Административная (классическая) школа

Исторические предпосылки появления менеджмента

Менеджмент, как социально-экономическое учение появился в конце США XIX века. В это время с расцветом экономики, вступлением Америки в стадию империализма начинает развиваться демократия в обществе.

Возникновение науки менеджмента связано с:

- органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспо­собностью собственника и предпринимателя справиться со всеми возрастающими трудностями управления;

- возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

- развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обусловливают необходимость профессионального подхода к управлению;

- появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от, самоуправления собственника-предпринимателя;

В своих первоначальных формах индустриальный менеджмент был авторитарный, жесткий стиль руководства. Первый научный курс управления разработал американец Д. Вартон «Курс практического менеджмента для колледжей».

В 1911г вышла в свет работа основателя теории современного менеджмента Тейлора «Принципы научного управления».

Основные категории менеджмента.

Менеджмент – самостоятельная научная дисциплина, имеющая свой предмет изучения, понятийный аппарат, теоретическую и методологическую основу.

- это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (средства производства, финансы, персонал) для достижения целей организации с максимальной эффективностью.

Категории
1) объект управления (управляемая подсистема) – персонал, процессы;

2) субъект управления – руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в различных сферах деятельности.
3) функции управления – относительно самостоятельные виды управленческой деятельности (функции планирования, организации, мотивации, контроля, координации).
4) виды менеджмента. Исходя из функционального деления работы по управлению можно выделить след виды менеджмента: -антикризисный, стратегический, инновационный, инвестиционный, проектный, проактивный (ориентированный на будущее).

5) методы управления – совокупность способов воздействия субъекта управления на объект управления. Бывают: организационно - распорядительные (административные), экономические, социально-психологические.

6) принципы управления – общие правила отражающие требования к управлению в определенных условиях развития организации.

Административная (классическая) школа

Представители: (1920-1950 гг.): Тейлор, Эмерсон, Вебер, Анри Файоль, Джеймс Муним, Линдалл Урвик и др.

Основной вклад представителей административной (классической) школы в теорию менеджмента заключался в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

· Принципы классической школы:

1. Рационализм. Считается, что можно создать некие идеальные правила, на основе которых могут успешно работать все предприятия;

2. Нормативизм. Вера в то, что эти правила одинаковы для всех предприятий, не зависимо от сферы деятельности и ситуации;

3. Разделение труда.

· Заслуги Ф.Тейлора:

1. многократно повысил производительность

2. исчезли соц. конфликты между рабочими – некогда было ругаться

3. решил проблему мотивации с помощью денежного вознаграждения

· Принципы Файоля:

1. Разделение труда – увеличивает объем и повышает качество производства.

2. Полномочия и ответственность – смысл: руководитель отдает приказы, а сам решает задачи, которые может решить только он.

3. Дисциплина – устанавливается посредством правил, ответственный – руководитель

4. Единоначалие – каждый подчиненный должен иметь над собой только одного начальника и получать только его распоряжения;

5. Единство руководства – деятельность организовывает один руководитель в соответствии с единым планом, отсюда – координация и концентрация усилий.

6. Централизация - все, что направлено на повышение значения и роли подчиненных является децентрализацией, а что направлено на их снижение, представляет собой централизацию;

7. Подчинение частных интересов общим - сотрудник должен ставить интересы компании выше своих собственных;

8. Вознаграждение – выражается в окладе, премии, справедливом разделении прибыли. Цель – удовлетворение интересов сотрудников и работодателей.

9. Скалярная цепь – иерархия от высокого до низкого рангов. Не должна нарушаться. Чтобы информация от низов к верхам поступала правильная – должна быть возможность напрямую обращаться низам к верхам (это система назыв. «мостик Файоля»)

10. Справедливость во всем – отношение администратора д.б. уважительное и справедливое, отсюда – лояльность и преданность подчиненных.

11. Стабильность персонала - текучесть кадров является следствием плохого управления. Это увеличивает издержки организации. Гораздо выгоднее повышать лояльность существующих сотрудников;

12. Инициатива - у работника должна быть возможность для разумного проявления инициативы;

13. Порядок - начиная от порядка на рабочем столе и заканчивая порядком во всей организации, у всего должно быть свое место;

14. Корпоративный дух - сотрудник должен чувствовать себя значимой частью организации, что достигается посредством единой цели.

Наши рекомендации