Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения

Практически управление любой фирмой имеет два режима рабо­ты:

1) стратегическое управление;

2) оперативное управление.

Их сопоставление позволяет сделать выводы, что они во многом различаются и даже противоположны (табл. 6.4.1). Таким образом, даже в рамках одной фирмы требуются разные стили организацион­ного поведения. Крайними являются следующие:

• производственный;

• предпринимательский.

Производственный стиль ориентирован на минимизацию отклоне­ний от традиционного поведения. Предпринимательский — на непре­рывное изменение достигнутого состояния.

Таблица 6.4.1 Основные характеристики режимов управления

Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Культура фирменно­го поведения Ориентирована на произ водство (маркетинг), успех определяется агрессивно­стью в конкуренции и эф­фективностью в производ­стве Ориентирована на страте­гию (гибкость), успех оп­ределяется изобретательно­стью, созданием новых возможностей, предвиде­нием
Характеристики управляющего лица Умение получить при­быль, достичь поставлен ной цели, контролировать подчиненных Предпринимательство, но­ваторство, благожелатель­ное лидирование в коллек тиве
Основные методы управления Долгосрочное планирова­ние, контроль Стратегическое планирова­ние, управление и кон троль
Типовые структуры управления Линейно-функциональные, дивизиональные Матричные, множествен ные

Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента

Продолжение табл. 6.4.1

Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Динамичность струк­туры управления Стабильная Динамичная
Характер власти Децентрализована, сосре­доточена в производстве и маркетинге Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР

Различия в организационном облике фирм, преимущественно при­держивающихся этих крайних стилей, характеризуются табл. 6.4.2.

Таблица 6.4.2 Сравнение производственного и предпринимательского стилей



Стиль Характеристики Производственный Предпринимательский
Цели Оптимизация прибыльности Оптимизация потенциала прибыльности
Пути достижения цели Экстраполяция прошлых под­ходов Взаимодействие возмож­ностей получения прибы ли и качеств управления
Ограничения По окружающей среде и внут­ренним возможностям По способности изменить окружающую среду, соз­дать требуемые специали­зации, воспринять спосо­бы поведения
Система стимули­рования За стабильную эффективность и прошлую деятельность За творчество и инициа­тиву
Информация Внутренняя: результаты дея тельности Внешняя: глобальные возмож­ности Внутренняя: возможности Внешняя: долгосрочные возможности
Стиль руково детва Популярность, обеспечение единства подходов Допущение риска, умение вдохновить на воспри­ятие изменений
Оргструктура Стабильная или расширяющая ся, экономия на масштабах производства, слабая увязка разных видов деятельности Гибкая, по проблемам, жесткая увязка видов деятельности
Подходы к реше­нию управленче­ских проблем Реакция на возникшую про блему, использование прошло­го опыта с минимумом откло нений от статус-кво, рассмот­рение одной подходящей альтернативы Активный поиск возмож ностей, предвидение про­блем, большие отклоне­ния от статус-кво, поиск лучшей из многих аль­тернатив
Отношение к риску Минимизация риска, соответ­ствие прошлому опыту Сознательный риск, ба­ланс совокупности риско­ванных вариантов

И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент

Как уже указывалось, не только преимущественный тип деятель ности определяет организационный стиль поведения, но и многие другие факторы, которые реализуются в реакции фирмы на измене­ния во внешней среде (под реакцией понимается качество и типы по­ведения, обусловленные потенциалом фирмы). Различают четыре основные реакции:

• производственную;

• конкурентную;

• инновационную;

• предпринимательскую.

Их основные характеристики приведены в табл. 6.4.3.

Таблица 6.4.3 Характеристики основных реакций фирмы

Типы реакций Характери­стики Производст­венная Конкурентная Инновационная Предпринима­тельская
Характерные черты управ ления Минимально необходимое общее руко­водство. Распределение конкретных обязанностей. Финансовый контроль. Основное вни­мание произ­водству Балансировка маркетинга и производства. Гибкие роли в управлении. Долгосрочное планирование Нововведение в управлении. Система управления по проектам. Быстрые реак­ции на измене ния Прогнозирова­ние измене­ний. Стратегиче­ский портфель заказов. Стратегическое планирование потенциала. Своевременная реакция на из­менения
Цели фирмы Минимум за­трат Обеспечение оптимальной прибыли Обеспечение краткосрочно го потенциала Обеспечение долгосрочного потенциала
Цели НИОКР Снижение се­бестоимости. Повышение надежности Улучшение то­варного вида. Модернизация продукции Разработка но­вой продукции Создание но­вых техноло­гий для новой продукции
Поведение в конкуренции Реакция на це новую конку­ренцию Агрессивная стратегия сбьь та Стратегия рас ширения рын ков и внедре ние новой про­дукции Разработка но­вых концеп­ций маркетин­га. Поиск новых рынков для новых товаров
Системы премирова ния За снижение себестоимости За повышение рентабельности За новаторство За предпри­нимательство

Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента

Продолжение табл. 6.4.3

Наши рекомендации