Растущие мышцы фитнес-индустрии
Кейс
Исследования западных социологов показали: физические нагрузки помогают сохранить ясность ума до глубокой старости. И наоборот, малоподвижный образ жизни, недостаток физических упражнений - верный путь к ранней умственной деградации. У человека, провалявшегося на диване три недели, коэффициент интеллекта (IQ) снижается на 20 пунктов. Для его восстановления требуется несколько дней. Плавание, аэробика, бег и просто спортивная ходьба помогают восстановить умственную работоспособность, улучшить сопротивляемость организма человека вирусам и стрессам, а также уменьшить вероятность подверженности психики самой распространенной болезни - депрессии.
Несмотря на предупреждения врачей и ученых, любовь человечества к диванно-телевизионному существованию, к пиву и свиным рулькам одерживает верх. В США на 16,5 млн посещающих спортивные клубы приходится 54 млн страдающих ожирением. Хотя членство в фитнес-клубах массового посещения, например, Нью-Йорка стоит недорого - 800 долл. Как ни странно, картина "самозапущения" наблюдается и в европейских странах. Здесь с наслаждением тратят в четыре раза больше денег на сигареты и в шесть раз больше на алкоголь, чем на заботу о своем здоровье. "Пабный менталитет негативно сказывается на здоровье многих британцев, - сетует Тим Хэйг, руководитель отдела сбережений и маркетинга банка Birmingham Midshires. - Люди не скупясь тратят деньги на алкоголь и фаст-фуд, а на здоровье и фитнес - куда меньше, и это тревожная информация для нашей нации".
Нельзя сказать, что в России ситуация принципиально иная. И все же россияне, а особенно россиянки, более подвижны, чем американцы и европейцы. Так, в начале 80-х народ просто "дурел" от культуризма и аэробики. Молодежь мастерила тренажеры и "качала железо" в подвалах. Дамы, мечтая о нервной худобе голливудской звезды Джейн Фонда, в бешеном ритме вскидывали ноги перед телевизорами и в немногочисленных спортзалах. Грампластинки с комплексом упражнений раскупались прямо с конвейера. Джентльмены, наоборот, в это время предпочитали не покидать уютных кресел и диванов. Затем наиболее состоятельные из них переехали в рестораны и бары. Но надолго их не хватило. В 90-х они взяли реванш на теннисных кортах. Увлечение аристократической игрой первого президента России Бориса Ельцина превратило этот вид спорта сначала в должностную обязанность высокопоставленных чиновников, а затем в массовое хобби. Тогда же в стране появились частные спортивные заведения. Они выглядели более чем скромно. В малюсеньких зальчиках - два-три тренажера не первой молодости, за цветастой занавеской - шаткий массажный стол и, конечно, сауна.
Прошло еще десять лет. "Зальчики" уступили место клубам, центрам и комплексам. Милое увлечение одиночек превратилось в индустрию. Годовой оборот отечественного фитнес-бизнеса неуклонно растет. По оценке менеджеров сети фитнес-клубов World Class, он составляет 450-500 млн долл. При этом на московский рынок услуг приходится примерно 200-250 млн долл. Спортивные клубы открываются по всей России, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. В Москве их более 2000: от элитных комплексов с бассейнами до небольших, почти домашних заведений. Их посещают более 1,2 млн человек. Как и в былые времена, дамы активнее, чем кавалеры, посещают спортивные заведения. Основная возрастная категория для обоих полов - 25-35 лет. Женщины предпочитают занятия аэробикой и модной йогой. Мужчины - завсегдатаи тренажерных залов и боксерских рингов. Если разделить любителей фитнеса по профессиональному признаку, то лидерство достанется сотрудникам преуспевающих компаний и банков. В дневное время в клубах много подростков. В их среде растет увлечение восточными единоборствами.
Менеджеры крупных клубов предсказывают рынку светлое будущее. Директор клуба Fit&Fun Михаил Зайцев считает фитнес-бизнес одним из перспективных направлений российского предпринимательства. "При стремительно растущей численности потенциальных потребителей фитнес-услуг количество подходящих по цене, месторасположению и качеству клубов остается недостаточным даже в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому в некоторых регионах, построив качественный клуб, легко можно оказаться вне конкуренции. Спрос на услуги продолжает увеличиваться подогреваемый модой и ростом осознания в обществе того, что занятие фитнесом приводит к улучшению качества жизни", - говорит он.
