Выбор системы управления для организации

Цель. На основе данных конкретного предприятия выбрать оптимальную систему управления.

Методика выполнения занятия предусматривает следующие этапы.

1. Выделить характерные черты, которые в ближайшие 5-7 лет будут определяющими для окружения организации.

2 Определить уровень нестабильности среды организации по трем факторам (привычность, темп изменений, предсказуемость будущего) (табл. 2.1).

3 Пользуясь значением уровня привычности, определить в верхней части табл. 3.14 систему действий данной организации

4 Пользуясь средними значениями темпа перемен и предсказуемости, в нижней части табл. 3.14 выбрать необходимую систему с точки зрения реакции на неожиданность и скорости изменений во внешней среде, например ранжирование задач или систему управления в условиях стратегических неожиданностей (можно ничего не выбрать).

Эти четыре шага предопределяют сочетание систем, лежащее в основе выбора стратегически наиболее удачной линии поведения организации в традиционной области ее деятельности.

Если руководству свойственны высокие притязания и настойчивость и оно хочет перевести организацию в новые области деятельности, то необходимо определить наивысший уровень нестабильности в этих областях и затем найти требуемое сочетание систем по табл. 3.14.

Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования

Цель. На материалах конкретного предприятия оценить привлекательность его СЗХ.

Методика выполнения занятия предусматривает следующие этапы.

1. Прогноз экономических, социальных, политических, технологических условий для техСЗХ, которые интересуют организацию.

2. Анализ степени воздействия важнейших тенденций и случайных событий на соответствующую СЗХ.

3. Экстраполяция прежних тенденций роста и рентабельности.

4. Оценка возможных изменений в сложившихся тенденциях спроса с помощью анализа факторов, определяющих спрос (табл. 3.1).

5. Оценка общих сдвигов в тенденции роста в близкой и далекой перспективах (в нижней части табл. 3.1 (см. п. 3.3) с помощью баллов интенсивности).

6. Определение количественной характеристики будущей тенденции, для чего по полученной оценке осуществить корректировку экстраполяции.

7. С помощью анализа конкурентного давления (табл. 3.2) и экстраполяции данных о рентабельности сделать оценку возможных изменений в тенденциях рентабельности.

8. Исходя из сочетания перспектив роста (ПР), рентабельности (Р) и возможного уровня нестабильности (ТБН) получить общую оценку привлекательности данной СЗХ в будущем по формуле:

Привлекательность СЗХ = α • ПР + β • Р + γ • ТБ - δ • ТН,

где α, β, γ, δ – коэффициенты, которые даются менеджерами для обозначения относительного вклада каждого фактора и в сумме составляют 1.0. Они указывают на сравнительную привлекательность ориентиров для организации.

Выбор системы управления для организации - student2.ru

Оценка привлекательностиСЗХ, будучи существенно сложнее, чем простое соизмерение темпов роста по матрице БКГ, тем не менее дает намного более реалистическую базу для сопоставления сложных и взаимно переплетающихся факторов, которыми определяется относительная привлекательность СЗХ для организации.

Управление набором СЗХ организации при множественных ориентирах

Цель. На материалах конкретного предприятия оценить набор его СЗХ.

Методика выполнения занятия предусматривает последовательное выполнение процедур, описанных на с. 133–136, и заполнение табл. 3.12.

Краткие выводы

Стратегия – сложное и мощное орудие, с помощью которого современная организация может противостоять меняющимся условиям; его внедрение и использование обходятся недешево. Однако оно себя оправдывает.

Стратегия – это инструмент, который может серьезно помочь организации, оказавшейся в условиях нестабильности. При этом он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.

Пока все рынки, на которых действует организация, растут и сохраняют стабильность, можно определить дальнейшие перспективы путем экстраполяции прошлых тенденций. Но когда у организации нет четкой и стабильной перспективы роста, она сталкивается с необходимостью дифференцированной оценки внешних условий деятельности – тенденций, проблем, благоприятных возможностей – путем выделения стратегических зон хозяйствования. Затем возникает необходимость выделить внутри организации подразделения, ответственные за стратегию развития соответствующих СЗХ – стратегические хозяйственные центры.

