Лидерство в противоречиях. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Манфред Кете де Врис
Перевод с английского
А л ь п и н а Бизнес Букс
Москва
УДК 65-051:316.46 ББК 65.290-2
К37
Научный редактор А. Куницын Перевод М. Шалуновой
Кете де ВрисМанфред
К37 Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта/ Пер. с англ. —
М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 311 с. ISBN 5-9614-0019-0
Автор, один из ведущих экспертов Европы в области менеджмента, всесторонне рассматривает феномен лидерства и показывает пути, которые могут улучшить способность руководителя понимать самого себя, мотивировать и поддерживать своих подчиненных. Анализируются такие проблемы, как естественная человеческая тенденция сопротивляться переменам; взаимодействие рационального и иррационального в поведении руководителей; жизненный цикл руководителя и преемственность руководства; утрата энтузиазма и апатия служащих; деструктивные стили руководства.
Кете де Врис детально исследует характеристики эффективного лидерства и выделяет навыки, отличающие эффективного руководителя. Показывает, как компании могут оценить лидерские способности потенциальных кандидатов и развить навыки лидерства в тех, кто уже занимает руководящие должности. Книга содержит практические упражнения и анкеты, которые помогут оценить положение дел в компании, вскрыть опасные симптомы и предотвратить появление серьезных проблем.
Книга адресована, прежде всего, предпринимателям, руководителям и топ-менеджерам компаний, однако будет интересна и широкой аудитории.
УДК 65-051:316.46 ББК 65.290-2
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Manfred Kets de Vries, 2001
This translation of The Leadership Mystique, First
Edition is published by arrangement with Pearson
Education Limited.
ISBN 5-9614-0019-0 (рус.) © Альпина Паблишер, оформление, перевод, 2003
ISBN 0-27365-620-1 (англ.) © Альпина Бизнес Букс, 2004
Оглавление
Об авторе....................................................................................................... 8
Благодарность................................................................................................. 11
Вступление.................................................................................................... 13
1 Лидерство в противоречиях.......................................................................... 20
Представление ключевых проблем................................................................. 22
Центральное положение клинической парадигмы.................................................. 26
2 Эмоциональный потенциал в мире работы............................................................ 39
Интеллект— многогранное свойство................................................................ 40
Более близкий взгляд на эмоциональный потенциал............................................. .'. 46
Оттачивание вспомогательных навыков эмоционального развития................................ 49
Справляемся с эмоциональными крайностями..................................................... 54
Главная тема конфликтных отношений............................................................. 58
Углубление понимания нашего внутреннего театра................................................. 63
Побег из тюрьмы психики........................................................................... 67
3 Синдром устрицы .................................................................................... 69
Последствия синдрома устрицы для корпорации................................................... 71
Изменение модели компании ....................................................................... 72
Компании, выдерживающие испытание временем.................................................. 78
4 Фактор неудач в лидерстве............................................................................ 85
Поведение руководителей: миф и реальность..................................................... 86
Рациональное и иррациональное поведение....................................................... 88
Дисфункциональные модели руководства.......................................................... 90
Западня переноса................................................................................... 96
Влияние нарциссизма.............................................................................. 106
5 Преемственность..................................................................................... 115
Дилеммы средних лет.............................................................................. 117
Жизненный цикл генерального директора ......................................................... 119
Зависть поколений.................................................................................. 124
6 Феномен Дилберта................................................................................... 130
Душевное безразличие............................................................................. 132
Воскрешение «мертвых» лидеров.................................................................. 136
Пожизненная стратегия и стратегия отсроченной жизни.......................................... 139
Трагедии успеха и полууспеха..................................................................... 142
Краткий рецепт воскрешения....................................................................... 146
7 Пороки на вершине................................................................................... 148
Невротические стили и компании.................................................................. 149
Драматические личности/компании................................................................. 151
Мнительные личности/компании .................................................................. 155
Бесстрастные личности/компании ................................................................. 158
Депрессивные личности/компании................................................................. 161
Принуждающие личности/компании ............................................................... 163
Примеры............................................................................................ 168
Порочный круг компании........................................................................... 177