Председатель совета директоров нового крупного клуба "Кимберли Лэнд", кандидат технических наук Михаил Бабалов убежден, что "уже в ближайшее время традиционный фитнес начнет обогащаться другими формами, позволяющими энергичным людям выплеснуть свой кураж, азарт. Это и игры с мячом, и байк-экстрим, и мини-гольф, и керлинг и многое другое. К предлагаемому "тренажерному" здоровью гармонично добавится "игровое".
Растущий спрос на спортивные услуги привлекает на рынок капитал не только частных лиц, но и крупных корпораций. Управление заведениями постепенно переходит от случайных людей к профессиональным менеджерам, которым интересны масштабные проекты. "Большой профессиональный клуб площадью 3000 кв. м с бассейном требует существенных вложений, – рассказывает Алла Балясникова, директор одного из подразделений сети фитнес-клубов World Class. –Так, затраты на разработку проекта клуба составят 20-25 долл. на кв. м, на строительные работы – 250-350 долл./кв. м, на отделочные работы - 450-550 долл./кв. м., на оборудование клуба – 1-1,2 млн долл. В принципе фитнес-бизнес не отличается от любого другого вида бизнеса, поэтому вложенный капитал начинает приносить прибыль только через три-пять лет".
Конкуренция вынуждает фитнес-центры бороться не только за территорию или помещение, но и за клиента, главным достоинством которого является постоянство. Более эффективным способом привлечения клиента является кредитование покупки клубных карт. Условия, предлагаемые некоторыми организациями, более чем льготные. Первый взнос составляет треть стоимости, оставшаяся часть равными долями выплачивается в течение нескольких месяцев.
Перед тем как принять окончательное решение – "буду заниматься здесь и этим", – стоит походить по окрестностям. Знатоки рекомендуют делать выбор исходя из трех принципов: спортклуб должен быть недалеко от дома или места работы, тренер - грамотным и внимательным, а занятия должны приносить радость. "В последние годы люди выбирают клуб именно по территориальному признаку", – комментирует маркетинг-менеджер московского фитнес-клуба Gold's Gym Оксана Головина. – Иными словами, путь к клубу должен быть наиболее коротким, а его расположение - оптимальным по отношению к основным магистралям города. Кроме того, огромное значение для большинства клиентов имеет разнообразие спортивных программ фитнес-клуба. Желание максимально эффективно использовать свое свободное время приводит клиентов в мультифункциональные клубы".
Действующие спортивные заведения можно разделить на элитные и демократичные, сетевые и одиночные клубы. Концептуально они похожи друг на друга. Обязательные атрибуты: силовые и кардиотренажеры, сауна, гидромассажные ванны, витаминный бар. Дополнительный сервис: парикмахерская, солярий и косметический салон. На первый взгляд может показаться, что основное их различие заключается в степени доступности, цене и возможности столкнуться со знаменитостью, либо в предложении особенных услуг. Например, бокс или рукопашный бой для всех полов и возрастов, айкидо или футбол по субботам.
На вопрос, чем же клубы отличаются друг от друга, Ольга Буркова, фитнес-менеджер клуба "Жуковка" отвечает так: "Прежде всего, оборудованием и сервисом. В серьезном клубе стоят только профессиональные тренажеры известных фирм-производителей, среди которых основное предпочтение отдается американским маркам Cybex, Precor, Stair Master, Life Fitness, Hammer Strength, поскольку эффективность и безопасность тренировки напрямую зависит от качества тренажера. Что касается сервиса, то его качество становится очевидным после того, как вы начинаете посещать клуб – когда вы увидите, что вам уделили внимание не только при входе, но и при посещении врача, который определит ваше физическое состояние и составит вместе с инструктором индивидуальную карту занятий, и собственно на самой тренировке. Когда в группе занимается 20-25 человек, очень важно, чтобы каждый не чувствовал себя обойденным вниманием".
Для того чтобы разобраться в программах, предлагаемых для усовершенствования природных данных, в некоторых клубах можно приобрести абонемент на месяц и в течение срока посетить разнообразные занятия. За это время вы определите допустимый уровень физической нагрузки и удобный режим посещения, также сможете подобрать и тренера. В этом вопросе выбор опять же за клиентом. Можно заниматься в группе. Желательно выбирать небольшие группы – максимум восемь человек. При большем скоплении народа, инструктор физически не сможет уделить внимание каждому. Видимо, по этой причине треть посещающих тренажерные залы предпочитают индивидуальные занятия, которые стоят 35-40 долл.
