Природа, сущность и развитие науки управления
Как и любая другая наука, - наука управления прошла в своем развитии несколько этапов, имеет свои достижения и открытия, оформившиеся в научные направления (школы), и постоянно развивается. На управленческую науку влияют достижения многих наук, а эволюция управления в XX веке как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы - как получить результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.
Истоки менеджмента как организованной деятельности обозначились еще в древних цивилизациях, но наука управления зародилась и стала развиваться в начале XX века.
Эволюцию менеджмента можно представить через развитие отдельных научных направлений, т.е. школ менеджмента.
Школа научного управления (1885-1920) связана с именем Ф. Тейлора - представителя и лидера американского движения "научный менеджмент", инженера и исследователя. Его соратники и ученики - Г. Таун, Г. Гантт, Френк и Лилиан Гилбреты, Г. Эмерсон и др. - внесли значительный вклад в становление научного менеджмента.
Создатели этой школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Так, Гилбреты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера. Его разработки многосторонни. Им сформулирована научная система знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами, которой являются математическая схема исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, хронометраж и нормирование, способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и др. Рассчитывая трудовые нагрузки на одного рабочего, Ф. Тейлор устранял все ошибочные и бесполезные движения и таким образом стремился найти идеал эффективного труда.
В экстремальных условиях устранение лишних движений давало прирост производительности труда в 2-3 раза. Для Тейлора самой важной проблемой было установление соотношения между трудовым вкладом и полученным вознаграждением.
Тейлор ввел понятие функционального администрирования. К созданию функциональной администрации он пришел в конце своей научной карьеры. Она представляла собой совершенно новый и своеобразный тип организации управления, пришедший на смену старой системе управления, в которой вся власть концентрировалась в руках одного мастера. Появилась новая система – функциональная администрация. Она была введена для того, чтобы покончить с практикой перекладывания администрацией своих обязанностей на рабочих. Таким образом было отделено выполнение управленческих функций от фактического выполнения работы, а управление стало признаваться как самостоятельная область научных знаний.
Предложения этой школы были направлены на интенсификацию труда и вызывали сопротивление рабочих. Поэтому признанные за этой школой научные достижения в то же время критиковались за создание жесточайших условий эксплуатации.
Административная (классическая) школав управлении (1920-1950) связана с созданием "науки администрирования" А. Файоля. Представители школы А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной целью была эффективность управления применительно к работе всей организации. "Классики" (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью школы было создание универсальных основ управления, следование которым, несомненно, приведет организацию к успеху.
В теории администрирования Файоля две части. Первая – связана с пониманием функций управления, вторая – с пониманием его принципов.
Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Он не просто перечислил основные функции, а заложил основы особого направления в менеджменте – структурно-функционального подхода. Функциональным его считают потому, что управленческие функции – определяющий элемент системы управления, исходная организационной иерархии. Структурным подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации.
Функции управления Файоля в большей степени ориентированы на организационную структуру, а принципы направлены на поведение людей. Они конкретны и выражают нормы организационного поведения. Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов управления, в т.ч. 1) разделение труда, 2) власть, 3) дисциплина, 4) единство командования, 5) единство руководства, 6) подчинение индивидуальных интересов общей цели, 7) вознаграждение, 8) централизация, 9) иерархия, или скалярный принцип, 10) порядок, 11) равенство, 12) стабильность персонала, 13) инициатива, 14) корпоративный дух.
Различие между функциями и принципами состоит в том, что функции являются обязательными элементами управленческого процесса, действуют во взаимосвязи и взаимозависимости, принципы – наоборот, жестко не связаны между собой, их отбор ведется по важности применительно к конкретной ситуации. Приоритетными Файоль считал два принципа – единство командования и единство руководства. В мировой практике признанным наиболее важным способом воздействия на людей является иерархия, а без разделения труда и власти не может быть четкой координации действий.
Школа человеческих отношений зародилась в ответ на неспособность представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930-1950) внесли два ученых - Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.
Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.
Рекомендации этой школы были связаны с использованием приемов управления человеческими отношениями, включающими более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе, глубоким пониманием механизмов мотивации поведения человека и учетом их в построении систем стимулирования и оплаты труда.