8 Изменяем себя и компанию........................................................ 181
Процесс перемен.................................................................................. 182
Динамика индивидуальных изменений............................................................. 183
Динамика изменений компании..................................................................... 190
Стратегии осуществления преобразований....................................................... 199
9 Характеристики эффективного руководства.......................................................... 210
Болтовня о лидерстве: учебник по лидерству для каждого....................................... 212
Модели руководства............................................................................... 214
10 Лидерство в глобальном контексте................................................................... 224
Колесо культуры................................................................................... 227
Определение способностей,
необходимых для глобального руководства....................................................... 237
Развитие глобального лидерства.................................................................. 240
11 Роли лидеров........................................................................................ 247
Лидерство и менеджмент........................................................................... 252
Двойная роль лидера .............................................................................. 259
12 Развитие качеств лидера............................................................................. 271
Проблемы выбора................................................................................. 272
Задачи роста....................................................................................... 275
Лидерство в «цифровом веке»..................................................................... 280
13 Совершенствующиеся организации.................................................................. 286
Лучшие компании для работы...................................................................... 287
«Здоровая» личность.............................................................................. 289
Характеристики совершенствующихся компаний ................................................. 297
Проблема равноправия полов .................................................................... 301
14 Заключительные комментарии....................................................................... 304
Шут как необходимый голос истины............................................................... 304
Заключительные мысли о лидерстве.............................................................. 306
Рекомендуемая дополнительная литература............................................................ 309
СПИСОК ТАБЛИЦ
7.1.Краткие характеристики пяти видов компаний..................................................... 152
СПИСОК РИСУНКОВ
2.1. Стили мышления.................................................................................... 40
2.2. Процессы в компании............................................................................... 61
7.1. Порочный цикл компании: «невротические» компании............................................ 178
8.1. Пять составляющих процесса индивидуальных изменений...................................... 189
8.2. Силы, вовлеченные в изменение человека....................................................... 190
8.3. «Траур» компании.................................................................................. 194
8.4. Этапы процесса преобразований в компании..................................................... 199
9.1. Сфера лидерства.................................................................................. 216
9.2. Отношения начальник— подчиненный............................................................ 217
9.3. Составляющие стиля руководства................................................................ 218
9.4. Круг навыков ...................................................................................... 221
10.1. Колесо культуры.................................................................................... 230
10.2. Развитие глобального лидерства................................................. 246
11.1.Матрица лидерство/менеджмент.................................................... 251
11.2. Двойная роль лидера ........................................................................ 259
12.1. Управление в «цифровом веке»................................................... 284
13.1. Важнейшие элементы аутентивной организации............................ •. 300
СПИСОК АНКЕТ
1.1. Как Вы понимаете лидерство?....................................................................... 23
2.1. Какой тип мышления предпочитаете Вы?.......................................................... 41
2.2. Каким интеллектом Вы обладаете?................................................................. 43
2.3. Каков Ваш EQ (или «коэффициент эмоционального развития»)?.................................. 44
2.4. Активный ли Вы слушатель?....................................................................... 51
2.5. Насколько широк Ваш спектр эмоций?............................................................. 52
2.6. Как бы Вы оценили свой эмоциональный потенциал?............................................. 55
2.7. В каком Вы настроении?....................................................... '.................... 57
2.8. Какая у Вас главная тема конфликтных отношений................................................ 62
2.9. Что говорят Вам Ваши сны?........................................................................ 67
3.1. Есть ли у Вас синдром устрицы?.................................................................. 70
3.2. Каким Вы видите будущее Вашей компании?...................................................... 73
3.3. На каком этапе находится Ваша компания?....................................................... 79
3.4. Произошло ли в Вашей компании изменение модели организации?............................... 81
3.5. Погубит ли Вас «фактор вареной лягушки»?....................................................... 84
4.1. Из чего состоит Ваш рабочий день?............................................................... 86
