Формирование социограммы

Целью этого раздела является рассмотрение структуры социальных отношений в группе. Студентам надлежит схематически изображать формальную и неформальную рабочие группы. Обзор производится на примере того подразделения, деятельность которого рассматривалась в предыдущем разделе.

Сущность взаимных симпатий и антипатий можно наглядно изобразить с помощью социограмм.

На рис. 5 представлены схемы взаимоотношений людей в формальной и неформальной группах. Начальник Сидоров является непосредственными начальником Тютюлькиной, Поми-дорчикова, Петрова и Птенцова. Змеюкина - секретарь Сидорова, ведающая вопросами, которые имеют отношение и к Тю-телькиной, и к Птенцову. Иванов - ученик, он подчиняется Птенцову, но ряд заданий должен выполнять вместе с Петровым. Официальные действия, которые происходят между людьми изображены на схеме стрелками.

Подлинное же взаимодействие между людьми: распространение слухов, воздействие на желание хорошо работать, закрытые информации происходят по другим каналам, которые имеют огромное значение как для руководителя, так и для всех работающих.

Пример построения социограммы.

Формирование социограммы - student2.ru Тютюлькина   Тютюлькина
Сидоров   Помидорчиков   Сидоров   Помидорчиков
    Змеюкина       Змеюкина
  Птенцов         Птенцов
Петров   Иванов   Петров   Иванов

Рис. 5. Схема взаимоотношений формальной (а) и неформальной (б) группах

Пожелания контактов между людьми следующие: Помидорчикову нравится работать со Змеюкиной; Змеюкина заинтересована в контакте с Тютюлькиной, но не хочет более дружеского общения с начальником Сидоровым и т. д.

Техника составления социограмм приведена на рис. 6.

  Кого выбирают    
      Формирование социограммы - student2.ru      
Формирование социограммы - student2.ru Х   Х   Х          
        Х                
    Х   Х Х            
    Х                    
        Х   Х          
  Х     Х                
            Х        
                                                       

Рис. 6. Пример составления социограммы

В примере «изолированными» являются Помидорчиков и Петров. Ярко выраженный центр общей заинтересованности в группе - Птенцов, он пользуется уважением и симпатиями большинства. Иными словами, он является неформальным лидером и обладает наибольшим статусом в группе.

В заключении студент предоставляет четкий анализ взаимодействия людей в неформальной группе, а так же указывает достоинства и недостатки такой группы, особо подчеркивает, какое влияние оказывают неформальные группы на достижение конечного результата деятельности данного подразделения

Наши рекомендации