Матричная модель 4х4 проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности ООО «Малтат»
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра менеджмента
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
По дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ В ТОРГОВЛЕ»
Для студентов V курса специальности 060800
“Экономика и управление на предприятиях торговли
и общественного питания”
Красноярск 2002
Учебное пособие по дисциплине « МЕНЕДЖМЕНТ В ТОРГОВЛЕ» для студентов V курса специальности 060800 “Экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания”/ КГТЭИ: Сост.А.Н. Чаплина. – Красно-
Ярск, 2002. – с.212
Утверждено и одобрено на заседании кафедры МЕНЕДЖМЕНТА от «17» июня 2002 г. (Протокол № 12 )
Зав. кафедрой
Менеджмента А.Н.ЧАПЛИНА
ББК 65. 050.9 (2) 2 УДК 65.01
МЕНЕДЖМЕНТ В ТОРГОВЛЕ: Учебное пособие /А.Н. Чаплина, И.В. Кошелева - Красноярск: КГТЭИ, 2003-202с.
ПОД РЕДАКЦИЕЙ Чаплиной А.Н. -профессора, зав. кафедрой «Менеджмента» Красноярского государственного торгово-экономического института.
Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения отдельных тем курса «Менеджмент в торговле», для студентов специальности
0611 «Менеджмент»,0608 «Экономика и управление».
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Фирсенко С.С. (проф., зав. каф. «Маркетинга» КГТЭИ; Михалев Г.С, (проф., зав. каф. «Стратегического управления» САА).
В учебном пособии рассматриваются вопросы организационно-технологического, экономического, социально-психологического характера, требующих их новых подходов и взаимной увязки в процессе стратегического, инновационного и антикризисного управления деятельностью торгового предприятия на современном этапе. Целевые ориентиры, методический аппарат и модели процесса управления формируют область менеджмент-образования - менеджмент в торговле. Основные аспекты торгового менеджмента аргументировано представлены схемами, таблицами, моделями.
Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов высших учебных заведений, бизнесменов и менеджеров, уже имеюших опыт, которые нуждаются в новых ориентирах и знаниях современных методов эффективного менеджмента.
ОДОБРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ «МЕНЕДЖМЕНТА»
Протокол № 9 от 01.02. 2003г.
Рекомендовано к изданию редакционно-методическим советом факультета «Экономики и управления».
Подписано в печать
Объем 12,5 п.л. Уч. изд.л. Тираж.
Заказ Отпечатано
с Красноярский государственный
торгово-экономический институт
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Концепция менеджмента в торговле.
1.1.Сущность и содержание менеджмента в торговле. 1.2.Интеграционные процессы в торговом менеджменте.
1.3 Диверсификация в менеджменте торговых предприятий.
1.4.Торговое предприятие как объект управления.
1.5. Технология и факторы выбора организационно- правовой формы торговой деятельности.
Глава 2. Стратегическое управление торговым предприятием.
2.1. Теоретические основы стратегического менеджмента торгового бизнеса.
2.2.Методы стратегического анализа среды торгового предприятия: СТЭП-факторный анализ; СВОТ-анализ.
2.3. Программный подход в формировании стратегии торгового бизнеса.
2.4. Методы оценки, разработанной стратегии торгового предприятия.
Глава 3. Антикризисное управление торговым предприятием.
3.1. Теоретические основы антикризисного менеджмента в торговом деле.
3.2.Рискованное управление в торговом бизнесе.
3.3. Формы профилактики рисков в антикризисном управлении торгового предприятия.
Глава 4. Механизм инновационного менеджмента в торговле.
4.1.Инновационный менеджмент торговых предприятий.
4.2.Инвестиционная политика торгового предприятия.
4.3.Методы оценки инновационных проектов в торговом деле.
4.4. Проектное управление в торговом менеджменте.
Глава 5. Система менеджмента коммерческой деятельности торгового бизнеса
5.1.Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия.
5.2.Анализ и оценка системы управления коммерческой деятельностью.
5.3.Управление изменениями по совершенствованию системы управления торговым предприятием.
Глава 6. Механизм формирования человеческого потенциала торгового
предприятия
6.1. Концепция управления персоналом торгового предприятия.
6.2.Технология управления персоналом торгового предприятия. 6.3.Формирование механизма обеспечения участия персонала торгового предприятия в реализации инновационных стратегий.
6.4. Механизм управления деловой карьерой (УДК) менеджера торгового предприятия.
Глава 7.Текущее планирование торговым предприятием.
7.1.Задачи и содержание текущего планирования деятельности торгового предприятия в современных условиях.
7.2.Система методов текущего планирования в торговой фирме.
7.3. Объемно- календарное планирование реализации стратегического выбора торговой фирмы.
