Научные подходы к инновационному

МЕНЕДЖМЕНТУ

К инновационному менеджменту в настоящее время применяются научные подходы такие как системный, поведенческий, административный, маркетинговый и др.

Анализ теории и практики экономического управления различ­ными объектами позволил установить необходимость применения к инновационному менеджменту 13 научных подходов. Каждый под­ход отражает или характеризует только один из аспектов менедж­мента.

1. Системный подход

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных эле­ментов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход.

2. Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляю­щей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя.

Маркетинговый подход следует применять при реше­нии любой задачи в любом подразделении фирмы.

При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие

1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;

2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов;

3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.

3. Функциональный подход

Сущность функционального подхода к менеджменту заключа­ется в том, что потребность рассматривается как совокупность фун­кций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.

4. Воспроизводственный подход

Этот подход ориентирован на постоянное возобновление про­изводства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полез­ного эффекта.

5. Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менедж­мента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим эле­ментам подсистем: целевой; обеспечивающей; управляемой; управ­ляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комп­лексности, эффективности, обоснованности, перспективности при­менения по масштабу и во времени.

6. Комплексный подход

При применении комплексного подхода должны учитываться тех­нические, экологические, экономические, организационные, соци­альные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена.

Схема применения к менеджменту комплексного подхода показана на рис. 5.1.

научные подходы к инновационному - student2.ru

Рис. 5.1. Схема применения к менеджменту комплексного подхода

7. Интеграционный подход

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и компонентами системы инновационного менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.); в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения); г) между субъектами управления по горизонтали.

8. Динамический подход

Т

При применении динамического подхода объект управления

научные подходы к инновационному - student2.ru

Рис. 5.2. Пример определения периодов ретроспективного

анализа и прогноза

рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведе-

ния аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет) Пример определения периодов ретроспективного анализа и прогноза приведен на рис. 5.2.

9. Процессный подход

Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные Процесс управления является цепью непрерыв­ных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, пла­нированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию.

10. Количественный (оптимизационный) подход

Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, мате­матических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др В менеджмент весьма важно применять наиболее точ­ные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения.

11. Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламен­тации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в норматив­ных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструк­ции, положения и т.п.).

12. Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи ра­ботнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхо­да является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение наук о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

13. Ситуационный подход

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригод­ность различных методов управления определяется конкретной си­туацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конк­ретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного подхода основано на альтернатив­ности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непред­виденных обстоятельств.

Лекция 6

Наши рекомендации