Формирование взаимоотношений полномочий
Формирование взаимоотношений полномочий связывает высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивает возможность распределения и координации действий. Средством решения данной задачи является делегирование полномочий.
Делегирование представляет собойдействие по передаче задач и полномочий, касающихся управленческих функций,сверху внизлицу или группе лиц,которые принимают на себяответственностьза их выполнение.
Целиделегирования:
Ø Разгрузить вышестоящих руководителей
Ø Повысить дееспособность нижестоящих звеньев, увеличить их вовлеченность и заинтересованность
Ø Повышение социальной привлекательности труда
Принципы рационального делегирования:
Ø Единоначалие – получение задания и ответственность перед однимначальником. «Вассал моего вассала – не мой вассал». Субординация – четко установленный порядок обращения к вышестоящему руководителю.
Ø Соответствие состава задач характеру передаваемых полномочий
Ø Координация - состав полномочий корректируется в соответствии с новыми задачами
Ø Достаточность – масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности
Ø Мотивированность – делегирование полномочий должно сопровождаться повышением оплаты, расширением влияния или установлением лидерства
Делегирование базируется на полномочияхи ответственности.
Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Ответственность не может делегироваться ниже, подчиненному. Она остается за тем, кому была делегирована сверху.
Полномочие –организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации, совершать действия, принимать решения, направлять усилия работников на выполнение делегированных задач.
Полномочия могут быть линейными и штабными.
Линейные полномочия – передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее вниз. Образуется иерархия уровней управления или цепь команд (скалярная цепь).
При большой длине цепи команд (высокая организация) соблюдение принципа единоначалия может замедлить обмен информации и существенно исказить ее.
Норма управляемости –количество работников непосредственно подчиненных данному руководителю, которым он может эффективно управлять посредством делегирования своих линейных полномочий.
Зависит:
1. От разнообразия функций. Разные функции – до 7 подчиненных; сходные – до 20, одинаковые – до 40.
2. От самостоятельности и квалификации подчиненных
3. От способностей руководителя
Штабные полномочия –право советовать или помогать линейным руководителям и штабному персоналу по вопросам «штабной компетенции».
По широте штабные полномочия нарастают от рекомендательных, через обязательные согласования и параллельные полномочия к функциональным полномочиям.
Рекомендательные – консультирование линейного руководства
Обязательное согласование - согласование линейным руководством определенные решения со штабным аппаратом.
Параллельные – право штабных отклонять определенные решения линейных
Функциональные – право штабных предлагать и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
В результате делегирования полномочий формируется административный аппарат.
Административный аппарат организации:
Ø Консультационный - формируется на временной или постоянной основе из специалистов для консультирования линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, специальная технология, обучение персонала и т.п.)
Ø Обслуживающий аппарат – наряду с консультационными выполняет обслуживающие функции (маркетинг, финансирование, планирование, материально-техническое обеспечение и т.п.)
Ø Личный – разновидность обслуживающего, формируется из секретарей и помощников руководителя
Масштабы и формы делегирования определяют степень централизации управления.
Централизация– концентрация задач управления у одного лица или группы лиц.
Децентрализация означает разделение задач управления по определенным признакам.
Децентрализация:
Ø Функциональная (производство, маркетинг, исследования и разработки снабжение)
Ø Дивизиональная (продуктовые группы, группы потребителей)
Ø Региональная
Ø Фазовая (фазы выполнения задач, технологические переделы)
Возможны комбинации.
Децентрализация имеет существенные преимущества: развивается инициатива, лучше используется творческий потенциал, повышается ответственность.
Примеры децентрализации внутри организации - интрапренерство, центры прибыли, независимые хозяйственные единицы, внутренние венчуры.
Тема 3.4.Функция контроля
Содержание контроля. Объективная основа контроля – учет и анализ
Функция контроля представляет собой действие по оценке готовности к процессу достижения целей, выявлению отклонений хода процесса достижения целей от запланированного и констатацию факта и степени достижения цели.
Для осуществления функции контроля необходимо иметь объективную основу – информацию, которая формируется в процессе отчетности исполнителей различного уровня. Такую информацию менеджер может почерпнуть из планов и отчетов, используя организованный учет.На основе данных учета оценивается готовностьк процессу достижения целей,состояние хода процесса, и выявляются отклонения от желаемого состояния.
Примеры планово-отчетной информации:
Ø Ресурсные планы
Ø Фактический расход ресурсов
Ø Планы производства
Ø Фактические показатели по производству: объемы, качество
Ø Календарные планы
Ø Фактические сроки выполнения мероприятий
Оценка состояния осуществляется на основе сопоставления плановых и фактических показателей. На основе оценки выявляются отклонения. Далее выполняется анализ, в процессе которого выявляются причины отклонений и принимается решение о регулировании– корректирующих воздействиях на процесс.
Виды контроля
По времени осуществления:
Ø Предварительный: цель – определение готовности к осуществлению деятельности
Ø Текущий: цель – обнаружить отклонения
Ø Заключительный: цель – информация о факте и степени выполнения задачи
По масштабам:
Ø Полный
Ø Выборочный
По форме:
Ø Внешний
Ø Внутренний