Рациональное проведение совещаний
Среди разных видов деятельности руководителя наибольшее количество времени, причем с отрывом от остальной работы, поглощают совещания.
Опросы показывают, что менеджеры в зависимости от уровня управления 50, 60, 70 и даже 80 % своего времени проводят на конференциях и совещаниях.
Вряд ли найдется другой такой вид деятельности, при котором бы расточалось столько времени стольких людей одновременно, как при проведении совещаний!
Проведите еще раз точный анализ затрат Вашего ближайшего заседания с учетом:
— издержек на подготовку;
— заработка участников;
— дополнительных индивидуальных расходов;
— накладных расходов;
— командировочных расходов;
— и потерянного времени!
В зависимости от числа и иерархического уровня участников издержки могут составлять до 50 марок ФРГ в минуту!
Причины, по которым на этих «митингах» впустую тратится столько времени и средств, состоят просто-напросто в том, что многие совещания бывают неудовлетворительно подготовлены и организованы, неумело проведены и неудовлетворительно подытожены. В большинстве случаев конференции длятся слишком долго, часто они бывают по существу даже совершенно ненужными.
Следующие 25 советов и правил должны помочь Вам рационально подготовить и провести совещание и подытожить его результаты.
Подготовка совещания
«Самые лучшие совещания те, которые вообще проводить не надо!»
1. Это выведенное из опыта правило Вы должны всегда иметь перед глазами, когда проверяете целесообразность созыва заседания.
Непосредственный сбор людей имеет смысл, когда есть необходимость в:
— обмене информацией;
— выявлении мнений;
— анализе трудных ситуаций и проблем;
— принятии решений по комплексным вопросам.
Работа в группе может быть в несколько раз эффективней, тогда как затраты времени в любом случае обязательно будут в несколько раз больше, чем при работе в одиночку!
2. Подумайте, какими могут быть альтернативы проведению совещания:
— решение ответственного руководителя;
— несколько телефонных звонков или совещание по селектору;
— объединение с другим совещанием.
3. Проверьте, надо ли Вам лично принимать участие в совещании:
— можете ли Вы попросту отказаться, ничего не потеряв?
— можете ли Вы послать своего представителя, который мог бы в результате набраться опыта?
4. Ограничивайте по возможности продолжительность своего участия временем, которое требуется для Вашего выступления.
Сужайте насколько возможно круг участников. Приглашать надо лишь тех, без кого нельзя обойтись, т. е. работников:
— непосредственно затрагиваемых решениями заседания;
— располагающих соответствующими специальными знаниями;
— исполняющих решения;
— имеющих опыт решения аналогичных проблем;
— ответственных за надлежащее исполнение;
— а также опытных советников и людей, умеющих решать проблемы (или умеющих вести конференцию).
6. Правильно выбирайте дату и время проведения совещания (с учетом доступности для участников и возможности подготовиться).
7. Выбирайте подходящее для целей конференции помещение, в котором Вам по возможности не будут мешать, и позаботьтесь о необходимых средствах наглядной информации.
8. Определяйте предварительно цели совещания и соответственно пункты повестки дня:
— выступления;
— подготовка решений;
— устранение проблемы (снятие вопросов);
— информация и т. п.
9. Повестку дня составляйте с указанием времени, необходимого для обсуждения отдельных тем. Для каждого пункта надо намечать время в соответствии с его значимостью (приоритеты!). Используйте для этого формуляр «План обсуждения» (образец приводится ниже).
10. Приглашения рассылайте по крайней мере за неделю до совещания. Проинформируйте как можно конкретнее участников о темах и целях заседания (по возможности с указанием времени в часах, если отдельные участники собираются появиться к обсуждению определенных пунктов).
Проведение совещания
11. Начинайте точно вовремя. Тот, кто поджидает опаздывающих участников, может прождать вечно!
12. Сообщите о стоимости минуты данного совещания (заработок участников за минуту плюс накладные расходы) и о своем намерении провести его рационально. Выражайте уверенность в успешном ходе заседания.
13. Согласуйте с участниками правила совместной работы, например об ограничении времени выступлений 30 или 60 секундами или о порядке принятия решений.
14. Поручите одному из участников ведение протокола.
15. Держите под контролем перерывы и блокируйте такие «убийственные» фразы, как «Этого мы еще никогда не дела ли!» (см. рубрику «Типы участников совещания»).
16. Распознавайте такие критические пункты в дискуссии, как разговоры на отвлеченную тему, поспешные выводы и неверные решения.
17. Во время заседания перепроверяйте, как достигаются поставленные цели: анализ проблемы, альтернативные решения, поиски итоговых решений, информация, координация.
18. Повторите принятые решения и согласованные меры, чтобы заручиться согласием участников и исключить разногласия.
19. В конце заседания подведите итоги и поясните, что, кем и к какому времени должно быть сделано.
20. Завершайте совещание точно в назначенное время. Таким образом Вы обеспечите себе репутацию умелого организатора. При проведении последующих заседаний участники будут уже сами себя дисциплинировать и стремиться к своевременному выполнению повестки дня; никто не будет затягивать свое выступление и занимать время следующего участника.
Если при планировании совещания вы правильно установите приоритеты, то Вы убедитесь в том, что самые важные пункты были обсуждены в начале и к концу остались необсужденными лишь малозначительные вопросы.
Завершайте совещание на позитивной ноте, высказав несколько приветливых слов.