4.2. Каков Ваш стиль руководства?..................................................................... 91
4.3. Вы контролируете свой нарциссизм?.............................................................. 109
4.4. Насколько Вы гибки?............................................................................... 114
5.1. Как обстоят дела с наследованием в Вашей компании?............................................ 128
6.1. Насколько хорошо Вы знаете своих подчиненных?.............................................. 131
6.2. Страдаете ли Вы от переутомления? ..................................................................... 132
6.3. Насколько бодро Вы себя чувствуете?........................................................... 134
6.4. Устаете ли Вы в своей компании?................................................................. 135
6.5. Оцените свое ощущение потока................................................................... 138
6.6. Вы можете определить Ваш «максимум» лидерства?........................................................ 138
6.7. Насколько уравновешен Ваш стиль жизни?....................................................... 140
7.1. Какой стиль управления Вы предпочитаете?....................................................... 173
8.1. Какова Ваша жизнь? Переоценка.................................................................. 185
8.2. Как Вы относитесь к переменам? ................................................................. 193
8.3. Как Вы оцениваете готовность Вашей компании к преобразованиям?............................ 200
8.4. Что Вас сдерживает (и что Вы можете с этим сделать)?......................................... 205
8.5. Что ценится в Вашей компании? .................................................................. 208
9.1. Какие способности необходимы в Вашей компании?............................................. 220
9.2, В чем Вы сильны?................................................................................. 222
10.1. Обладаете ли Вы тем, что нужно глобальному лидеру?.......................................... 238
10.2. Насколько Ваша компания глобальна?............................................................ 239
11.1.Вы лидер или менеджер?.................................................... ,.................. 251
11.2. В чем заключается Ваша харизма?................................................................ 255
11.3. Какова основная идеология Вашей компании?.................................................... 263
12.1. Какие критерии действительно имеют значение?................................................. 273
12.2. Где Вы приносите пользу организации? .......................................................... 280
12.3. Готовы ли Вы быть руководителем в «цифровом веке»?......................................... 281
12.4. Готовы ли Вы к действию?........................................................................ 285
13.1. Насколько Вы «здоровы»?......................................................................... 290
13.2. «Настоящий» ли Вы мужчина (или женщина)?.................................................... 302
Об авторе
______________________________
Манфред Ф. Р. Кете де Врис по-новому смотрит на широко изучаемую проблему лидерства и динамики индивидуальных и организационных изменений. Используя свои знания и опыт в экономике (доктор экономики, университет Амстердама), менеджменте (степени магистра и доктора в Гарвардской школе бизнеса) и психоанализе (Психоаналитическое общество Канады и Международная психоаналитическая ассоциация), он проводит исследования на границе нескольких наук: международного менеджмента, психоанализа, психотерапии, когнитивной теории и функциональной психиатрии. В особенности его интересуют вопросы лидерства, динамики карьеры, стресса служащих, предпринимательства, семейного бизнеса, планирования преемственности, межкультурного менеджмента и динамики организационных изменений.
Независимый исследователь развития лидерства, Манфред Ф. Р. Кете де Врис является заведующим кафедрой управления кадрами им. Рауля де Витри д'Авокура в университете INSEAD, Фонтенбло, Франция и пять, раз получал от этого учебного заведения награды за выдающуюся педагогическую деятельность. Он возглавляет программу менеджмента «Вызов лидерства: развитие вашего эмоционального потенциала», которая проходит в INSEAD. Кроме того, Манфред Ф. Р. Кете де Врис является одним из руководителей совместной программы INSEAD и НЕС «Тренировка и консультации для изменений». Он занимал профессорские должности в Университете им. МакГила, в Высшей коммерческой школе в Монреале, в Гарвардской школе бизнеса и выступал с лекциями по всему миру в учебных заведениях, занимающихся менеджментом. Он является членом многих редакционных коллегий и одним из основателей Международного общества психоаналитических исследований организаций. Кроме того, он член Академии менеджмента. Financial Times, Le Capital, Wirtschaftwoche и The Economist назвали Манфреда Ф. Р. Кете де Врис одним из ведущих мыслителей Европы в области менеджмента.
Кете де Врис является автором, соавтором и редактором 17 книг, таких, как «Power and the Corporate Mind» (1975 г., последнее издание в
ОБ АВТОРЕ
_____9
1985 г., совместно с Абрахамом Залезником), «Organizational Paradoxes: Clinical Approach to Management» (1980 г., переиздана в 1994 г.), «The Irrational Executive: Psychoanalytic Explorations in Management» (1985 г.), «The Neurotic Organization: Diagnosing and Changing Counter-Productive Styles of Management» (1984 г., переиздана в 1990 т. совместно с Денни Миллером), «Unstable at the Top» (1988 г., совместно с Денни Миллером), «Prisoners of Leadership» (1989 г.), «Handbook of Character Studies» (1991 г., совместно и Сиднеем Перзоу), «Organization of Couch» (1991 г.), «Leaders, Fools and Impostors» (1993 г.), «Life and Death in the Executive Fast Line: Essays on Organizations Leadership» (1995 г., получила премию Critics' Choice Award в 1995-96 гг.), «Family Business: Human Dilemmas in the Family Firm» (1996 г.), «The New Global Leaders: Percy Barnevik, Richard Branson, and David Simon» (1999 г., совместно с Елизабет Флорен), «Struggling with the Demon: Perspectives on Individual and Organizational Irrationality» (2001 г.), «Meditation on Happiness» (2001 г.).
