Понятие категорий менеджмента

Тема 2 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Цель лекции:усвоение студентами основных категорий менеджмента

План лекции

1 Понятие категорий менеджмента

2 Объекты и субъекты менеджмента.

3 Функции менеджмента

4 Иерархия менеджмента.

5 Организационная структура и схема управления.

6 Принципы менеджмента.

7 Методы менеджмента

8Стиль руководства.

Понятие категорий менеджмента

Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения в процессах и структуре управления организацией.

К числу основных категорий менеджмента следует отнести:

· Понятие и сущность менеджмента;

· Виды менеджмента;

· Объекты и субъекты менеджмента;

· Функции менеджмента;

· Иерархия менеджмента;

· Организационная структура и схема управления;

· Принципы менеджмента;

· Методы менеджмента;

· Стиль руководства.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. Менеджмент подразделяют на следующие виды (в зависимости от функциональной принадлежности - определенной сферы деятельности организации или ее звеньев)

· Стратегический

· Инновационный

· Производственный

· Финансовый

· Международный

· Экологический

· И т.д.

2 Объекты и субъекты менеджмента.

В процессе управления следует учитывать, что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она решает, имеет управляе­мую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления (см. рис. 1). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем: управ­ляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.

Субъекты менеджмента — менеджеры-руководители различного уровня, наде­ленные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельно­сти организации.

Внешняя среда

       
    Понятие категорий менеджмента - student2.ru
 
  Понятие категорий менеджмента - student2.ru

Управляемая подсистема (объект)
управляющие информация о состоянии

Понятие категорий менеджмента - student2.ru воздействия объекта

           
  Понятие категорий менеджмента - student2.ru   Понятие категорий менеджмента - student2.ru   Понятие категорий менеджмента - student2.ru

Возмущающие воздействия

Категория «менеджер» распространяется на:

руководителей линейного менеджмента: директоров, руководителей производ­ственных подразделений среднего и нижнего звена управления;

руководителей функционального менеджмента: заместителей директора, руководителей функциональных подразделений и их частей (бюро, лабораторий, секторов);

организаторов определенных видов работ.

Объекты менеджмента — весь состав взаимосвязанных структурных подразделе­ний любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).

Объект и субъект менеджмента находятся во взаимной связи и зависимости. Чем больше по объему объект менеджмента, тем больше будет и субъект менеджмента. Это не прямо пропорциональная зависимость, поскольку на размер субъекта менеджмента будут действовать и другие факторы, такие как организованность объекта менеджмента, уровень компьютеризации работ и др. Подобное деление системы менеджмента на субъект и объект менеджмента и такая взаимосвязь между ними имеет место на всех уровнях менеджмента: верхнем, среднем и нижнем.

Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством ин­формации.

Из объекта управления информация о ходе работ поступает в управляющую под­систему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения.

На информационные входы управляющей подсистемы воздействуют факторы внеш­ней среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п.

Кроме того, на информационные входы управляющей подсистемы воздействует производственная информация, поступающая по каналам обратной связи от управляе­мой подсистемы. Выходами управляющей подсистемы являются планы низовым струк­турным подразделениям и команды управления или управляющие воздействия, а также отчетная информация и сведения.

Функции менеджмента

Категория функций менеджмента является одной из фун­даментальных в теории менеджмента.

Функция менеджмента — это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.

Каждая функция менеджмента характеризуется однородностью содержания и целевой направленностью. Функции являются составными частями любого процесса управ­ления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют основными, или общими.

В теории и практике менеджмента существуют различные подходы к классифика­ции функций. В отечественной теории управления различают функции основные (об­щие) и конкретные (специфические). В настоящее время большинство авторов в состав об­щих функций включают: прогнозирование и планирование; организация работы; ко­ординация и регулирование; активизация и стимулирование; контроль (учет и анализ).

Все основные (общие) функции управления выполняются в каждом подразделении а любом уровне управления любой социально-экономической системы.

Конкретные функции управления — функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.

Все рассматриваемые функции (основные и конкретные) имеют две общие характеристики: они обе требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией. Эти характеристики связывают все управленческие функции, и поэтому их часто называют связующими процессами.

Иерархия менеджмента

Менеджмент организации — понятие иерархическое, т.е. относящееся к вполне определенному уровню менеджмента.

Иерархия менеджмента—это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим и наоборот.

