваются по центру, имеют только первую букву прописную, остальные – строчные. Между названием главы, названием параграфа и текстом оставляется одна пустая строка.

Наши рекомендации