7.4.Методы оперативного планирования торговыми процессами: план – график; органиграмма; сетевые графики.
.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов /В.Г. Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; Под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина.-М.: ПРИОР,1998.-432с.
2. Виханский О.С., Наумов Н.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд.-М.: Гардарика, 1998.-528с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарика, 1998-296с.
4. Бланк И.А. Торговый менеджмент.- Киев: УФИМБ,1997.- 408с.
5. Вопросы менеджмента: Сборник научных статей и тезисов/ КГТЭИ.-Красноярск, 1998.- 400с.
6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие М.: Издательско-консалтинговая компания «Дека», 1997.-304с.
7. Стрекалов О.Б. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие /Казан. гос технол. ун-т - Казань,1997.-256с.
8. Стратегическое управление: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998.-296 с.
9. Современное управление: Энциклопедический справочник. Т.1.-М.: Издатцентр, 1997.-584с.
10.Чаплина А.Н. Менеджмент в торговле: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск, 2000.-400с.
11. Чаплина А.Н. Факторы обновления в российском менеджменте: Монография/ КГТЭИ- Красноярск, 1999.-345с.
12. Чаплина А.Н.. Культура управления: Учеб. пособие -Красноярск: Изд-во КГПУ,1997.-100 с.
13. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. В поисках эффективного управления: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск,1999. -168с.
14. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Кадровая политика в современных организациях: Учеб. пособие / КГТЭИ.- Красноярск, 1999.-165с.
15. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Разработка и обоснование стратегии развития организации: Учеб. пособие / КГТЭИ.- Красноярск, 1999.-150с.
16. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Сбытовая политика на современном торговом предприятии: Учеб. пособие / КГТЭИ.- Красноярск, 1999.- 171с.
17. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Пути и средства повышения эффективности управления организацией: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск,1999.-163с.
18. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Менеджмент конфликта: Учеб. пособие:/ КГТЭИ.- Красноярск,1999.-149с.
19. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Управление персоналом в современных организациях. Кадровая политика: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск,1999.-152с.
20. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Факторы обновления в Российской экономике: Учеб. пособие / КГТЭИ.- Красноярск,1999.-145с.
21. В.П. Панагушина.-М.: ПРИОР, 1998.- 432 с.
22.Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд, перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М,1999.-669с.
Раздаточный материал
к курсовой работе на тему «Анализ и оценка сбытовой деятельности»
Схема 1
| |||
Таблица 1
Функции управления в системе коммерческой деятельности
Таблица 2
Классификация методов анализа и построения системы управления коммерческой деятельности
Методы обследования (сбор данных) | Методы анализа | Методы формирования | |
Самообследование Интервьюирование, беседа Активное наблюдение рабочего дня Моментные наблюде- ния Анкетирование Изучение документов Функционально-стоимостного анализа | Системный анализ Экономический анализ Декомпозиция Последовательной подстановки Сравнений Динамический Структуризации целей Нормативный Параметрический Моделирование Функционально-стоимостного анализа Главный компонент Балансовый Корреляционный и регрессионный анализ Опытный Матричный | Системный подход Аналогий Экспертно-аналитический Параметрический Блочный Моделирования Функционально-стоимостного анализа Структуризации целей Опытный Творческих совещаний Коллективного блокнота Контрольных вопросов 6-5-3 Морфологический анализ | |
Методы обоснования | Методы внедрения | ||
Аналогий Сравнений Нормативный Экспертно аналитический Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта Расчет коллективных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов Функционально-стоимостного анализа | Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления Материальное и моральное стимулирование нововведений Привлечение общественных организаций Функционально-стоимостного анализа | ||
Числитель Знаменатель | Результаты | Затраты | Ресурсы | ||
Прибыль (П) | Розничный товарооборот (РТО) | Издержки обращения (ИО) | Среднесписочная численность (Ч) | ||
Результаты | Прибыль (П) | П : П 1,0000 | РТО : П Закрепленность розничного товарооборота за прибылью | ИО : П Закрепленность издержек обращения за прибылью | Ч : П Закрепленность рабочей силы за прибылью |
Розничный товарооборот (РТО) | П : РТО Рентабельность розничного товарооборота 0,061; 0,112; 1,834. | РТО : РТО 1,0000 | ИО : РТО Закрепленность издержек обращения за товарооборотом | Ч : РТО Закрепленность рабочей силы за товарооборотом | |
Затраты | Издержки обращения (ИО) | П : ИО Рентабельность издержек обращения 0,142; 0,323; 2,285. | РТО : ИО Затратоотдача 2,330; 2,936; 1,261. | ИО : ИО 1,0000 | Ч : ИО Закрепленность рабочей силы за издержками обращения |
Ресурсы | Среднесписочная численность работников (Ч) | П : Ч Рентабельность рабочей силы 215,235; 184,073; 0,856. | РТО : Ч Производительность труда 3611,026; 1645,472; 0,461. | ИО : Ч Издержки обращения на 1го работника 1545,785; 562,445; 0,365 | Ч : Ч 1,0000 |
|
Матричная модель 4х4 проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности ООО «Малтат».