Школа поведенческих наук.Среди представителей этого направления (с 1950 г. по настоящее время) – такие ученые: К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Их новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения ее человеческого ресурса.
Двухфакторная концепция Ф. Герцберга основана на тезисе о том, что только содержание работы выступает фактором мотивации, т.е. повышает удовлетворенность трудом, в то время как условия труда вызывают неудовлетворенность и не являются мотиваторами. Пока не устранена неудовлетворенность теми или иными аспектами условий труда, нечего мечтать о повышении производительности труда.
Большим достижением школы является теория стилей руководства Дугласа Макгрегора. Авторитарный стиль руководства ученый назвал «теорией Х» и связывал его с необходимостью принуждения работника к труду. Для решительной переориентации менеджмента во второй половине ХХ века необходим, как считал Д. Макгрегор, новый подход, названный им «теория Y». В ее основе – заинтересованность, привлечение работников к управлению, что соответствует демократичному стилю руководства.
Многофакторная модель стилей Лайкерта оказалась весьма плодотворной и способствовала созданию множества социологических опросников, которые успешно использовались для описания реальных процессов в организациях.
Теория незрелости К. Арджириса доказывает, что формальная организация не оставляет места для самостоятельности индивида, проявления его интересов. Она может эффективно функционировать, заменяя одного работника на другого, ориентируясь на интересы дела, компетентность, профессиональную пригодность. Как следствие – появление интереса для участия в неформальной организации.
Количественные методы управления(новая школа) – характеризуются стремлением внедрить в науку управления математические, статистические методы, достижения инженерных наук.
Формирование этого научного направления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Первоначально последнее сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целого, без выделения ее частей. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.
После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модели ситуации. Модель- форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.
Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.
В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.
Эмпирическая школабазируется на изучении и обобщении опыта управления. Ее задача выработать на основе опыта работы крупных менеджеров, президентов и вице-президентов компаний, консультантов и др. наставления, инструкции, указания для менеджеров с целью использования их в практической деятельности. Считая управление, главным образом, искусством, эта школа выбрала основным объектом своих исследований менеджера, имеющего управленческий опыт. Эмпирическая школа ставит своими проблемами исследование функций управления, разработку критериев подбора и оценки руководителей, исполнительских кадров, рационализацию организационных структур управления и др.
Школа "социальных систем"критически оценивает предшествующие концепции управления и теоретически обобщает новый опыт управленческой деятельности, принимая попытку создать "теорию" управления, нормы которой можно было бы применить для всех промышленных предприятий. Эта теория рассматривает социальную организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее подсистем, к которым относятся: индивид, формальная структура, неформальная структура, статусы и роли, физическое окружение. Представители школы пытаются исследовать мотивы поведения человека в организации, выявить его ценностную ориентацию, систему побудительных стимулов к деятельности. При этом делается вывод, что материальный стимул является важным, но не единственным. Большое значение придается отличию, престижу, личной власти, а также гражданственности, гордости за мастерство, чувству соответствия целям, патриотизму. Главными факторами организации являются цель и оптимальные пути ее достижения. Анализ социальных процессов проводится с помощью кибернетики, экономико-математических методов, теории игр, теории информации, теории принятия решений и т.д. Большое значение придается изучению взаимодействия социально-психологических и организационных отношений на предприятии.
Маркетинг.В 50-60-х годах XX в. в экономике капиталистического мира возникла и стала развиваться особая концепция под названием "маркетинг". Согласно этой концепции, все этапы производственно-сбытового процесса, все стороны деловой активности фирмы должны быть строго подчинены задачам реализации ее продукции на рынке, а организация самого сбыта должна быть более гибкой и полнее учитывать запросы клиентов. В настоящее время теория маркетинга представляет собой специальную дисциплину экономической науки, курс которой читается на всех экономических факультетах высших учебных заведений развитых зарубежных стран. Концепция маркетинга, известная еще под названием "рыночной концепции управления", вызвала к себе живой интерес со стороны предпринимателей и коммерсантов, так как практически являлась научно обоснованной методикой умножения прибылей. Согласно новой концепции маркетинга, весь процесс деятельности фирмы начинается с рыночных исследований и прогноза продаж, которые призваны обеспечить надежный, основанный на фактах и ориентированный на особенности покупателей базис для дальнейшего планирования всех деловых операций.