Понятие категорий менеджмента - student2.ru

В течение многих десятилетий организации создавали так называемые иерархические структуры менеджмента. Для этих структур характерно следующее принципиальное положение — иерархичность менеджмента, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и нижний.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уров­не управления находится меньше людей, чем на предыдущем. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер —расстановка конкретных руко­водителей во главе отдельных подразделений. Горизонтально разделенная таким образом управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла доби­ваться успеха в своей деятельности. Руководителям высшего звена приходится затрачи­вать время на координирование работы руководителей среднего звена, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей нижнего звена, а те, в свою очередь, координируют работу неуправленческого персонала—людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате и образует уровни иерархии менеджмента .

5 Организационная структура и схема управления.

Организационная структура — строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимо­связью и взаиморасположением.

Физическое воплощение организационная структура находит в схеме управления. Назначение схем управления, как и всякого чертежа,— дать ясное представление о суще­ствующей или предполагаемой организационной структуре той или иной конкретной организации.

Схема структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними.

Между частями структуры устанавливаются устойчивые связи, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи обеспечивают согласованность действий между элементами структуры и являются, как правило, одно­уровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость их возника­ет при наличии нескольких уровней управления.

6 Принципы менеджмента.

Принципы менеджмента — это важнейшие руководя­щие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми орга­ны управления обеспечивают эффективное развитие организации.

К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

· целостности;

· иерархической упорядоченности;

· целевой направленности развития;

· научной обоснованности и оптимальности менеджмента;

· оптимального сочетания централизации и децентрализации;

· демократизации

Главным принципом системного подхода является принцип целостности.

Принцип целостности системы предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокаче­ственных, но одновременно совместимых по ориентации организации на конечные ре­зультаты элементов. Все организации должны рассматриваться как системы во взаимосвязи, единстве и взаимодействии всех их функциональных сторон, компонентов и частей. При создании тех или иных объектов указанная тройственная целостность должна обеспечиваться путем соответствующих методов не только анализа, но и обязательно синтеза. Причем следует иметь в виду, что с системных позиций для эффективного развития системы имеют значение не любые связи, а лишь существенные связи между эле­ментами системы, превосходящие по значению отношения их с элементами, не входящими в данную систему. Именно эти связи и определяют интегративные свойства системы, которые отличают ее от простого конгломерата и выделяют из окружающей среды в виде целостного образования.

Интегративные качества присущи лишь целевой системе полностью, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Наличие интегративных качеств пока­зывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда следуют важные практические выводы о том, что система не сводится к простой совокупности элементов, что, расчленяя ее на отдельные части и изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Принцип иерархической упорядоченности. Любая организация состоит из «семейства» расположенных друг над другом (или друг под другом) уровней управления, отражая общую закономерность природы. Следовательно, организация людей всегда является многоуровневой, многоступенчатой, т.е. упорядоченной. Такая организация обычно и обозначается уже известным словом «иерархия».

Принцип целевой направленности (ориентации) развития. Целеполагание — это начало всякой управленческой деятельности. Ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения цели.

При создании любой системы (подсистемы), во-первых, должна быть четко определена цель функционирования, представляющая материально (информационно) определенную конечную часть целого; во-вторых, обеспечена целостность состава элементов для достижения заданной цели; в-третьих, установлен план функционирования, определяющий порядок взаимодействия элементов для выполнения функций по достижению заданной цели.

Принцип научной обоснованности и оптимальности менеджмента. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Для того, чтобы менеджмент стал научно обоснованным, необходимо соблюдение двух основных условий: постоянное изучение законов, закономерностей, принципов, методов и других компонентов науки управления; систематическое совершенствование практики менеджмента на основе последних достижений науки управления и обобщение передового опыта в руководстве организацией.

Управлять научно — это значит широко использовать в руководстве организацией системный, комплексный, ситуационный, расчетно-аналитический подход, широко использовать экономико-математическое моделирование, применение прогрессивных компьютерных технологий управления и др.

Уровень научного руководства определяется главным образом квалификацией руководителей и специалистов, их общей культурой, технико-экономической эрудицией.

Важнейшая задача менеджмента — обеспечение потребностей рынка с наименьшими затратами ресурсов: людских, материальных, денежных, энергетических и др. При этом суть оптимальности менеджмента состоит в выборе наиболее эффективного в кон­кретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изуче­ния информации, рассмотрения множества вариантов решений и т. п.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в менеджменте. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленче­ских решений.

Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Организации же, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления, называются децентрализованными.

Определить уровень централизации можно по следующим характеристикам.

1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше решений принимается нижестоящими руководителями, тем больше степень децентрализации.

2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если на среднем и нижнем уровнях руководители могут принимать решения, касающиеся управления за­тратами, связанными с материальными и трудовыми ресурсами и изменением направле­ния деятельности организации, то налицо вариант децентрализованной организации.

