Типы бизнес-организаций и менеджмен

УПРАВЛЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. «Антикризисный менеджмент».

А) Хаос-менеджмент, позиция жертвы. Кризис воспринимается как лавинообразный рост проблем, на разрешение которых катастрофически не хватает ресурсов: временных, технологических, кадровых, финансовых… Резко «проседает» управляемость организации и руководитель, управленец, специалист чувствуют себя так, как будто их переместили из воды в густой кисель: движений больше, а эффекта меньше. Установка индивидуальных действий - главное выжить! В кризисной ситуации многие управленцы вообще перестают думать и полностью переходят на рефлекторный режим действий. Им кажется, что они находят воистину гениальные решения, а на самом деле их компании с удручающим и, безусловно, достойным лучшего применения упорством, массово реализуют несколько типовых и абсолютно бесперспективных сценариев. Кто кидается советоваться с друзьями/знакомыми, кто обращается к гадалкам и астрологам. Некоторые обретают вкус к размышлениям о высоких материях и погружаются в прогнозы относительно возможной политики администрации США и перспективах динамики цен на нефть.

Б) Деятельностный подход в управлении. Кризис – всегда кризис управления, иногда и точка роста, и сильнейшие понимают, что основные ценности и ответственность несет человек как субъект, а не как объект ситуации. Важно победить дефицит ресурсов (цейтнот и др.). Примеры действий:

· Диагностика проблем («болезни» и «патологии» организации) и оценка ресурсов

· Программа антикризисных мероприятий

· Ротация управленческой команды

· Пакет мер с малыми инвестициями и быстрым экономическим эффектом

· Бережливое производство, оптимизация численности, реализация неприбыльных активов, реструктуризация, прирост объема продаж.

2. «Регулярный менеджмент» – правильный, общепринятый нормированный менеджмент, главное обеспечить конкурентный, т.е. эффективный, инновационный бизнес! Примеры действий:

· Эффективная мотивация труда

· Операционный и тактический менеджмент, сбалансированная система показателей эффективности

· Регулярное повышение квалификации персонала и аттестация

· Процессный менеджмент, инжиниринг бизнес-процессов

· Бенчмаркинг

· Управленческий учет, управление себестоимостью

· Активный маркетинг

· Управление качеством

· Аутсорсинг непрофильных активов.

3. «Менеджмент бизнеса в степени превосходства» – главное быть первым, чемпионом в бизнесе! Примеры действий:

· Стратегический менеджмент: постановка амбициозных целей, стратегия как преобразование бизнеса, стратегические инновационные проекты

· Упреждающее развитие методов управления («менеджмент без прототипов»)

· Реинжиниринг бизнес-процессов

· Центр аналитики и развития (фабрика мысли), упреждающее повышение квалификации персонала

· Наличие инфраструктуры инновационных проектов (постановка инноваций на поток)

· TQM, тотальное управление качеством («6 сигма»)

· Превосходящий уровень корпоративной культуры, социальная ответственность.

Табл. 1. Эффективность бизнес-организаций и типы менеджмента

Уровень на рынке Характеристики
  1. Аутсайдеры
  1. Середняки
  1. Чемпионы
Класс бизнес-организации Эконом-класс, позиция жертвы Бизнес-класс, здравый рациональный подход VIP, претензия на невозможное
Тип кризис Предбанкротство, кризис - ликвидности Застой, кризис эффективности Неудовл темпы развития, кризис амбиций
Тип менеджмента Антикризисный, мобилизационный - «как вынырнуть и удержаться на поверхности» Регулярный: эффективный, инновационный - «каким стилем плыть» Менеджмент бизнеса в степени превосходства - «быть первым», управление +
Ключевая установка Выжить Операционное совершенство Уникальные свойства
Планирование Оперативное, точка отсчета – здесь и теперь Тактическое, ясно видение ограничений и возможностей Стратегическое, точка отсчета - будущее
Время Прошлое, доминанта срочного Настоящее, баланс срочного и важного Будущее, доминанта главного над срочным
Механизм управления По отклонениям Установленный порядок Формирование и капитализация потенциала развития
Концентрация внимания Исключение провалов Достижение конкретных результатов Совершенствование, развитие
Модель изменений Импульсивно, адаптация Регулярно, совершенствование Непрерывно, упреждение, развитие
Структура Иерархическая Матричная Гибкая, сетевая
Перспективы Личные, выжить Групповые, устойчивость Оргкультура, экспансия новых стандартов
Мотивация Уклонение от ударов Вознаграждение, сотрудничество, самореализация, превосходство
Коммуникации Обратная связь Прямая связь Сквозная связь, процессный подход
Руководство персоналом Принуждающее, манипуляторное Обучающее, контролирующее Нацеливающее, вдохновляющее, основа - доверие
Тип культуры Архаика, классика, действие Классика, модерн, обучение и деятельность Постмодерн, мыследеятельность
Тип руководства Авторитарный, формализованный Коллегиальный, соц-психологический Консультативный, интуитивны
Отношение к рискам Минимизация Оптимизация Открытость, вовлеченность в игру

Наши рекомендации