В силу сложности, неопределенности, нестабильности ресурсного обеспечения, развития технологий и социально-экономических условий может оказаться желательным выделение во внешней среде организации зон стратегических ресурсов, зон стратегических технологий, а также групп стратегического влияния.

Следующий этап стратегического анализа состоит в определении перспектив организации в каждой из СЗХ. Их определяют, во-первых, по тем возможностям, которые открываются в данной СЗХ, что измеряется оценками перспективы спроса и рентабельности в данной зоне, а также уровнями экономической, технологической и социально-политической нестабильности.

Другим фактором, определяющим перспективы организации, является тот конкурентный статус, который она избирает для себя в данной СЗХ. Здесь измерителями служат соотношение между капиталовложениями организации и оптимальным объемом капиталовложений для данной СЗХ, а также соотношения между стратегией организации и оптимальной стратегией, управленческими возможностями организации и тем, чем должны располагать сильнейшие конкуренты в данной СЗХ.

Определив для себя перспективы, организация может принять их, или уйти из данной СЗХ, либо изменить свой выбор конкурентного статуса.

Выбор осуществляется в несколько приемов. В первую очередь определяется оптимумстратегических позиций (стратегия, управленческие возможности, стратегические капиталовложения), с которых организация «стартует», добиваясь положения ведущего конкурента в данной СЗХ.

Во вторую очередь определяется запас времени: возможность сделать своевременный поворот. В третью – делается подсчет: насколько оптимальный выбор сможет улучшить отдачу капиталовложений организации. Если улучшения не предвидятся, рассматриваются альтернативные решения: снижение требований к оптимуму и сокращение капиталовложений («выжать все до конца») или уход из СЗХ.

Стратегическая зона хозяйствования, в которой при оптимальном выборе улучшается отдача капиталовложений, должна быть сопоставлена с другими СЗХ. Существуют два способа сравнения: анализ полного набора или применение минимального коэффициента отдачи, с которого начинается дополнительное финансирование развития. Если общее соотношение, состав и набор СЗХ оказываются под вопросом, ко второму способу следует прибегать с осторожностью.

Метод выбора стратегической позиции имеет несколько ограничений: он не годится при создании новых СЗХ, приводит к искаженному пониманию внешних условий при высокой нестабильности, не учитывает того, насколько привычный образ действий менеджеров и условия развития их деловой карьеры воздействуют на принятие решений.

Если, как это было в течение первой половиныXX в., рынки, на которых выступают организации, переживают длительный подъем, технологии стабильны, неожиданные перемены редки, то управление может полностью сосредоточиться на оптимизации роста в ближайшей перспективе. При оптимально выбранных темпах роста рентабельность обеспечена и долгосрочные перспективы роста гарантированы.

В условиях когда жизненные циклы укорачиваются, внешняя среда дестабилизируется, рост далеко не всегда сопровождается рентабельностью, а высокие темпы в ближайшей перспективе не гарантируют дальнейшего роста. В результате управление все чаще ограничивает свои задачи балансированием капиталовложений в расчете на краткосрочные итоги деятельности организации, жертвуя интересами длительной перспективы.

Другое последствие состоит в том, что высокая вероятность различных неожиданностей – как позитивных(возможности),так и негативных(опасности) – заставляет менеджеров минимизировать стратегический риск, придавая набору видов деятельности определенную гибкость по отношению к внешним и внутренним условиям. Еще одно последствие состоит в том, что рост конкурентного давления вызывает растущую необходимость в оптимизации общей стратегической эффективности путем синергического взаимодействия всех СЗХ организации.

При раздельной оптимизации каждая из трех характеристик деятельности организации (рентабельность в краткосрочном и долгосрочном аспекте, гибкость и синергизм) будет подавлять две другие.

В данной главе изложены приемы балансирования набора, позволяющие одновременно оценивать и соизмерять все три характеристики деятельности, а также любые другие, которые могут оказаться существенными для организации.

Для этого по каждой из характеристик нужно разработать ориентиры и цели, ранжировать их по приоритетности, а затем оценить весь набор СЗХ по раздельному и общему вкладу в достижение целей. Если вклад представляется неудовлетворительным и в наборе обнаруживаются проблемы, предпринимается разработка другого набора и его оценка. Окончательно сформированный набор проверяется на осуществимость при данном ресурсном обеспечении организации.

