Равенство мужчин и женщин по исследованиям Ситарама и Когделла являются наивысшей ценностью
А) в западной культуре,
Б) в восточной культуре,
В) в исламской культуре.
7. Банки Японии в отношении крупных японских предприятий:
А) выполняют контролирующую функцию в качестве главного кредитора;
Б) не имеют права владеть акциями предприятия;
В) всегда являются самыми крупными акционерами;
Г) в кризисных ситуациях принимают прямое участие в управлении акционерными обществами, входящими в их финансово-промышленную группу.
8. Деятельность профсоюзов в Швеции характеризуется следующим образом:
А) не играют никакой роли в управлении предприятием,
Б) представлены в Совете директоров,
В) имеют развитую сеть переподготовки персонала.
Число обнаруженных группой Хофштеде «индексов» составляет
А) 2,
Б) 3,
В) 4,
Г) 5,
Д) 6.
Большая длина иерархической лестницы (высокое значение индекса PD) означает для организации
А) меньшую централизацию,
Б) большую долю управленческого персонала,
В) значительную дифференциацию в зарплате,
Г) высокую квалификацию работников низших иерархических уровней,
Д) равный статус работников физического и умственного труда.
Высокое значение индекса «избегание неопределенности» означает, что в данной культуре
А) организации имеют меньшее число письменных правил,
Б) деятельность организаций более структурирована,
В) наблюдается большая текучесть кадров,
Г) менеджеры менее охотно принимают индивидуальные и рискованные решения.
12. «Индивидуализм» с низким индексом означает:
А) каждый член общества должен заботиться о себе и своей семье,
Б) работник участвует в делах организации на основе существующих моральных норм,
В) работник ожидает от организации защиты своих интересов,
Г) политика и практика менеджмента одинакова по отношению ко всем работникам.
Культура с высоким индексом «маскулинизма» характеризуется тем, что
А) молодые мужчины, если не хотят выглядеть неудачниками, стремятся сделать карьеру,
Б) организации не вмешиваются в личную жизнь работников,
В) интересы организации являются законной причиной для вторжения в частную жизнь работников,
Г) относительно большое число производственных конфликтов.
В сравнительном менеджменте используется
А) культурно-кластерный подход,
Б) индустриально-кластерный подход,
В) семиотико-кластерный подход.
15. Модель П.Р. Харриса и Р.Т. Морана состоит из взаимодействующих и взаимовлияющих подсистем, количество которых:
А) шесть;
Б) десять;
В) восемь.
16. Классификация Р. Льюиса на основе комплексной системы показателей, влияющих на деловое поведение включает:
А) Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры;
Б) Формальные и неформальные культуры;
В) Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры.
17. Характерной чертой реактивных культур является:
А) придание большой значимости вежливости, умению слушать;
Б) ориентация на людей;
В) ориентация на задачи.
18. Индекс «дистанция власти» отражает:
А) степень неравномерности власти в организации;
Б) разницу между уровнями иерархии в организации;
В) различия в возможностях влияния руководителей и подчиненных.
19. Исключите тот фактор, который не входит в систему дивергентных ил:
А) культурная инерция;
Б) ступень развития общества;
В) природные ресурсы;
Г) демография;
Д) образование.
В соответствие с классификацией Рокича ценности делятся на
А) основные и дополнительные;
Б) традиционные и нетрадиционные;
В) мужские и женские;
Г) базовые и инструментальные.
Представителями реактивной культуры являются
А) англичане;
Б) датчане;
В) финны;
Г) японцы;
Д) испанцы.
Ваш деловой партнер принадлежит к полиактивной культуре, если он характеризуется тем, что
А) в споре опирается на логику, редко перебивает,
Б) строго придерживается плана,
В) в споре эмоционален, часто перебивает.
Хофштеде предложил свои «индексы» (группы ценностей, связанных с работой) после исследования работников компании
А) Xerox,
Б) IBM,
В) ABB,
Г) Кировский завод.
Высокое значение индекса «избегание неопределенности» означает, что в данной культуре
А) организации имеют большее число письменных правил,
Б) деятельность организаций более структурирована,
В) наблюдается большая текучесть кадров,
Г) менеджеры охотно принимают индивидуальные и рискованные решения.
Определите, к какому из подходов сравнительного менеджмента относится гипотеза Р.Фармера и Б. Ричмена
А) социально-экономическому подходу;
Б) поведенческому подходу;
В) экологическому.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Часть
1.Сравнительный менеджмент и кросс-культурный менеджмент.