Схема 3
Матрица - SWOT
Возможности 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка. 2. Вертикальная интеграция. 3.Самодовольство среди конкурирующих фирм. 4. Ускорение роста рынка. | Угрозы 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Замедление пропускаемос-ти железнодорожных станций. 3.Неблагоприятная политика государства. 4. Возрастание силы торга у покупателей и поставщиков. | |
Сильные стороны 1. Адекватные финансовые ресурсы. 2. Хорошая репутация у покупателей. 3. Известный лидер рынка. 4. Проверенный временем менеджмент. | 1.Увеличение объемов продаж за счет выхода на новые рынки 2.Создание филиалов торг. предприятия как по России, так и за рубежом для расширения рынка сбыта. 3.Привлечения дополнитель-ных покупателей за счет рекламы своего «имени». 4. Вклад свободных финансовых ресурсов в другие отрасли рынка для увеличения прибыльности. | 1. Снижение уровня цен с целью уменьшения числа конкурентов. 2. Заблаговременное составление договоров с «железной дорогой» для избежания простоя на ней. 3. Правильное использование сезонности продаж во избежание влияния государственной политики 4. Целенаправленное использование опыта работы для возможности регулирования цен на свои товары. |
Слабые стороны 1. Нет ясных стратегических направлений 2. Устаревшее оборудование 3. Отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности 4. Узкая производственно-технологическая линия. | 1. Выход на новые рынки путем выявления новых стратегических направлений в продаже товаров. 2. Замена старого оборудования за счет расширения деятельности. 3. Повышение квалификации персонала за счет предприятия. 4. Завоевание большей доли рынка за счет расширения ассортимента продаваемой продукции. | 1. Создание в организации стратегического отдела для поиска стратегий поставки товара различным транспортом. 2. Снижения стоимости подготовки товара к продаже на рынке за счет приобретение новейшего оборудования 3. Снижение числа конкурентов за счет открытия новых технологических линий. 4. Повышение адаптации к налоговой политики государства за счет повышения квалификации персонала. |
|
Схема 5
|
СТРАТЕГИЯ | СТРУКТУРА | ПЕРСОНАЛ | КУЛЬТУРА | |||||
Тип | Уровни | Кадры управления | Отбор | Оценка | Поощрение | Развитие | ||
Стратегия концентрированного роста: Расширение рынка сбыта за счет рекламы собственного «имени» | Линейно-функци-ональная. Данная структура полнос- тью подходит для примене-ния стратегии на предприя-тии и не требует коренной замены | Четыре стандартных уровня управления. Данное количество уровней обеспечива-ет наиболь-шую ско-рость управ-ления дан-ным пред-приятием и не требует изменения в соей структуре. | Занимаются как стратегическими, так и текущими вопросами. В их задачи также входит рассмотре-ние инновации и принятие решения о вводе ее в действие на торговом предприя-тии. | Осуществляется преимущественно из людей имеющих опыт работы в данной отрасли. При вводе данной инновации потребуется дополнительный персонал в отдел маркетинга и дополнительное их обучение. | Оценка проводится по общим результатам работы, либо основанная на данных о производительности. Кандидатов следует оценивать прогностическим методом, т.е. это анкеты, характеристики, отзывы, личные беседы, психологические тесты. | В виде денежных выплат за высокие результаты работы, организация досугов персонала, тем самым, поддержи-вая благоприятный климат в коллективе | Приветствуется всеми способами. Данная стратегия будет рассмотрена руководителем и имеет шанс быть принятой для дальнейшего внедрения. | Культура организации полностью благоприятна для внедрения стратегии на данной предприя-тии, а культура власти обеспечит наиболь-шую эффективность от ее реализации. |
Директор | Финансовый директор | Коммерческий отдел | |
1. Определение проблемы | |||
2. Сбор исходной информации по проблеме (реализация стратегии) | |||
3. Обработка | |||
4. Разработка вариантов решения | |||
5. Выбор оптимального варианта решения реализации стратегии | |||
6. Доведение до исполнителя | |||
7. Контроль и оценка |
|
- функциональное руководство - согласование - санкции - формирование задачи
- принятие решения - отчетность - утверждение - сбор
- одобрение альтернативы - координация - обработка информации - внедрение
Органиграмма принятия управленческих решений с использованием управленческого персонала в торговом предприятии