Место теории менеджмента в учебном процессе

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ

С.В. БОЙКО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Для студентов заочного обучения

направления 380302 «Менеджмент»

Череповец, 2015

Место теории менеджмента в учебном процессе - student2.ru

Бойко С.В. Учебно-методическое пособие по теории менеджмента. Для студентов заочного обучения направления 380302 «Менеджмент» / С.В. Бойко – Череповец: Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2015.

Пособие предназначено для подготовки студентов заочной формы обучения направления 380302 «Менеджмент» к занятиям по теории менеджмента.

Рецензенты: Ю.Н. Юрлов, канд. психол. наук, доц., проф. каф. ЭУна ПТиГХ Филиала

ФГБОУ ВПО СПбГЭУ в г. Череповце.

А.П. Погорелый, канд. филос. наук, доц., зав. каф. ГСЭД ЧВВИУРЭ

(г. Череповец, Вологодской обл.)

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры менеджмента Протокол № __ от_____________ 2015 года.

Утверждено решением Совета Филиала СПбГЭУ в г. Череповце.

Протокол № __ от___________ 2015 года.

СОДЕРЖАНИЕ

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА.. 4

1.1. Место теории менеджмента в учебном процессе. 4

1.2. Цели и задачи дисциплины.. 6

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.. 6

1.4. Изучение дисциплины «Теория менеджмент» способствует формированию следующих компетенций: 7

1.5. Основные виды учебных занятий. 8

2. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 11

2.1. Основная литература. 11

2.2. Дополнительная литература. 12

2.3. Методические разработки филиала в г. Череповце. 13

2.4. Компьютерные программы.. 13

3. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ... 15

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ... 16

5. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 21

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 32

8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЕТУ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ 37

8.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (первый семестр обучения) 37

8.2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ (второй семестр обучения) 39

8.3. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (третий семестр обучения) 40

8.4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (четвертый семестр обучения) 43

Место теории менеджмента в учебном процессе - student2.ru 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА

Место теории менеджмента в учебном процессе.

Объектом изучения дисциплины является предприятия (организации, учреждения), осуществляющие производственную деятельность и/или оказание услуг.

Предметом изучения дисциплины является управленческая деятельность, осуществляемая органами управления и направленная на достижение поставленных целей.

Теория менеджмента является дисциплиной, показывающей состав и взаимосвязи элементов предприятия, как большой экономической системы, а также принципы, условия и содержание эффективного управления: постановки целей, мотивации и принятия решений, задач по развитию организации и др.

Цель преподавания дисциплины «Теория менеджмента» – дать будущему бакалавру знания для принятия эффективных управленческих решений на предприятии. Знания и умения, полученные в результате изучения дисциплины, понадобятся при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Необходимо видеть тесную связь проводимых занятий с особенностями профессиональной подготовки студентов.

«Теория менеджмента» как учебная дисциплина в системе подготовки бакалавров связана с дисциплинами учебного плана:

• в теоретико-методологическом направлении – с дисциплинами «Философия», «Социология», «Экономическая теория».

• в направлении, обеспечивающем изучение количественных методов оценки и принятия решений, – с дисциплинами «Методы и модели в экономике», «Эконометрика», «Информационные технологии в экономике» «Статистика»;

• в направлении, обеспечивающем взаимосвязь экономических и управленческих процессов на предприятии – с дисциплинами «Экономика организации», «Организация производства», «Маркетинг», «Планирование производства», «Принятие решений в менеджменте», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент»;

• в направлении, обеспечивающем связь с отраслевым менеджментом – с дисциплинами «Финансовый менеджмент», «Муниципальный менеджмент», «Градостроительный менеджмент», «Финансовый менеджмент в инвестиционных фондах», «Информационный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент спортивных организаций» и др.

Учебная программа по курсу «Теория менеджмента» структурно состоит из четывех разделов:

1. История и методологические основы менеджмента.

