Этика и психология менеджмента
Общение — разносторонний процесс развития контактов между людьми, который обусловлен совместной деятельностью, взаимодействием разных уровней. Формировавшееся с времен зарождения человечества общение как деятельность стало представлять собой систему актов, каждый из которых определяется:
— инициатором общения;
— индивидом, которому адресована инициатива;
— нормами, по которым организуется общение;
— целями, которые стремятся достичь участники общения;
— ситуацией, в которой реализуется взаимодействие.
Умение вести деловую беседу, этично общаться с сотрудниками связывается с врожденными качествами личности и приобретенными. В практике управления наибольшую роль играет «золотая середина», заключающаяся в оптимальном сочетании полученного результата и затраченных времени, денег и усилий на приобретенные навыки.
Формирование деловой культуры происходит под воздействием знаний, морали, социальных и религиозных догм, приобретенных обществом в процессе развития.
Особую значимость приобретает национальная мотивация, выражающаяся в культурах различными типами мотивации:
— целевая мотивация (стремление стать лидером, повысить имидж, занять доминирующее положение на рынке);
— социально-уравнительная (достижение высокого уровня благосостояния общества, снижение социальной дифференциации общества);
— защитная (стабилизация политического, экономического и социального укладов жизни);
— социально-рисковая (стремление к осознанному риску в условиях как определенности, так и неопределенности к достижению высокого уровня жизни).
Средства общения делятся на две большие группы:
1) вербальные (словесные);
2) невербальные.
К вербальным средствам общения относится обмен информацией с помощь слов, т.е. информацией, которая шифруется или кодируется в слова. Устная передача информации представляет собой обмен посредством речевой связи — переговоры, телефонные разговоры, личные контакты.
Первый контакт с собеседником с позиции средств вербальной коммуникации и способов их применения:
1) посещение ресторана, визит на домашний ужин и встречи другого рода требуют строгого подхода к выбору гардероба (в первую очередь оценивают по внешнему виду, далее — по тому, что представляет из себя человек);
2) необходимо оценить собеседника с помощью средств невербальной коммуникации, которые проявляются в языке телодвижений (жесты, осанка, поза, контакт глаз и т. д.);
3) подстройтесь под человека, т. е. под его движения, манеры, темп жизни и, настроившись на диапазон собеседника, необходимо проверить то, насколько успешно выполнена подстройка;
4) далее наступает сам период ведения переговоров или же беседы.
Особую значимость в реализации вышеперечисленных этапов приобретает стиль общения, которым ведется беседа. В настоящее время выделяются три стиля делового общения: научный, публицистический и официальный.
Научным стилем общения пользуются люди, занятые в научной сфере, — работники научно-исследовательских организаций. Этот стиль требует логичности и точности изложения информации, наличия аргументов и фактов, подтверждающих реплики и высказывания.
Публицистический стиль характерен для лиц экономической, политической и общественной сфер жизни. Публицистика применяется для объяснения событий, аргументации фактов, в целях информирования, разъяснения, позиционирования и формирования необходимого мнения.
Официальный стиль является наиболее востребованным в системе менеджмента и управления профессиональной деятельностью. Он характеризуется точностью, стандартностью, объективностью и специализацией речи как в письменной, так и в устной форме.
Необходимо учесть, что в процессе делового общения активно используется разговорная речь.
К невербальным средствам общения относятся:
— пространственная организация общения;
— интонация голоса;
— тактильное воздействие;
— все движения тела.
Они выражаются в мимике, позе, голосе, жестах, взгляде, походке.
Во многом наиболее информативными являются позы партнера: «закрытые» и «открытые» позы.
«Закрытые» позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, психологического дискомфорта, к ним относятся:
— стоя — скрещенные на груди руки;
— сидя — обе руки упираются в подбородок;
— сидя — руки в замке обхватывают колено или лежат на столе и др.
«Открытые» позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта, к ним относятся:
— стоя — руки раскрыты ладонями вверх;
— сидя — руки раскинуты, ноги вытянуты.
В деловом общении телодвижения могут быть по-разному интерпретированы.
По походке человека тоже можно распознать его эмоциональное состояние.
Из невербальных средств общения немалое значение имеет голос (его высота, тембр).
В процессе общения психологи выделяют различного рода прикосновения общающихся, которые помогают последним достичь комфорта (дискомфорта) в процессе межличностной коммуникации:
— похлопывания;
— рукопожатия;
— поцелуи и др.
В деловом общении широко используется рукопожатие. Оно бывает очень разным. При рукопожатии имеет значение не только «сжимание рук», но и расстояние, на котором оно происходит.
Можно выделить три типа рукопожатия:
— доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
— покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
— равноправное.
Можно усилить свое воздействие на других людей, контролируя следующее:
1) следить за правильной;
2) сохранять темп движений, соответствующий вашему имиджу;
3) избегать нелепых позиций;
4) использовать краткое и крепкое рукопожатие как верное средство установления конструктивного контакта;
5) контактировать глазами.
Определение имиджа
Имидж менеджера — это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю.
Можно выделить следующие составляющие имиджа руководителя организации:
– персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д.;
– социальные характеристики: статус руководителя организации, который включает не только статус, связанный с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, личным состоянием и т.д.;
– личная миссия руководителя: своего рода конституция, выражающая стратегическое видение руководителя;
– ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру организации.
Основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.
Функции имиджа
Главная функция имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.
Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры.
Нормативная функция следует из двух предыдущих, и заключается она в том, что руководитель задает нормы взаимодействия в группе (организации).
У имиджа существуют также внешние по отношению к организации функции, такие как функции представительства и позиционирования организации во внешней среде.
Механизмы формирования имиджа
Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности. Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть).
Процесс формирования имиджа достаточно универсален как для коммерческих, так и для государственных структур. Что касается характеристик, влияющих на создание имиджа руководителя, то они носят ситуационный характер и зависят от специфики деятельности руководителя и организации в целом.
Самоменеджмент - техника правильного использования времени. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности. Сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в жизни.
Функции самоменеджмента:
1. постановка целей,
2. разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности,
3. принятие решений по предстоящим делам,
4. составление распорядка дня и организация личного трудового процесса,
5. самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости - корректировка целей),
6. информация и коммуникация (коммуникация как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента).
Самоуправление - это сознательное воздействие человека на свою психическую деятельность, собственное поведение с целью сохраненияили изменения характера их протекания. Самоуправление для человека - это решение вопросов о том, что и как делать.
Самовоспитание можно понимать как процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня развития самооценки.
Самооценка -ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своего поведения.
Интеллект -это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать своё поведение.
Вербальный интеллект-интегральное образование, функционирование которого осуществляетсяв словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.
Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Рекомендуемая литература:
1. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр, 2010. – 576 с.
2. Дорофеев В.Д. Менеджмент: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 631 с.
3. Теория управления: учеб. пособие / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 512 с.
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. англ. / М.Х. Мескон, М. Альбер, М. Хедоури. – М.: ИД Вильямс, 2008. – 672 с.
5. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 496 с.
6. Основы менеджмента: учеб. пособие / под ред. В.И. Королева. – М.: Магистр, 2011. – 620 с.