Кроме того, Кете де Врис опубликовал более 180 научных работ в различных книгах и журналах, таких, как Behavioral Science, Journal of Management Studies, Human Relation, Administration & Society, Organizational Dynamics, Strategic Management Journal, Academy of Management Journal, Academy of Management Review, Journal of Forecasting, California Management Review, Harvard Business Review, Sloan Management Review, Academy of Management Executive, Psychoanalytic Review, Bulletin of the Menninger Clinic, Journal of Applied Behavioral Science, European Management Journal, Harper's и Psychology Today. Он написал множество учебных примеров (case studies) и видеокейсов, шесть из которых получили ежегодную награду как лучшие европейские учебные видеоматериалы. Кете де Врис ведет постоянные колонки в нескольких журналах. Его работы печатались в The New York Times, The Wall Street Journal, The Los Angeles Times, Fortune, Business Week, The Economist, Financial Times и The Herald Tribune. Его книги и статьи переведены на 16 языков мира.
Кете де Врис является консультантом по вопросам организационного дизайна / трансформации и стратегического управления кадрами ведущих компаний США, Канады, Европы, Африки и Азии. Он проводил подготовку и консультации руководящих кадров компаний более чем в 30 странах. Среди них Volvo Car Corporation, NovoNordisk, KPMG, Novartis, Heineken, Air Liquide, Alcan, Alcatel, Shell, BP, Unilever, Standard Bank of South Africa, ABB, General Electric Capital, Aegon, HypoVereinsbank, L. M. Ericsson, Lufthansa, Nokia, Bonnier, Rank Xerox, Investec, SEDCO, SHV, Accenture Consulting, Bain Consulting, Bang & Olufsen, Goldman Sachs
10МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
International и Lego. Кроме того, Кетс де Врис является членом нью-йоркского Клуба исследователей. Свободное время он проводит в джунглях Центральной Африки, в сибирской тайге, горах Памира и Заполярье.
Благодарность
_______________________________
Учитывая широкое распространение литературы на тему лидерства, написание еще одной книги было рискованным предприятием. Огромное количество трудов, посвященных вопросу менеджмента, свидетельствует о том, что все уже достаточно запутались в том, что же такое лидерство. Простительно думать, что еще одна книга про лидерство нужна нам так же, как дырка в голове. Но данная книга, по замыслу, должна отличаться от всех прочих. Она скорее практическая, чем философская, так как основана на вопросах, возникавших у высшего руководства в процессе моего с ними обсуждения их наиболее серьезных проблем за последние несколько лет.
Второй причиной, по которой я взялся за написание этой книги, были вопросы иного характера. Журналисты часто просят меня (как «специалиста» по лидерству) дать текущую оценку сложных ситуаций современного лидерства. Эти просьбы, подразумевающие необдуманные ответы, время от времени приводят меня в состояние ужаса и трепета, потому что я не сторонник скороспелых решений. Я готов высказывать свое мнение, когда обладаю большим объемом материала, но начинаю беспокоиться, когда меня просят высказываться по поводу ситуаций, о которых я знаю очень мало. Я всегда неоднозначно относился к титулу «специалист», так как это слово имеет оттенок «знания ни о чем»; и я вздрагиваю при мысли о том, что я (или кто-либо другой) владею волшебной палочкой, которая может в мгновение решить любые человеческие проблемы. На вопросы лидерства не существует быстрых ответов; нет легких решений. Более того, чем больше я узнаю, тем больше Мне остается узнать. Поэтому в этой книге я предпринял попытку разложить по порядку все трудности, связанные с эффективным лидерством. При ответе на какой-либо трудный вопрос о том или ином аспекте лидерства я иногда вспоминаю слова из сочинения о Сократе, написанного одним ребенком. В нем ребенок сказал: «Сократ был известным греческим учителем, который давал людям советы. Они его отравили». Так что, я понимаю, что в какой-то степени рискую.
12 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
_______
Я бы хотел выразить свою благодарность тем людям, которые помогли мне достичь ясности в понимании такой запутанной темы, как лидерство: моим студентам курса лидерства в INSEAD. Без их готовности откровенно обсуждать со мной их самые личные проблемы эта книга никогда не была бы написана. В течение нескольких лет они не давали мне сбиться с пути, рассказывая истории своей жизни во время обсуждения отдельных вопросов лидерства, которые я использовал как материал для исследования.
