Теоретические аспекты науки управления с точки зрения Янпольской Ц.А
Для того чтобы наука управления успешно развивалась, нужно найти адекватный, соответствующий предмету данной науки, метод исследования. «Наука есть наука потому и постольку — поскольку она есть единство системы (понятий, категорий и законов) и метода познания данного предмета или стороны действительности». Метод составляет неотъемлемую часть науки и представляет собой единство марксистско-ленинского подхода и частных приемов исследования, используемых применительно к предмету данной науки с учетом особенностей этого предмета. Исключительное значение метода для науки управления обусловлено следующими дополнительными обстоятельствами.
Во-первых, в современной буржуазной литературе и практике накопился большой и весьма полезный для нас материал по вопросам организации управления, совершенствования техники управления, использования электронно-вычислительных машин для решения конкретных задач управления. Нам необходимо использовать весь этот материал, использовать не механически, а критически, с марксистско-ленинских позиций, с учетом природы Советского социалистического государства.
Во-вторых, наука управления складывается как наука комплексная и прикладная. Попытаемся пояснить, что следует под этим разуметь и почему данное обстоятельство усиливает значение метода для науки управления: 1) наука управления использует выводы, к которым в процессе своего развития приходят другие, смежные с нею науки — экономическая наука, государствоведение и правоведение, физиология и социальная психология и др. и, конечно, в первую очередь — марксистско-ленинская философия; 2) некоторые разделы этих смежных наук, а именно те, которые находятся на стыках, т. е. изучают проблемы, связанные с управлением, одновременно вплетаются в ткань новой науки — науки управления.
Таким образом, «управленческие» разделы, например, социальной психологии (психология управляемых и управляющих, психология неформальных групп и т. д.) остаются связанными с социальной психологией как целостной наукой общим предметом исследования и общим методом исследования, присущими только данной науке. Это относится и к экономической науке, статистике и т. д. Однако одновременно эти «управленческие» разделы отдельных наук связаны и между собой и составляют единый комплекс, что объясняется опять-таки, прежде всего, наличием общего предмета исследования. Что это за предмет «номер два»? Это — отдельные грани, отдельные стороны предметов таких исходных в данном случае наук, как экономическая наука, государство-ведение, правоведение, социальная психология и др., и в то же время это — предмет в собственном смысле слова, предмет «номер один» для науки управления. Этот предмет (с учетом того, о чем мы уже говорили) в его общей, приближенной характеристике — управление как организующая деятельность советских людей, направленная на создание такой системы учреждений, такой их структуры и порядка деятельности, которые способны обеспечить наибольший эффект при наименьших затратах; в этом как раз и выражается прикладной характер данной науки, ее направленность на непосредственные практические цели.
В таком соотношении основных, исходных, наук и создающейся на базе их разделов новой науки нет ничего удивительного. Оно необходимо вытекает из того, что наука управления, будучи комплексной наукой, представляет собой итог двух присущих современности и параллельно протекающих процессов — дифференциации и интеграции наук. При этом интеграция в последние годы все больше и больше приобретает характер внутреннего органического переплетения наук, проникновения, их друг в друга. Такое соотношение наук объективно отражает реальную взаимосвязь жизненных явлений, составляющих их предмет.