Сформированный таким путем набор позволяет определить эволюцию СЗХ организации во времени, включая капиталовложения и изъятие ресурсов из нынешних СЗХ организации, равно как и характеристики новых зон хозяйствования, поисками которых организации придется заниматься. Кроме того, набор характеризует сквозные линии связи (синергические связи) между СЗХ и СХЦ, которые должны быть сохранены и развиты.

Данная глава описываетсистемный подход к планомерному выбору стратегических позиций организации. Первый важный шаг – это стратегическая сегментация, которая состоит в анализе отдельных СЗХ, выборе стратегических позиций организации в каждой из них и определении долговременного баланса стратегических ресурсов. Второй важнейший шаг –стратегическая интеграция:разработка сводных характеристик будущего набора на близкую и далекую перспективу.

Стратегическое планирование определяет будущее лицо организации. Но его единственный реальный результат – планы. Следующий шаг – разработка и принятие конкретных мер по выполнению планов.

Для приведения стратегии в действие традиционно применялись два подхода. Один из них – действия сообразно обстановке, которые не основываются на запланированных начинаниях и сосредоточиваются на принятии конкретных шагов, обусловленных стечением обстоятельств(корректировка планов по ходу дела). Другой –планомерный подход, при котором набор стратегических решений переводится в предварительный выбор стратегических позиций по каждой из СЗХ организации и применяется направленный поиск новых возможностей.

В современных условиях начала третьего тысячелетия все большее значение приобретает третий подход, т.е.накопление стратегического опыта, основанное на отказе от обычной последовательности действий (выполнение следует за принятием плана) и соединяющее планирование с выполнением в соответствии с тем, насколько руководство организации считает это актуальным, какие затраты приходится нести на получение информации, а также насколько предсказуемы перспективы данной СЗХ. С этим подходом органически связанпроцесс постепенного втягивания, когда организация одновременно с выходом на новый рынок набирает необходимую информацию о СЗХ.

Переход к систематическому стратегическому анализу создает как дополнительную нагрузку, так и новые роли для общеорганизационного управления. Опыт показал, что власть и ответственность за стратегическое развитие организации должны распределяться между высшим руководством и управляющими СХЦ и что процесс стратегического планирования предполагает объединение их усилий и взаимодействие.

Основные термины

1. Процесс выработки стратегии

2. Концепция СЗХ и СХЦ

3. Жизненный цикл спроса и технологии

4. Фаза внедрения

5. Фаза активного роста

6. Фаза замедления роста

7. Фаза зрелости

8. Фаза спада

9. Матрица БКГ

10. Оценка привлекательности СЗХ

11. Конкурентный статус организации

12. Уровень стратегичерких капиталовложений

13. Вложения в мощности

14. Вложения в стратегию

15. Вложения в потенциал организации

16. Продуктовая дифференциация

17. Рыночная дифференциация

18. Стратегический норматив

19. Матрица «Дженерал Электрик» – «МакКинзи»

20. Анализ набора СЗХ

21. Оптимум стратегических позиций

22. Прирост отдачи капиталовложений

23. Синергизм, синергия

24. Синергический эффект

25. Управление стратегическим набором

26. Матрица баланса жизненных циклов

27. Балансирование набора СЗХ

28. Принцип балансирования набора по двум точкам

29. Балансирование позиций организации

30. Стратегические инвестиционные ресурсы

31. Стратегическая гибкость

32. Стратегическая уязвимость организации

33. Анализ воздействия

34. Концепция синергизма

35. Возможный негативный синергический эффект

36. Управление набором при множественных ориентирах

37. Оценка синергизма

38. Анализ влияния на прибыль

39. Критерии диверсификации

40. Планомерный подход к разработке стратегических планов

41. Корректировка стратегических планов по ходу дела

42. Метод накопления стратегического опыта

43. Диверсификация путем накопления стратегического опыта

44. Аппарат разработчиков стратегических задач

45. Стратегическая роль руководства организацией

46. Распорядительская роль руководства организацией

47. Руководство организацией в роли финансового центра

48. Возможности

49. Опасности

50. Процесс постепенного втягивания

Наши рекомендации