Анализ финансового положения предприятия

Важной частью финансового менеджмента выступает финансовый анализ деятельности предприятия. Для такого анализа применяется сис­тема взаимосвязанных показателей, основанных на данных бухгалтер­ской и статистической отчетности предприятия. Достоверность исход­ных данных определяет ценность рассчитываемых показателей.

Финансовый менеджер предприятия должен выбрать систему по­казателей, основываясь на которых, он может с достаточной степенью точности оценить текущие и стратегические возможности предприятия. Финансовый анализ направлен на выявление резервов повышения эф­фективности использования основных и оборотных средств, собствен­ных и привлеченных денежных ресурсов. Функционирование основных средств и нематериальных активов ограничено сроком их службы, по истечении которого они выбывают из оборота, что вызывает необходи­мость обновления, замены или модернизации. Основные средства вос­производятся в форме капитальных вложений.

Превышение ввода над выбытием обеспечивает прирост основных средств. Проблема прироста в настоящее время наиболее актуальна, по­скольку наметилась тенденция к его снижению, которая пока не выступа­ет в явной форме из-за низкого процента выбытия износившихся и устарев­ших морально и физически фондов.

Скорость обновления основных средств определяется инвестици­онной активностью и выбытием. Выбытие основных средств возможно по следующим причинам: полный износ или невозможность продолже­ния эксплуатации; продажа; передача в аренду; передача в качестве учреди­тельного взноса в уставный капитал коммерческой организации; безвоз­мездная передача. Своевременная реализация выбывающих основных средств позволяет ускорять процесс обновления, использовать выручку на приобретение новых основных средств и стимулировать расширенное воспроизводство.

Задача финансовых менеджеров состоит в том, чтобы, опираясь на анализ внеоборотных активов и динамику их изменения, определить приоритетные направления капитальных вложений.

Важное значение имеет анализ оборотных средств. Критерием оцен­ки эффективности управления оборотными средствами служит фактор времени. Чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной или товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность их использования, и наоборот. Меру интенсивности ис­пользования оборотных средств характеризует оборачиваемость. Для этого определяется коэффищент оборачиваемости оборотных дзедств (К^):

К Р

где Р — стоимость реализованной продукции (выручка от реализации) за определенный период; О — средний остаток оборотных средств за тот же период.

Если выручка от реализации, например, берется за год, то и сред­ний остаток оборотных средств также берется за год. При этом средне­годовой остаток оборотных средств за год рассчитывается как средняя хронологическая величина из остатков по месяцам.

Так, если выручка от реализации за год составила 200 млн руб., а среднегодовой остаток оборотных средств — 40 млн руб., то коэффици­ент оборачиваемости оборотных средств составит:

Это значит, что за год каждый рубль, вложенный в оборотные сред­ства, совершил пять оборотов.

Сопоставление коэффициентов оборачиваемости в динамике по годам позволяет выявить тенденции изменения эффективности использо­вания оборотных средств. Если число оборотов, совершаемых оборот­ными средствами, увеличивается или остается стабильным, то предприя­тие работает ритмично и рационально использует денежные ресурсы. Снижение числа оборотов, совершаемых в рассматриваемом периоде, свидетельствует о падении темпов развития, неблагополучном финан­совом состоянии.

Другим важным показателем оборачиваемости оборотных средств является продолжительность одного оборота в днях (Д). Она определя­ется по формуле

Т

где Ко6 — коэффициент оборачиваемости;

Т — продолжительность периода, за который определяются показа­тели дней <Т= 30; 90; 360).

В практике финансовых расчетов при исчислении показателей оборачиваемости для некоторого их упрощения принято считать про­должительность любого месяца, равную 30 дням, любого квартала — 90 дням и года — 360 дням.

Исходя из приведенных выше данных по коэффициенту оборачива­емости имеем

360 70

Д = —- = 72 дня. 5

Оборачиваемость в днях позволяет судить о том, в течение какого времени оборотные средства проходят все стадии кругооборота на дан­ном предприятии. Чем меньше продолжительность одного оборота в днях, тем экономнее используются финансовые ресурсы. При большей обора­чиваемости возрастает риск неплатежей и сбоев в поставках сырья, ма­териалов, комплектующих изделий и т.п.

Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выража­ется в высвобождении, уменьшении потребности в связи с улучшением их использования. Эффективность использования предметов труда мож­но оценить показателем материалоемкости (МЕ) продукции, который определяется так:

МЕ = —, П

где М — затраты сырья, топлива, материалов, энергии и др.; П — объем производства.

Обратный показатель МЕ называется материалоотдачей (МО). Чем лучше используются сырье, материалы и другие материальные ре­сурсы, тем ниже материалоемкость и выше материалоотдача. Для сниже­ния материалоемкости продукции необходимо улучшать использование предметов труда, сокращать отходы, не выпускать бракованных и низко­качественных изделий, не допускать потерь материальных ресурсов, ис­пользовать более дешевые заменители ресурсов, не снижающие качества продукции.

