Словарь терминов (глоссарий

Бизнес-инкубатор - организация, обеспечивающая малые предприятия физическим пространством для работы, помещениями и сооружениями на основе совместного использования, доступом к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса. Деятельность бизнес-инкубатора способствует осуществлению начальной стадии развития нового, как правило, малого предприятия, освоению новой продукции и реализации инновационных проектов.

Венчурная фирма - коммерческая научно-техническая фирма, занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом (рискованный вид капитала).

Внедренческая фирма - посредническо-консультационная хозрасчетная организация, специализирующаяся на распространении инноваций.

Государственная инновационная политика - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ.

Дисконтирование – метод приведения будущей стоимости денег к настоящей их стоимости.

Дисконтная ставка – ставка процента, по которой будущая стоимость денег приводится к настоящей их стоимости, т.е. по которой осуществляется процесс дисконтирования.

Диффузия инновации - распространение однажды освоенной инновации.

Изобретение – новое техническое решение, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое. Право на изобретение охраняет закон и подтверждает патент на изобретение, который действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

Имитационная стратегия - стратегия, при которой технологическая идея уже известна рынку, но используется самой компанией впервые.

Инвестиции интеллектуальные – вложение средств в обучение, подготовку и переподготовку персонала, получение лицензии и «ноу-хау», совместные научные разработки.

Индекс рентабельности инноваций – отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Индивидуалистический характер инновационной организации - свободное, открытое и добровольное объединение людей, при котором инновационная организация представляет собой сообщество полуавтономных образований.

Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей – реализацию инноваций.

Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, консультационные организации и другие специализированные организации).

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; новый подход к социальным услугам.

Инновационное предпринимательство - общественный технико-экономический процесс, направленный на создание лучших по своим свойствам товаров, услуг, технологий путем практического использования нововведений.

Инновационные инвестиции – одна из форм инвестирования, осуществляемая с целью внедрения инноваций в производство.

Инновационный менеджмент - совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности.

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный процесс– процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инноваций, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации.

Интегральный эффект (чистый приведенный доход)– один из важнейших показателей оценки эффективности инноваций. Определяется как разность между результатами и инновационными затратами за расчетный период, приведенными к одному году, обычно начальному.

Интеллектуальная собственность - исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.). Большинство объектов интеллектуальной собственности как результаты творческого труда имеют авторов, чьи имена сопровождают данные объекты. Товарные знаки и иные обозначения индивидуализируют субъекты и продукты обычного труда – товары, услуги.

Концепция экономической динамики и циклов Й. Шумпетера - теория, центральное место в которой отведено предпринимательской функции. Важная роль придается не только росту как таковому, но изменениям и инновациям.

«Кружки качества» - форма привлечения работников к решению проблем повышения качества продукции. Это творческий коллектив, решающий вопросы улучшения качества применительно к данному производству методом «мозгового штурма», т.е. коллективного принятия решений на основе анализа выявленных недостатков по качеству изделий, выполняемых работ (услуг). Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г.

Маркетинг новых изделий - проверка изделий, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная компания.

Научно-исследовательский институт - организация, специализирующаяся на прикладных исследованиях и разработках и ответственная за научно-технический уровень конкретной отрасли и научно-техническое направление.

Научно-техническая продукция - законченный в соответствии с договором и принятый заказчиком результат научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К ней относятся: научно-техническая документация, опытные образцы новой продукции, научно-технические услуги, различные виды консультаций.

Номинальная ставка процента - текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции.

Норма рентабельности (внутренняя норма доходности) - один из важнейших показателей оценки эффективности инновационных инвестиций. Характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестируемых средств.

Ноу-хау - совокупность технических, технологических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации производства. «Ноу-хау» не патентуется, так как в значительной части состоит из определенных приемов, навыков, производственного опыта. «Ноу-хау» наряду с патентами, товарными знаками, авторскими правами считается собственностью предприятия, фирмы. В качестве товара «ноу-хау» сопутствует продаже патентов и лицензий, но может реализовываться самостоятельно. Обмен «ноу-хау» может осуществляться путем передачи технической документации, организации обучения персонала, участия специалиста в производственном процессе.

Окупаемость инвестиций - процесс возвратности вложенных инвестиционных средств в полном объеме.

