Закономерности и принципы менеджмента
Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.
К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:
1. развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики
2. влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией
3. соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации
4. соотносительность управляющей и управляемой подсистемы
5. использование преимущественно сознательного управления
6. концентрация и динамичное изменение функций управления в организации
7. оптимизация (рационализация) уровней управления организацией
8. рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.
Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем
Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях.
- Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ. Где даются полномочия - там возникает ответственность.
- Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, она также предполагает справедливо применяемые санкции.
- Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
- Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
- Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами компании.
- Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать плату за свою службу.
- Централизация. Централизация является естественным порядком вещей. Должна быть правильная пропорция между централизацией и децентрализацией.
- Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, кончая руководителем низового звена.
- Порядок. Место для всего, и все на своем месте.
- Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.
- Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
- Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации.
- Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.
Файоль внес много в практику. Разработал принцип построения структур управления и выделил 6 видов управленческой деятельности.
-техническую
– коммерческую
–финансовую,
– защитную
– бухгалтерскую
– административную.
Принципы определяющие научный подход к менеджменту
1. Принцип организационного оформления функционального и полномочного разделения управленческой деятельности.
2. Принцип сочетания формального и неформального управления.
3. принцип делегирования полномочий. Способствует созданию наилучших условий профессионального решения поблем, разгрузке линейных менеджеров, развитию инициативы, повышению ответственности.
4. принцип интеграции процессов управления. Заключается в регулировании меры участия, выравнивании нагрузки, оптимизации связей, эффективном использовании ресурсов, достижения синергического эффекта совместной деятельности.
5. принцип мотивации деятельности.
6. принцип участия в управлении. Создает атмосферу демократизма, доверия, позволяет использовать коллективный разум, понять интересы.
7. принцип развития. Управление всегда должно быть ориентировано на развитие, которое определяет стратегический характер управления, его целеустремленность и перспективность.
8. принцип научности и искусства управления. Требует разработки и реализации практической концепции управления, построенной на основе исследований, использования научного инструментария.
9. принцип динамичности и адаптивности системы управления. Эти качества определяются как организацией управления, так и характеристиками персонала.
10. принцип экономии времени в процессах управления.
Функции управления.
- это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления.
Пять общих функций управления:
• планирование, организация , мотивация, контроль, координация.
Функции Планирование и организации.
Планирование - это, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.
Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:
- где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг.)
- куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;
-как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают,
что должны делать члены организации для достижения целей.
Планирование можно классифицировать по признакам:
- по срокам; комплексное обеспечение выполнения планов; обеспечение устойчивости функционирования и развития организации;
Организация задачи:
- деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий;
- формирование организационной структуры организации, налаживание взаимодействия ее элементов;
- создание условий для формирования определенной организационной культуры организации;
- организация выполнения принятых решений;
- текущая организация производственного, торгового и иных процессов;
обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов.
14.Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:
• пропорциональность; непрерывность; наличие целей; эластичность действий; устойчивость; разделение труд. кооперация труда; соблюдение норм управляемости; делегирование обязанностей и полномочий; параллельность; прямоточность (информационных потоков); ритмичность;
Важное условие рациональной организации управления -делегирование менеджером полномочий подчиненным, которые будут принимать решения в порученных им областях.