Особое значение для финансового менеджмента имеет анализ финансового положения предприятия, которое характеризуется двумя группами показателей:

а) показатели ликвидности;

б) показатели финансовой устойчивости.

Показатели ликвидности позволяют определить способность пред­приятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои теку­щие активы. Предприятие может быть ликвидным в большей или мень­шей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.

По степени ликвидности статьи текущих активов условно можно разделить на три группы1:

1) ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности к реализации (денежные средства, высоколиквидные ценные бумаги);

2) ликвидные средства, находящиеся в распоряжении предприятия (обязательства покупателей, запасы товарно-материальных ценностей);

3) неликвидные средства (требования к дебиторам с длительным сроком образования — сомнительная дебиторская задолженность; неза­вершенное производство).

Пропорция, в которой эти группы должны находиться по отноше­нию друг к другу, определяется характером и сферой деятельности пред­приятия; скоростью оборота средств предприятия; соотношением теку­щих и долгосрочных активов; суммой и срочностью обязательств, на покрытие которых предназначены статьи актива; «качеством» — степе­нью ликвидности текущих активов.

В практике проведения финансового анализа используются следу­ющие показатели:

— коэффициент текущей (общей) ликвидности, или коэффици­ент покрытия;

1 См.: Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия. М. : Центр эконо­мики и маркетинга, 2005. С. 47-53.

—коэффициент быстрой ликвидности, или критической оценки;

—коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент текущей (общей) ликвидности отражает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года:

______ Текущие активы____

текущей ликвидности Краткосрочные обязательства

Согласно стандартам считается, что этот коэффициент должен на­ходиться в пределах между 1 и 2 (иногда 3). Нижняя граница обусловле­на тем, что текущих активов должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие может оказаться неплатежеспособным по этому виду кредита. Превышение обо­ротных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерацио­нальном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании. При анализе этого коэффициента необходимо обращать внимание на динамику его изменения.

Коэффициент быстрой ликвидности, или критической оценки, опре­деляется как отношение ликвидной части оборотных средств (т.е. без учета материально-производственных запасов) к текущим обязатель­ствам. Подсчет этого показателя вызван тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником вы­плат по текущим обязательствам, то запасы могут быть использованы для этой цели лишь после их реализации, что предполагает не только наличие покупателя, но и наличие у покупателя денежных средств. Реко­мендуемое значение данного показателя — не ниже 1.

у, _ Ликвидные активы

^быстрой ЛИКВИДНОСТИ ту _ /"

(критической оценки) Краткосрочные обязательства

Наиболее ликвидными статьями оборотных средств являются денежные средства, которыми располагает предприятие на счетах в банке и в кассе, а также краткосрочные финансовые вложения в виде ценных бумаг. Отношение денежных средств и их эквивалентов к краткосроч­ным обязательствам называется коэффициентом абсолютной ликвидно­сти. Это наиболее жесткий критерий платежеспособности, показыва­ющий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно.

Краткосрочные
Денежные средства + финансовые
^ _ вложения

абсолютной ликвидности 77* 7 *

Краткосрочные обязательства

Считается, что значение этого коэффициента не должно опускать­ся ниже 0,2.

Ухудшение финансового состояния предприятия сопровождается проеданием собственного капитала и неизбежным залезанием в долги. Тем самым падает финансовая устойчивость (финансовая независи­мость) предприятия, способность маневрировать собственными средства­ми, достаточная финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности.

Стабильность работы предприятия связана с общей его финансо­вой структурой, степенью его зависимости от внешних кредиторов и ин­весторов. Так, многие предприятия в процессе своей деятельности по­мимо собственного капитала привлекают значительные средства, взятые в долг. Однако когда структура «собственный капитал — заемные сред­ства» имеет значительный перекос в сторону долгов, то предприятие может обанкротиться, если сразу несколько кредиторов потребуют воз­врата своих денег в неудобное для этого предприятия время.

Финансовая устойчивость характеризуется, следовательно, соот­ношением собственных и заемных средств. Поэтому важнейшим показа­телем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, явля­ется показатель удельного веса общей суммы собственного капитала в общей стоимости всего имущества (капитала) предприятия, т.е. отноше­ние общей суммы собственного капитала к итогу баланса предприятия. В практике этот относительный показатель получил название коэффи­циента автономии, по нему судят, насколько предприятие независимо от заемного капитала:

^ Собственный капитал

"■автономии г\/*

Общая сумма капитала

Чем больше у предприятия собственных средств, тем легче ему спра­виться с неурядицами экономики, и это отлично понимают кредиторы предприятия и его руководство. Именно этим объясняется стремление к наращиванию из года в год абсолютной суммы собственного капитала предприятия. Такие возможности имеются прежде всего у хорошо работа­ющих предприятий. Имея большие прибыли, они стараются удержать значительную их часть в обороте предприятия путем создания всевоз­можных резервов из валовой и чистой прибыли или прямого зачисле-

ния в собственный капитал нераспределенной на дивиденды части чис­той прибыли.