3. Число функций, реализуемых на нижестоящих уровнях. Если на нижнем и сред­нем уровнях руководители принимают решения более чем по одной функции, то такая организация - децентрализованная.

4. Уровень контроля за работой подчиненных. Руководство высшего звена в децентрализованной организации редко проверяет повседневные решения руководителей нижнего и среднего звеньев. Их оценивают в основном по результатам деятельности подразделений, например по уровню прибыльности и динамики развития организации.

Методы менеджмента

Реализация функций и принципов менеджмента осуществля­ется с помощью различных методов.

Методы менеджмента — способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации.

Содержание метода менеджмента в конечном счете сводится к ответам на вопросы: как, каким способом можно достичь цели управления? каким образом осуществлять управленческую деятельность?

Методы менеджмента тесно связаны с принципами менеджмента. Принципы — основополагающие начала методов менеджмента. Методы менеджмента выступают в качестве способов реализации принципов. Принципы не выбирают, им следуют. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Без знания системы методов менеджмента (только на основе принципов) трудно добиться реализации целей и функций менеджмента. Кроме того, знание методов менеджмента позволяет разобраться в громадном количестве конкретных правил, приемов и частных способов управления.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Можно выделить следующие методы управления.

1. Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических иссле­дований).

2. Конкретныеметоды,осуществляемые по трем основным направлениям:

• методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п.);

• методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);

• методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений).

Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления: организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Организационно-административные методы основаны на прямых директивных указаниях. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их исполнением и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личноcти в частности. Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, финансирование.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических методов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы. Они основаны на использовании стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Это достигается посредством такого воздействия, как экономическое соревнование, критика и самокритика, убеждение, авторитет, личный пример

8 Стиль руководства.

Первоначально словом «стиль» называли стержень для писания на восковой доске, а позднее оно употреблялось в значении «почерк». В настоящее время стиль — это система постоянно применяемых методов руководства, своего рода почерк действий менеджера.

Стиль руководства — совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых проблем и задач, реализуемых в практической деятельности конкретным менеджером.

Стиль управления — это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Определенному набору постоянно применяемыхменеджером методов руководства соответствует вполне определенный стиль управления.

Стиль руководства — явление строго индивидуальное, определяемое конкретными специфическими свойствами человека, особенностями его работы с людь­ми. Стиль управления регламентируется личными качествами менеджера.

К настоящему времени наиболее широкое и общепризнанное выделение стилей руководства предложено К. Левиным, который выделил авторитарный, демократический и либеральный стили.

Для авторитарного стиля управления характерна централизация власти и едино­личное принятие решений. Основное содержание его управленческой деятельности со­стоит из приказов и распоряжений, ставка делается на администрирование и ограничен­ные контакты с подчиненными. Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления, неприятие инициативы подчиненных. Под началом автократа работать непри­ятно, так как подчиненные испытывают постоянный страх перед увольнением.

Демократический стиль управления характеризуется доверием к людям, стремле­нию к коллегиальному решению задач, систематическому информированию подчинен­ных о положении дел в коллективе. В коллективе царит доброжелательная атмосфера, правильная реакция на критику.

Либеральный стиль руководства характеризуется предоставлением полной само­стоятельности, возможности индивидуального и коллективного творчества. Руководите­лей-либералов отличает безынициативность, пассивность, боязнь конфликтов, а его дея­тельность малоэффективна.

В чистом виде руководители указанных типов встречаются редко. Эффективность ситуационного подхода к управлению предусматривает применение в каждом конкрет­ном случае преимуществ того или иного стиля управления.

Контрольные вопросы и задания:

А. Дайте ответы на следующие вопросы

1. Что такое категории менеджмента?

2. Перечислите основные категории менеджмента?

3. Назовите основные виды менеджмента?

4.Что относится к объектам и субъектам менеджмента?

5. Как связаны между собой управляющая и управляемая подсистемы?

6. Дайте определение функции менеджмента? Назовите основные характеристики функции менеджмента?

7. На какие виды классифицируют исследователи функции менеджмента?

8. Как вы понимаете понятие «иерархия менеджмента»?

9. Что характерно для, так называемых иерархических структур?

10. Дайте определение организационной структуры?

11.Назовите виды существующих между частями структуры устойчивых связей?

11. Что такое принципы менеджмента?

12. Назовите важнейшие принципы эффективного менеджмента?

13. Дайте определение «методам менеджмента»?

14. Перечислите и коротко охарактеризуйте основные методы менеджмента?

15. Что такое стиль руководства?

16. Назовите самую широко используемую классификацию стилей руководства?

17. Встречались ли вам в чистом виде руководители указанных типов?

Наши рекомендации