Как всегда, я хотел бы поблагодарить научно-исследовательский департамент INSEAD, в особенности Люка ван Вассенхов и всегда полезную Алисон Джеймс. Каким бы странным путем я ни шел — а такое несколько раз случалось, — они всегда поддерживали меня в процессе исследований. Кроме того, я очень ценю поддержку предыдущего и нынешнего деканов INSEAD, Антонио Боргеса и Габриэл Хававини.
Отдельную благодарность я выражаю моему секретарю, Шейле Лок-схам, которая, благодаря своему чувству юмора, всегда могла показать мне положительные стороны вещей. Не менее ценной была ее помощь в качестве Цербера, который освобождал меня от каждодневных административных трудностей. Кроме того, я хотел бы выразить благодарность своей коллеге, Элизабет Флорен-Триси, всегда готовой оторваться от своих дел и помочь мне разрешить текущие исследовательские вопросы. Наконец, я хотел бы поблагодарить моего виртуального (или почти виртуального, так как я наконец-то встретился с ней) издателя Кэти Рейгстаг, которую я всегда считал настоящим волшебником текста. Она охотно переделывала бизнес-жаргонизмы и невнятный лепет, которые я вставлял, в более читабельные материалы.
Конечно же, ответственность за текст лежит полностью на мне. В некоторых случаях я прохожу по острию ножа, но то, что нельзя изменить, должно рождаться в тишине. Читая эту книгу, помните, что большинство идей есть лишь зародыши других. Более того, ценность идеи часто напрямую связана с тем, какое сопротивление она вызывает. Если на вашем пути нет препятствий, может статься, что он никуда не ведет. По собственному опыту знаю, что лучшие уроки нам дают не удачи, а несчастья. Из того же опыта я знаю, что немногие идеи изнашиваются; большинство ржавеет. Как говорит арабская пословица: «Человечество делится на три части: те, кто не двигается, те, кто может двигаться, и те, кто двигается». Надеюсь, что вы принадлежите (или будете принадлежать) к третьей группе.
Париж, Франция Июнь 2001 г.
Вступление
___________________
Самое сложное в жизни — понять себя.
тэлз
Я понял одну вещь: люди, знающие меньше всего, больше всего говорят о том, что они знают.
энди кэпп
Вы можете многое увидеть, если будете просто смотреть.
ЙОГИ БЕРРА
Я |
бы хотел начать эту книгу одной историей, которая, скоре всего, недостоверна. Она касается Уилфреда Биона, психиатра и психоаналитика, в значительной мере повлиявшего на мои суждения. Во время Первой мировой войны Бион был командиром танка. Для тех, кто никогда не был в танке, поясню, что «рабочего пространства» там действительно мало. За время службы Бион узнал многое о поведении людей в маленьких группах. Спустя еще одну мировую войну, когда он был начальником больницы для душевнобольных, в которой лечили людей, страдавших военными неврозами, Бион получил возможность на практике применить некоторые знания, полученные в ходе военной службы.
Хотя к тому времени Бион глубоко проник в проблему развития военных неврозов, у него оставалось много вопросов. Например, какие факторы влияли на возникновение проблем, с которыми сталкивались пациенты его больницы? Что привело их к неврозу? Почему они страдали от военной усталости? Но более важным вопросом на тот момент был: как он может им помочь? Бион работал со своими пациентами в маленьких группах и записывал свои наблюдения за психологическим
14 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
___
процессом. Его работы заинтриговали многих, но он писал в очень сжатом стиле, и многие из его идей были слишком сложными.
Много лет назад в Лондоне состоялась конференция, на которой Бион должен был выступать в качестве докладчика. Вокруг его предстоящего выступления было много шума: людям было интересно, что он хочет рассказать, они ждали от него разъяснений его запутанных идей. Как гласит история, когда Бион прошел на трибуну, он посмотрел на забитую до отказа аудиторию и сказал: «Вот и мы!» И произнеся эти слова, удалился, не сказав ничего более.
В тот день во время обеда к нему подошел один из организаторов конференции и дипломатично сказал: «Д-р Бион, многие, отзываясь о Вашем выступлении, говорили мне, что были восхищены Вашими идеями. Но им показалось, что выступление было несколько коротко. Не могли бы Вы развить свои мысли? Могли бы Вы добавить что-нибудь еще? Вы не будете против, если мы организуем дополнительное заседание сегодня во второй половине дня?» Бион согласился, и дополнительное заседание было назначено на вторую половину дня. Снова аудитория была полна. Бион вышел на трибуну, оглядел зал и сказал (по крайней мере, так гласит история): «Вот мы снова!» И удалился.
