Сущность и основные положения теории мотивации труда

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деят-ти для достижения личных целей или целей организации. Мы разделяем различные мотив-и на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребности), кот. заставляют людей действовать так, а не иначе. Процессуальные мотив-и основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди чс учетом их восприятия и познания.


25. Теория мотивации по А. Маслоу; сущность и особенности.

Теорию менедж-та принято рассматрив. мотивацию труда. Мотив-я труда сформулир. Ответ на вопрос: - ради чего чел. Трудится? – что его волнует? – чем живет чел.? – чего он хочет? – что ему предложить, чтобы рез-т его деят-ти в максимал-ой степени удовлет. какую-то его материал. сторону. Впервые мотив-ю и потреб-ть раскрыл А. Маслоу. Дальнейшее проработки связи деят-ти людей и их мотив-ых побужде-й прорабатывались многими учеными. Например: Герцберг. Он выделил 14 факторов, влияющие на отношение чел. к работе. Среди них: 1)величина зар. платы 2)мера ответ-ти 3)статус и защищеность лич-ти 4)отношение администрации 5)достижение возмож-ти должностного роста. К указан. Факторам в последствии выдел. факторы потребности власти, кот. имеют особое значение в стимулировании труда. В совет. Время сущ. теория 3-х потребностей (соц., матер., духов.).


26. Функция мотивации и стимулирования деятельности исполнителя.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности длядостижения личностных целей и целей организации.Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и ихструктуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающеепобуждение к действию.К числу таких теорий относят теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга.Теория А. Маслоу:1. Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности изащищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность.3. После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействиепрекращается.Теория МакКлелланда:1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти,успеха и принадлежности.2. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, посколькупотребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.Теория Герцберга:1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиватьсянеудовлетворению работой.3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровнейМаслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.4. Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководительдолжен сам вникнуть в сущность проблемы.В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильновлияют на поведение сотрудника;во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобыбыл полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четкопредставлять себе, чего от него ждут.Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющихстимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека длядостижения поставленных целей.Стимулы делятся на материальные и нематериальные.Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты,надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных(мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) ифункциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественноепризнание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации,стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы,доп. отпуск).Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятияработниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.


27. Значение анализа хозяйственной деятельности предприятия для функции контроля.

Анализ хозяйственной деятельно-сти является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, осно-вой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективно-сти функционирования предприятия.

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятель-ности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хо-зяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Ре-зультаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (ак-ционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым служ-бам, менеджерам и руководителям предприятий.

Ключевой целью финансового анализа является получение опреде-ленного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредитора-ми, в составе прибылей и убытков.

Локальные цели финансового анализа:

¦ определение финансового состояния предприятия;

¦ выявление изменений в финансовом состоянии в пространствен-но-временном разрезе;

¦ установление основных факторов, вызывающих изменения в фи-нансовом состоянии;

¦ прогноз основных тенденций финансового состояния. Аналитика и управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.

Наши рекомендации