Итак, различные части науки управления связаны между собой общим предметом изучения. Но раз есть общий предмет исследования, и раз есть уже не просто конгломерат сведений об этом предмете, а складывается и развивается система идей и понятий, связанная с ним, — значит, рождается новая наука. А наука не может не иметь своего метода исследования. Вырастающий на прочном основании марксистско-ленинской теории познания, исходящий из принципов объективности познания и развития такой метод и определяется особенностями изучаемой материи и помогает глубже проникнуть в суть этой самой материи, лучше познать ее. Метод науки управления еще только начинает создаваться. Он разрабатывается усилиями всех ученых, исследующих проблематику управления. Метод даст возможность: а) собрать воедино данные различных наук, относящиеся к вопросам управления; б) найти законы их связи, заложенные в самом изучаемом предмете, т. е. в управлении как таковом; в) осмыслить эти законы и использовать на практике в управлении те выводы государствоведения, правоведения, психологии и других наук, которые помогают найти оптимальные варианты структуры, форм и способов управления; проверить на практике ценность этой науки. Ведь объективным критерием истинности научного знания, как установлено марксистско-ленинской теорией познания, и является связь с практикой. Ни чисто юридический метод исследования, ни метод только экономического анализа, ни методы, используемые в психологии, взятые сами по себе, не могут выполнить этого назначения. Речь идет о методе, специфика которого проистекала бы из особой природы управления как процесса решения сложных практических задач, требующих учета одновременно самых разнообразных факторов — политических, экономических, юридических и многих других.
Представляется, что составными частями (компонентами) этого метода должны быть: а) функциональный подход к управлению — выявление необходимых в данный период времени для государства функций, с помощью которых должно с наилучшим результатом осуществляться государственное управление, поиски оптимальных вариантов распределения этих функций между органами, находящимися на одном и том же уровне (например, органами общесоюзного подчинения или органами республиканского подчинения и т. п.); б) связанное с функциональным системное изучение аппарата государственного управления; в) исторический подход в изучении управления; г) использование конкретных социологических исследований для изучения аппарата, в частности для проверки эффективности его деятельности.
Все эти подходы, научные приемы взаимосвязаны, проникают один в другой: системное изучение предполагает функциональное, оба они неотделимы от исторического и проверяются конкретно социологическими исследованиями. Функциональный и системный подходы, будучи частными методами исследования, рассматриваются нами как элементы, стороны единого метода материалистической диалектики, конкретные особенности применения которого определяются спецификой изучаемого предмета. Задача ученых-марксистов в исследовании методологии отдельных наук, как нам представляется, и состоит, прежде всего, в том, чтобы раскрыть специфику частно научных методов, определяемую предметом исследования, выявлять возможность, допустимость или целесообразность использования тех или иных частных приемов, частных методов.
Для обоснования общей теории целостных систем много сделали советские философы. Они опираются при этом на выводы и достижения естественных и технических наук.. Научное значение теории систем в том и состоит, что, родившись в результате конкретных исследований окружающего нас мира, которые проведены с помощью различных наук, она объективно отражает то, что существует вне нас, и помогает осмыслить, постичь суть происходящих явлений и процессов, вооружая исследователей еще одним методологическим приемом.
К оценке возможностей, которые таит в себе использование концепции целостных систем, следует подходить с общих позиций материалистической трактовки вопроса о сущности и перспективах научного познания вообще. Марксистско-ленинская теория познания позволяет утверждать, что развитие науки постоянно требует совершенствования методов исследования.[10] А эта мысль особенно важна для нас, когда мы хотим пополнить исследовательский арсенал новой науки — науки управления.
Между системой и внешней средой существуют связи, характерные именно для данной, определенной системы. Изучая целостные системы, философы и естествоиспытатели выявили ряд свойственных им закономерностей. К их числу, например, относится возникновение в системе нового качества, которое рождается в результате соединения (интеграции) элементов в единое целое. Выявлен и ряд других важных особенностей, свойственных целостным и динамическим системам. Взаимосвязь между элементами внутри системы, между элементами и средой, средой и системой в целом осуществляется с помощью информации. Циркулирующие в различных направлениях потоки информации (прямая и обратная связь) регулируют работу системы.
Теория систем раскрыта здесь, конечно, предельно упрощенно. Но в нашу задачу и не входит изложение содержания данной теории. Для этого существует обширная специальная литература, с которой следует ознакомиться ученым, занимающимся процессами управления общественной жизнью. Здесь же важно подчеркнуть, что общие закономерности и правила, установленные теорией систем, можно использовать при изучении системы органов государственного управления,сконцентрировав внимание только на специфических особенностях этой системы и ее элементов.