Партисипативная инновационная организация - организация, в которой участие специалистов всех уровней в менеджменте предполагает: участие в принятии решений, участие в установлении целей, участие в решении проблем. Структура парсипативной организации имеет демократический характер, при котором каждое лицо в организации, имеющее власть над другими, подотчетно их совместному контролю.

Патент - документ, удостоверяющий приоритете, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.

Период окупаемости - показатель эффективности инновационных инвестиций, характеризующий срок, в течение которого они полностью окупятся. Рассчитывается делением общей суммы инвестиций в инновации на среднегодовой денежный поток, приведенный к настоящей стоимости.

Подготовка и организация нового производства - приобретение производственного оборудования и изменения в процедурах, методах и стандартах производства, контроля качества, необходимых для изготовления нового изделия или использования нового технологического процесса.

Прикладные исследования - оригинальные исследования, предпринятые для получения знаний. Предназначаются главным образом для достижения конкретной практической цели или решения задачи. Прикладные исследования облекают идею в практическую форму. Полученные в итоге знания или информация часто патентуется.

Прогнозирование - научно обоснованное предсказание вероятностного развития событий или явлений на будущее на основе статистических, социальных, экономических и других исследований.

Проектирование - процесс разработки планов и чертежей, технических спецификаций и операционных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки производства и маркетинга новых изделий и процессов.

Процентная ставка - фиксированная ставка, по которой в установленные сроки выплачивается сумма процента.

Реальная ставка процента - номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции.

Рисковый капитал - особая форма вложения капитала в объекты инновационной деятельности с высоким уровнем риска в расчете на быстрое получение дохода. Фирмы – объекты такого инвестирования – называются рисковыми или венчурными.

Социальные инновации - общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия, что стимулирует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед его сотрудниками и обществом в целом.

Стратегическое управление - одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке конкретных программ для их достижения. Стратегическое управление рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.

Стратегия организации - определенная конкретная программа организации, в соответствии с которой осуществляется ее деятельность, дальнейшее совершенствование и управление.

Стратегия технологического лидерства- стратегия, при которой технология, воплощенная в новом продукте или услуге, является совершенно новой для рынка.

Структурные источники экономического развития страны - совокупность базовых источников укрепления экономического потенциала страны, включающие развитие на основе факторов производства, развитие на основе инвестиций. Развитие на основе инновационной деятельности. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяется структурой источников.

Теория больших циклов хозяйственной конъюнктуры - идея множественности циклов, разработанная Н.Д. Кондратьевым, которая состоит из эмпирического доказательства «большой модели мира», некоторых эмпирически установленных закономерностей, сопровождающих длительные колебания конъюнктуры. Нововведения распространяются во времени неравномерно, появляясь группами.

Товарный знак - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, проставляемое на изделии или его упаковке и служащее для отличия изделий одной фирмы от изделий других фирм. Товарный знак призван содействовать реализации изделий на рынке.

Торговая марка - фирменный знак, символ для обозначения всех выпускаемых изделий данной фирмы. Представляет собой графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание знаков, букв, слов.

Управление персоналом - деятельность, выполняемая в организации, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей.

Факторы социально-экономического развития - технологические, социальные, политические, культурные существенные причины, определяющие уровень технологического и информационного развития страны.

Фундаментальные исследования - экспериментальная или теоретическая работа, выполняемая, прежде всего для получения новых знаний, лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, без какой-либо конкретной цели их применения или использования.

Эвристический прогноз - прогноз, сделанный на основе модели будущего и предполагающий наличие большого уровня знаний, чем это требуется для простой экстраполяции.

Эдхократичекая организация - организация, работающая в областях высоких технологий и в быстрорастущих отраслях. Она проектируется для выполнения нестандартных и сложных работ. Организационная структура менеджмента эдхократической организации характеризуется трудноопределяемостью и гибкостью. Власть в ней основана на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии менеджмента.

Экономическая эффективность инновации - отношение экономического эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его затратам.

Экспериментальные разработки - систематическая работа, основанная на имеющихся знаниях, приобретенных в результате исследований и практического опыта и направленных на производство новых материалов, изделий, внедрение новых технологических процессов, систем и услуг и значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие.

Экстраполяция - метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть; оценка будущих величин или значений параметров в предположении плавного непрерывного хода кривой их временной зависимости.

Эффект - разница между результатом и затратами; конечный результат какого-либо вида деятельности, полученный в результате сопоставления прибыли (дохода) и затрат (издержек) на осуществление.

Наши рекомендации