Контроль над состоянием занимающегося очень важен. Излишняя нагрузка может привести к тяжелым физическим недугам. Поэтому нужно заниматься без фанатизма, для удовольствия. За квалифицированными тренерскими услугами надо обращаться только в крупные клубы, которые регулярно проводят обучение тренерского состава. Здесь, по словам председателя Ассоциации профессионального фитнеса Дмитрия Калашникова, к проблеме дефицита хороших тренеров относятся очень серьезно. Многие организации даже создают собственные учебные центры и регулярно занимаются повышением квалификации своего тренерского состава. "Все наши сотрудники имеют либо спортивное, либо медицинское образование, – говорит Ольга Буркова. – Многие из инструкторов пришли к нам из Института физкультуры, который сейчас называется академией и готовит специалистов на очень высоком уровне. Также мы обучаем наших сотрудников на базе клуба. Они ежегодно проходят аттестацию и должны соответствовать определенным требованиям с точки зрения теории и практики. Наши тренеры могут не только оказывать первую помощь в случае резкого ухудшения состояния здоровья клиента, но и проводить мониторинг состояния клиента, проходящего реабилитацию после травм по одной из наших многочисленных программ".
И, наконец, самый существенный вопрос - цена. Психологи советуют подбирать фитнес-клуб в соответствии с собственными финансовыми возможностями. Одна мысль о том, что бюджету наносится непоправимый ущерб и ради престижа приходится отказывать себе в иных радостях, не пойдет на пользу здоровью. Как правило, стоимость месячного абонемента варьируется в зависимости от времени посещения.
Практически все клубы открыты с 7 часов утра и работают до позднего вечера без выходных и перерывов на обед. Поэтому выбрать удобный режим несложно. Наличие клубной карты освобождает от необходимости постоянно заглядывать в еженедельник, сверяя свое настроение с запланированными деловыми встречами. Есть время и желание - занимаетесь.Занятия с 12:00 до 17:00 или в интервал "off peak" - самые дешевые, но они вряд ли подходят деловому человеку. В выходные дни выбор программ невелик. Индивидуальные тренировки с инструктором проводятся по личной договоренности – лишь бы место нашлось. Что касается тренажерных залов, то ходить сюда можно когда вздумается.
Стоимость месячного абонемента в среднем спортивном центре в Москве – 100-180 долл. Клубная карта на год - 570-1300 долл. Их владельцам предоставляется скидка на посещение солярия и салона красоты от 5% до 15%. Оздоровительные процедуры в фешенебельных клубах существенно дороже. Здесь цены годовых индивидуальных карт варьируются в диапазоне 1300-4000 долл., "off peak" - 920-1300 долл., семейная карта на двух человек - 2000-3995 долл. И это не предел.
Уменьшить стоимость карты можно, если в клуб соберется компания из трех и более человек. В последнее время, по словам менеджеров клубов, очень популярны в полном смысле корпоративные карты. Они выкупаются фирмами для своих сотрудников. Оплата производится в двух вариантах: компания оплачивает их абонементы полностью или частично. В счет могут включаться пользование всеми видами услуг, консультации врачей, спортивное тестирование. Также предоставляется возможность занятий в клубе для командированных в Москву сотрудников компании, специальные скидки для корпоративных клиентов и… ежегодный отчет руководству о результатах занятий сотрудников фирмы.
К слову сказать, в провинции фитнес-услуги не так дороги, как в столице. Так, в Хабаровске за 1 час занятия аэробикой платят 70 руб., а абонемент с неограниченным правом посещения стоит 1200-1500 руб. В Южно-Сахалинске такой же абонемент дешевле - 750 руб. В Новосибирске услуги фитнес-зала обходятся от 250 до 1700 руб. в месяц. В Петербурге работает более 20 спортивных центров. В зависимости от класса клуба месячный абонемент стоит 30-65 долл. За посещение самого дорогого в Нижнем Новгороде спортивного центра предлагают выложить 1600-3000 руб. в месяц. Цены услуг во Владивостоке приближаются к московским. Причем определяются они скорее возможностью поплавать в одном бассейне с губернатором Приморья, чем эксклюзивным сервисом. Абонемент на ежедневное посещение в течение месяца - 288 долл., на квартал - 646 долл.
Задание:
1. Проанализируйте российскую отрасль фитнеса с помощью модели «5 сил».
2. Дайте прогноз долгосрочной привлекательности отрасли, исходя из вашей оценки эволюции каждой из сил, действующих на отрасль.
ЗАДАНИЕ 22