Теоретические аспекты науки управления

План

Введение………………………………………………….....2-3

1. Теоретические аспекты науки управления..............4-11

1.1 Теоретические аспекты науки управления с точки зрения Бургановой Л.Н…………………………………………………...12-18

1.2 Теоретические аспекты науки управления с точки зрения Ямпольской Ц.А…………………………………………………..19-23

1.3 Теоретические аспекты науки управления с точки зрения Фрейдиной Е.В……………………………………………………24-28

2.Сравнительный анализ точек зрения авторов по изучаемой теме...................................................................................................28-29

3.Собственная точка зрения по изучаемой проблеме.....30

Заключение……………………………………………………………31

Список использованной литературы…………………………………………...32

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента применительно к Российским условиям в значительной мере зависит от этих факторов.

В данной работе рассмотрим, что же такое управление, так как это понятие прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Одна из основных трудностей в управленческой деятельности состоит в необходимости принимать решения в условиях неопределенности или при неполных знаниях о возможных последствиях предпринимаемых действий.

Для лучшего понимания этих проблем полезно иметь некоторую общую схему, концептуальную структуру или модель, помогающую нам организовать наши представления о той разнообразной, сложной, подчас весьма тонкой, постоянно меняющейся деятельности, которую называют управлением (management). Из многих концепций управления в этой книге излагается та, которая особенно четко выявляет связь управления с естественными науками и со структурой той дисциплины, которую все чаще и чаще называют наукой об управлении.

Здесь, однако, следует проявлять осторожность, поскольку мы находимся на довольно зыбкой почве. Многочисленные попытки связать эти два понятия — «управление» и «наука» - насчитывают долгую историю, полную печальных недоразумений. Поэтому с самого начала следует попытаться внести некоторую ясность в вопросы, беспокоящие как тех, кто утверждает, что управление — это наука, так и тех, кто отрицает, что оно когда-либо может стать таковой.

В то же время управление часто понималось как деятельность, в которой трудно ставить эксперименты в контролируемых условиях, в которой наиболее интересные аспекты не поддаются точному измерению, универсальные законы полностью отсутствуют, каждая задача кажется уникальной и где, как правило, используются интуитивный подход и «оценочные суждения», основанные на личном опыте.

Теоретические аспекты науки управления.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Цель управления – это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.

Орудие управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.

Предметом управленческого труда являются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.

Продукт управленческого труда является управленческое решение.

Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат. Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация.

Механизм управления включает в себя: цели, миссии, функции, принципы, методы управления.

Организационная структура управления определяется целями, функциями, продуктом предпринимательской деятельности.

Процесс управления технологии принятия управленческих решений и организация их реализаций.

Принципы управления

Принцип управления правила, нормы, которыми следует руководить в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:

1. Определение целей и задач управления;

2. Разработка конкретных мероприятий по их достижению;

3. Разделение задач на отдельные виды работ;

4. Координации взаимодействий различных подразделений внутри организации;

5. Формирование иерархической структуры;

6. Оптимизация принятия решений;

7. Мотивация, стимулирование эффектной работы.

Методы управления

Методы управления – способы, формы воздействия руководителя на подчиненных:

1. организационно-распорядительные (инструкции, контроль исполнения)

2. экономические (хозяйственный расчет)

3. социально-психологические (учет психологии личности, коллектива)


Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения.

Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.

Английское слово "менеджмент" происходит от корня латинского слова "манус" - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенес в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление* - это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе "менеджмент" и "управление" определяются как слова-синонимы.

Вместе с тем следует отметить, что понятие "менеджмент" имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:

Способ, манера общения с людьми.

Власть и искусство управления.

Особого рода умелость и административные навыки.

Орган управления, административная единица.


Управленческая деятельность

Любая наука детерминируется своими предметом и методами исследования. Предметом исследований науки об управлении является управление системами самой разной природы – техническими, экономическими, социальными, биологическими и др. Предметом исследований менеджмента является управление организациями (организационными системами). Что касается методов, то менеджмент как наука опирается, в основном, на описательные методы, в то время как наука об управлении в целом использует и эмпирические, и теоретические методы. Так как менеджмент имеет более узкий предмет исследований и использует более ограниченный набор методов исследования, то он является разделом науки об управлении. Утверждение о "вложенности" менеджмента в управление наверняка вызовет возражения как специалистов по менеджменту (что вполне естественно, так как представителю любой науки свойственно гиперболизировать ее возможности и место в системе наук), так и ученых-гуманитариев, занимающихся философией управления. Подтверждением тому является и некорректное употребление терминов "управление" и "менеджмент" как синонимов , и ошибочные с нашей точки зрения утверждения о том, что менеджмент "поглотил" и управление, и кибернетику. Некоторым оправданием может служить следующее. Под термином "наука об управлении" (или иногда не очень корректно – "теория управления") зачастую неоправданного узко понимают формальную (математическую) теорию управления (наука об управлении включает в себя множество таких теорий). Боязнь же некоторых гуманитариев математики настолько велика, что многие специалисты по менеджменту постулируют принципиальную невозможность использовать математические методы для их предмета исследований (в силу сложности, многосторонности и т.п. последнего). Это приводит к ошибочному противопоставлению менеджмента и математических теорий управления. На самом деле они должны дополнять друг друга.

Можно выделить четыре уровня абстракции/конкретности рассмотрения управленческой деятельности :

1) концептуальный уровень (использующий максимально общие категории и не претендующий на операциональность управленческой деятельности, тем более в конкретных условиях); 2) уровень анализа (декомпозирующий и детализирующий описание деятельности управляемых субъектов, позволяющий обнаруживать общесистемные закономерности их функционирования);

3) уровень синтеза (агрегирующий и конкретизирующий описание деятельности управляемых субъектов, позволяющий находить наиболее эффективные закономерности их функционирования);

4) уровень реализации (максимально конкретный, операционный, учитывающий все существенные аспекты, как управленческой деятельности, так и деятельности управляемых субъектов, в кон- кретных условиях). Традиционно, менеджмент уделял основное внимание самым верхним и самым нижним уровням приведенной иерархии. Математические теории управления, наоборот, исследовали, в основном, модели реакций управляемой системы на те или иные управляющие воздействия и решали задачи синтеза оптимальных управляющих воздействий, что соответствует средним двум уровням.

Цель – это желаемое и достижимое состояние объекта, прогнозируемый результат его деятельности. К целям теории управления относят:
• изучение наиболее важных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
• определение основных тенденций развития управленческих процессов;
• построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
• формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

К основным функциям управления относятся: прогнозирование, планирование, оперативное управление, отчет, анализ и контроль.

Все эти функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации присутствуют все без исключения функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания.

В совокупности функции управления представляют собой содержание процесса управления и отображают характер труда персонала управления.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, контроль…

Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, отраслевая или территориальная специфика. Выделяют общие черты специализации, касающиеся, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления -низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Средний уровень - самый многочисленный, включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Высший уровень - это администрация предприятия.

Горизонтальное разделение труда предполагает специализацию менеджеров по функциям.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. Задачи руководителей сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.

Наши рекомендации