2.Особенности феномена «культура»
3.Влияние культуры на национальные модели менеджмента.
4.Подход Д.Рокича к изучению феномена культуры.
5.Теория внутреннего содержания личности.
6.Особенности низкоконтекстных культур.
7.Специфика высококонтекстных культур.
8.Классификация культур по Р.Льюису.
9.Классификация деловых культур по типу обработки информации.
10. Этапы исследований Г.Хофстеде, их результаты.
11. Измерение культуры Ф.Тромпенаарсом.
12. Понятие «кластер». Кластеризация культур.
13. Факторы, определяющие национальные различия в стиле руководства.
14. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте.
15. Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе.
16. Практика стимулирования труда в различных странах.
17. Коммуникация в системе сравнительного менеджмента.
18. Межкультурная коммуникация.
19. Способы преодоления языковых барьеров в сравнительном менеджменте.
20. Способы управления кросс-культурной коммуникацией.
Часть
1.Роль невербальной коммуникации в деятельности МНК.
2.Улучшение системы обратных связей в МНК.
3.Модель американского менеджмента, ее специфика.
4.Возможности использования некоторых особенностей американской модели менеджмента в других странах.
5.Модель европейского менеджмента.
6.Критика концепции евроменеджмента.
7.Профиль евроменеджера.
8.Немецкая модель менеджмента, ее специфика.
9.Сопоставление немецкой модели менеджмента с другими европейскими моделями менеджмента.
10. Французская модель менеджмента.
11. Стиль лидерства во французском менеджменте.
12. Модель менеджмента в Великобритании, ее особенности.
13. Российская модель менеджмента.
14. Шведская модель менеджмента.
15. Шведская модель менеджмента и международная практика.
16. Японская модель менеджмента, ее характерные черты.
17. Управление в зарубежных подразделениях японских МНК, столкновение национальных деловых культур.
18. Специфика корейской модели менеджмента.
19. Особенности китайской модели менеджмента.
20. Значение сравнительного менеджмента для развития мировой экономики.
ГЛОССАРИЙ
Маскулинизм –(от лат. masculinus «мужской») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление мужчинам всей полноты гражданских прав. Термин маскулинизм был создан в начале 20-ого века, в противовес феминизму.
Модель П.Р. Харриса и Р.Т. Морана представляет собой разделение культур на восемь подсистем, которые взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга.
Индивидуализм– параметр национальной культуры, трактующийся соотношением индивидуализма и коллективизма, которое превалирует в обществе.
Бихевиоризм - изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.
Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношение и т.д. другого индивида.
Власть - это возможность влиять на поведение других.
Институциональная экономикапредставляет собой часть экономической науки, изучающей механизмы функционирования различных социальных, политических, экономических, правовых, финансовых и национальных институтов в конкретных исторических условиях.
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятие решений до работников организаций.
Коммуникационная сеть - соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Конфуцианская динамика рассматривается как распределение диапазона конфуцианских ценностей.
Кросс-культурный менеджмент изучает поведение людей, представляющих разные культуры и работающих вместе в одной организационной среде.
Кластеризация культур – это группировка стран, обладающих схожими свойствами.
Международный менеджмент изучает управленческие отношения в международных компаниях.
Дистанция власти – это степень, с которой сотрудник организации и представители социальных институтов, наименее обличенные властью, готовы принять, и принимают существующую неравномерность распределения власти.
Риск -это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода; сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Дэниелс Д.Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. - М.: Дело ЛТД, 2004.
2.Зарицкий В.Е.Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. - М., 2003.
3.Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
4.Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. – М.: Экономика, 2005.
5.Малявин В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. – М.: Европа, 2005.
6.Матрусова Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах.- М.: Наука, 2008.
7.Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур. – М.: Дело, 2008.
8.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.
2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
9.Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
10. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. – СПб., 2006.
11. Погорлецкий А.И., Шеров-Игнатьев В.Г., Цыцырева А.Ю. Мировая экономика. – СПб., 2003.
12. Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
13. Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2005.
14. Селищев А.С., Селищев Н.С. Китайская экономика в XXI веке. – СПб.: Питер, 2004.
15. Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. – М.: ЮНИТИ, 2005.
16. Холден Н.Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
17. Цукалн Л. Новая европейская экономика: попытка переосмысления. – СПб., 2005.
18. Эпштейн М.З. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.
19. Асмолов К. Административная культура Южной Кореи//Проблемы теории и практики управления. – 2003. - №7. – С. 37 – 44.
20. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Индивидуальное банковское обслуживание в Швейцарии// Банковское дело. – 2006. - №1.
Учебное издание