2. Система функций менеджмента.

3. Технология и методы менеджмента.

4. Социально-психологические основы менеджмента.

В первом разделе «История и методологические основы менеджмента» раскрываются предмет и структура менеджмента как науки и учебной дисциплины, определяются основные исторические этапы его развития, содержание организации ее структуры и основных характеристик.

При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:

- уяснению критериев научности менеджмента, его предметной области, роли в экономической жизни и в практике работы экономиста;

- пониманию предмета менеджмента, его структуры, видов, законов, категорий, методов, основных функций и способов оценки эффективности;

- осмыслению и пониманию характера основных периодов развития мирового и отечественного менеджмента;

- определению характерных черт развития современного менеджментаза рубежом;

-пониманиюнационального разнообразия моделей менеджмента;

-уяснениюсостояния и развития современного менеджмента в США, Японии, западной Европе;

- выяснениюхарактерных черт менеджмента и перспектив развития современного менеджмента в России;

- определению организации как основной категории менеджмента и главного субъекта хозяйственных отношений в рыночной экономике;

- выяснению оснований классификации организаций и видов организационных структур;

- формированию навыков анализа внутренних переменных организации и ее внешнего окружения.

Второй раздел «Система функций менеджмента» посвящен рассмотрению проблем стратегии и формирование целей в организации, а также планирование, организация, мотивация и контроля как главных функций менеджмента.

При изучении этого раздела главное внимание необходимо обратить:

- на осмысление понятия и категорий стратегического управления, содержания миссии и целей организации;

- на углубление знаний задач и основных принципов планирования в рамках системы менеджмента, классификации и содержания планов;

- на понимание содержания функции «организация» и видов организационных структур управления, делегирования, ответственности и полномочий в организации;

- на исследование механизма и основных теорий мотивации, ее значения в практике работы менеджера;

- на совершенствование навыков в организации контроля и регулирования в системе менеджмента.

В третьем разделе «Технология и методы менеджмента» рассматриваются управленческие решения в системе менеджмента, методы и инструменты принятия решений, коммуникации в менеджменте; управление человеческими ресурсами, групповая динамика.

При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:

- уяснению основных этапов процесса принятия решений и критериев оценки их вариантов в менеджменте;

- пониманию факторов, обуславливающих необходимость использования моделирования для подготовки и обоснования управленческих решений;

- осмыслению связи количественных и качественных методов и инструментов подготовки и обоснования решений;

- выяснению особенностей основных моделей принятия решений в менеджменте;

- формированию навыков прогнозирования в менеджменте;

- рассмотрению структуры общения и элементов коммуникации;

- выработке навыков и умений проведения деловых совещаний и переговоров;

- определению роли руководства и кадровой службы в управлении персоналом предприятия;

- менеджменту формирования и развития кадров предприятия;

- понятию и классификации социальных групп;

- определению групповой динамики: типов, видов, характера взаимодействия в группе

- диагностике стадий развития группы в организации

Четвертый раздел «Социально-психологические основы менеджмента» раскрывает проблемы практики работы менеджера с персоналом, положения менеджера и содержания руководства в организации, действий менеджера в конфликтной ситуации, организационной культуры, эффективности его управленческого труда, организационного развития.

При изучении данного раздела следует показать:

- положение менеджера в организации и профессиональные требования к нему;

- знание методов менеджмента при подготовке и обоснованию решений и выборе альтернатив, воздействия на исполнителей с целью реализации решений, подготовки и анализа информации для управления;

- содержание руководства, власти, влияния, их форм;

- на исследование природы конфликта в организации, их типов и стадий протекания и последствий;

- методы действий менеджера в конфликтной ситуации;

- необходимость навыков в организации самоменеджмента и повышения эффективности управленческого труда;

- понятие организационного развития;

- основные стадии программ организационного развития;

- основные тенденции развития организаций в будущем

Наши рекомендации