Для коэффициента автономии желательно, чтобы он превышал по своей величине 50%. В этом случае кредиторы чувствуют себя спокойно, сознавая, что весь капитал может быть компенсирован собственностью предприятия.

Производным от коэффициента автономии является такой показа­тель, как коэффициент финансовой зависимости. По существу, он является обратным к коэффициенту автономии. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприя­тия. Если его значение снижается до единицы (100%), это означает, что предприятие полностью финансируется за счет собственных средств.

Систематический анализ и контроль за изменением оценочных финансовых показателей обеспечивает возможность использовать по­лученные результаты в процессе планирования и прогнозирования. Опти­мальный состав анализируемых показателей позволяет также выявлять существующие между ними зависимости и устанавливать закономерно­сти, способствующие эффективному управлению финансами.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность финансового менеджмента?

2. Каковы цели финансового менеджмента?

3. Назовите основные функции финансового менеджмента.

4. В чем состоят задачи финансового менеджмента?

5. Назовите цели финансового планирования.

6. Из каких блоков состоит финансовое планирование?

7. Назовите принципы финансового планирования.

8. Какие задачи необходимо решить при составлении финансового плана?

9. Что включает перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование?

10. Какова структура платежного баланса?

11. Что такое платежный календарь?

12. Что является объектами финансового контроля?

13. Какие затраты относятся к переменным и постоянным?

14. Что характеризует точка безубыточности?

15. Как определяется рентабельность предприятия и продукции?

16. Как влияет оборачиваемость оборотных средств на финансовое со­стояние предприятия?

17. Назовите показатели ликвидности.

18. Какие показатели характеризуют финансовую устойчивость пред­приятия?

ГЛАВА 13

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

13.1. Сущность и содержание делового общения

Общение — важнейшая форма взаимодействия людей. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по по­воду определенного вида деятельности, связанной с производством како­го-либо продукта или делового результата. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего рабочего времени.

В деловом общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

— коммуникативную (обмен информацией);

— интерактивную (взаимодействие общающихся);

— перцептивную (восприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей1.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен инфор­мацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но понята и осмыслена. Коммуника­тивное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда участники общения обладают единой системой кодирования. Но даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково в силу социальных, политических, возрастных особенностей. В результате несоблюдения вышеупомянутых нюансов возникают ком­муникативные барьеры (барьеры общения), которые служат причиной непонимания собеседников и, как следствие, могут создавать предпо­сылки их конфликтного поведения.

Выделяют три формы барьеров общения:

1) барьеры непонимания:

— фонетический (невыразительная быстрая или медленная речь,
речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

1 См.: Кабанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова ВТ. Этика деловых отношений : Учебник. М. : Инфра-М, 2003. С. 108-112.

—стилистический (несоответствие стиля речи коммутатора и ситу­ации общения или стиля общения и актуального психологического со­стояния партнера по общению);

—семантический (различие в системах значений слов);

—логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств);

2) барьеры социально-культурного различия (социальные, полити­ческие, религиозные и профессиональные различия, приводящие к раз­ной интерпретаций понятий, употребляемых в процессе общения);

3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию).

Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание с целью их частичного или полного изменения.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некото­рый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение проявляется как межличностное взаимодействие, т.е. сово­купность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совмест­ной деятельности людей.

Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руковод­ствуясь следующими мотивами:

—максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

—максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

—максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

—максимизация выигрыша другого (альтруизм);

—минимизация выигрыша другого (агрессия);

—минимизация различий в выигрышах (равенство).

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может про­исходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).

При интерактивном взаимодействии партнеры характеризуются: сотрудничеством, противоборством, уклонением от взаимодействия, однонаправленным содействием, контрастным взаимодействием, комп­ромиссным взаимодействием.

Сотрудничество — общение, при котором оба партнера по взаимо­действию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.

Противоборство — общение, при котором партнеры противодей­ствуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.

Уклонение от взаимодействия — при таком общении партнеры стара­ются избегать активного сотрудничества.

Однонаправленное содействие — это обшение, при котором один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняет­ся от сотрудничества.

Контрастное взаимодействие — при подобном общении один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.

Компромиссное взаимодействие — общение, при котором оба парт­нера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия парт­нерами друг друга и установления на этой почве взаимопонимания. В про­цессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре. В этот процесс включены как мини­мум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим, принимая в рас­чет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки. Чело­век осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:

1) дознание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация — способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Стереотипизация — восприятие партнера на основе некоего стерео­типа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

Эмпатия — эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция (привлечение) — форма познания другого человека, ос­нованная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубоко­му интимно-личностному отношению.

Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринима­ется партнером по общению.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин его по­ведения.

Таким образом, общение представляет собой сложный многосто­ронний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сто­рон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.

Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к обще­нию, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая недовольство подчиненных. Поэтому руководителю необходимо по­нимать, что умение общаться — не менее значимый элемент его профес­сиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.

Наши рекомендации