Тема 8. Стратегии развития организации

С учетом отрасли и ситуации (количество часов – 2 час.)

Цель занятия: закрепление у студентов представления о стратегиях развития современных организаций с учетом отрасли и ситуации в ней, а также особенностях их разработки.

Форма проведения: опрос, обсуждение проблемных вопросов, решение практических задач, тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности конкуренции в формирующейся отрасли.

2. Особенности конкуренции на динамичных рынках.

3. Особенности конкуренции в зрелых отраслях.

4. Особенности конкуренции в отраслях на этапе застоя или спада.

Контрольные вопросы:

1. Укажите возможные стратегии развития организации в формирующейся отрасли.

2. Объясните, что означает принятие на себя роли «законодателя отраслевых стандартов».

3. Укажите возможные стратегии развития организации на динамичных рынках.

4. Охарактеризуйте основные показатели динамичности отрасли.

5. Укажите возможные стратегии развития организации в зрелых отраслях.

6. Укажите возможные стратегии развития организации в отраслях на этапе застоя или спада.

Проблемные и практические задания:

1. Оцените долю рынка в зависимости от времени прихода организации на рынок.

2. Определите, на каком этапе развития находятся в России такие отрасли, как: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, медицина, научный сектор.

Список источников и литературы

- литература (основная):

1. Томпсон-мл. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. – 12-е изд. / А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2008. – С.258-284.

2. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – М.: КНОРУС, 2005. – С.196-205.

- литература (дополнительная):

1. Фаэй Л. Управление стратегией на уровне рынка / Л. Фаэй, Р. Рэндэлл/ В кн.: Курс MBA по стратегическому менеджменту: сборник лучших работ и статей, оказавших влияние на стратегическое управление компаниями / Под ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделла: пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2007. – С. 25-63.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. CORPUS. Консалтинговые услуги. Раздел «Стратегическое управление. Статьи» // http://corpsys.ru/Articles/Strategy/.

2. Административно-управленческий портал. Раздел «Библиотека» // http://www.aup.ru/library/.

3. Библиотека менеджмента. Раздел «Стратегический менеджмент» // http://www.managment.aaanet.ru/strateg/.

4. Институт профессиональных инноваций. Раздел «Видеолекция по истории развития стратегического менеджмента» // http://www.distanz.ru/ videoLecture /2345/.

Материально-техническое обеспечение занятия:

1. 1 РС преподавателя.

2. Интерактивная доска.

3. Маркерная доска.

4. Проектор.

5. DVD (мультискринный видеокомпьютерный класс).

СЕМИНАР 19.

Тема 9. Стратегии сотрудничества

(количество часов – 2 час.)

Цель занятия: закрепление у студентов представления о стратегиях сотрудничества в деятельности современных организаций, а также особенностях их разработки.

Форма проведения: опрос, обсуждение проблемных вопросов, решение практических задач, тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Стратегия сотрудничества на внутреннем рынке.

2. Стратегии сотрудничества на внешних рынках.

Контрольные вопросы:

1. Укажите, чем отличаются союзы и партнерства от обычных договоров о сотрудничестве между организациями.

2. Объясните, в каких случаях применяются стратегии аутсорсинга.

3. Укажите, чем отличается стратегия прямого экспорта от непрямого.

4. Определите, в каких случаях предпочтительнее применять стратегию лицензирования, а в каких – франчайзинга.

Проблемные и практические задания:

1. Проведите сравнительный анализ стратегий товарного, производственного и делового франчайзинга.

2. Отметьте сильные и слабые стороны применения стратегий сотрудничества в практике работы современных отечественных предприятий или зарубежных компаний, работающих на российском рынке.

Список источников и литературы

- литература (основная):

1. Томпсон-мл. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. – 12-е изд. / А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III. – М., СПб., Киев: Вильямс, 2007. – С.212-234.

- литература (дополнительная):

1. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – С.235-249.

2. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 316-325.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. CORPUS. Консалтинговые услуги. Раздел «Стратегическое управление. Статьи» // http://corpsys.ru/Articles/Strategy/.

2. Административно-управленческий портал. Раздел «Библиотека» // http://www.aup.ru/library/.

3. Библиотека менеджмента. Раздел «Стратегический менеджмент» // http://www.managment.aaanet.ru/strateg/.

4. Институт профессиональных инноваций. Раздел «Видеолекция по истории развития стратегического менеджмента» // http://www.distanz.ru/ videoLecture /2345/.

Материально-техническое обеспечение занятия:

1. 1 РС преподавателя.

2. Интерактивная доска.

3. Маркерная доска.

4. Проектор.

5. DVD (мультискринный видеокомпьютерный класс).

СЕМИНАР 20.

Наши рекомендации