Когда я должен выступать с речью, я часто испытываю искушение поступить так, как сделал Бион. Как, вероятно, было в случае с ним, в моей голове проносится множество идей, прежде чем я взойду на трибуну. Я спрашиваю себя: Смогу ли я ясно выразить свои мысли? Вспомню ли я обо всем, что хотел сказать? Оправдаю ли ожидания аудитории? Я достаточно реалистичен, чтобы понять, что ответ на каждый из этих вопросов может быть отрицательным, если учитывать мои собственные человеческие недостатки и интересы собравшейся аудитории. Не удивительно, что каждый раз, когда я выступаю с речью, мне самому бывает интересно слышать, что же я могу рассказать!
Я преподаю в самой крупной школе бизнеса в мире — в институте, который называется INSEAD и который находится во Франции и в Сингапуре. Главный студенческий городок располагается в лесу Фонтенбло, неподалеку от Парижа. То, что раньше было охотничьими землями французских королей, теперь является местом, где собрались студенты из множества стран. Большинство из них, как я говорю в шутку, ходят по институту со слегка наклоненными влево головами (как ходят и преподаватели). И это заставляет их ходить кругами.
Большинство моих студентов — «рациональные» инженеры и экономисты, мыслящие «логически», чье левое полушарие мозга оказыва-
ВСТУПЛЕНИЕ 15
________________________
ется более развитым. Занятые вопросами рациональности и объективности, они, кажется, интересуются только достоверными сведениями для анализа сложных деловых ситуаций. Они склонны воспринимать интуицию, эмоции и субъективность как нечто среднее между немощным и опасно легким, не понимая, что «легкие» вопросы могут быть очень «трудными». Из-за того, что легкие вопросы могут сломать карьеру, я время от времени слегка стучу своим студентам (и коллегам) по голове, чтобы вернуть их мозг в состояние равновесия и помочь им работать обеими частями этого жизненно важного органа. Но мои усилия действуют лишь короткое время. Вскоре многие «левши» возвращаются к их «обычному» состоянию — продолжают ходить кругами.
В своей научной деятельности я стараюсь объединить две основные дисциплины. Как я иногда говорю, я пытаюсь совместить то, что Джон Мэйнард Кейнс называл «мрачной наукой» (когда-то я был экономистом), и то, что Зигмунд Фрейд называл «невозможной профессией» (я также учился на психоаналитика). Таким образом, мои интересы лежат на границе менеджмента и клинической психологии.
В этой книге я обратился к нескольким темам, касающимся лидерства, используя при этом клиническую парадигму как микроскоп, через который я смотрю на мир. (Под клинической парадигмой я подразумеваю особенную проекцию психоанализа и других смежных дисциплин, но об этом позднее.) В отличие от многих своих коллег по изучению организаций, я не интересуюсь просто организационными структурами и системами. Хотя я учитываю эти факторы при изучении организации, меня больше интересуют люди, которые составляют ее.
Основной задачей моего изучения лидерства является возвращение человека в организацию. Несмотря на очевидную важность человеческого фактора, значительная часть исследований организаций выделяется своим явным невниманием к людям, которые и есть главные действующие лица этих организаций. Слишком многие специалисты отдают первенство структурам и системам, а не людям. В общем, в мире организаций доминируют позитивизм и объективность. Основная мысль: то, что вы не видите, не существует. Одним из объяснений подобного подхода может быть тот факт, что изучать структуры и системы гораздо легче, чем людей. Люди более сложное явление. Более того, людям труднее измениться. (Как я иногда говорю, легче поменять людей, чем людям измениться.)
Клинический подход к менеджменту дорого мне стоит. В то время как мой интерес к историям, которые люди мне рассказывают, обогащает исследования, это во многом усложняет мне жизнь. В конце концов,
16 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
______
структуры и процедуры гораздо более осязаемы, чем личность и биография. Более того, мое внимание к человеческому фактору вызвало поток осуждения среди исследователей организаций. Для большинства из них рассказывание историй не является серьезным занятием. Для них реальная жизнь состоит из «крыс и цифр»; по их мнению, только контролируемые эксперименты, основанные на предметах, не вызывающих никаких эмоциональных реакций, и дающие однозначную статистику, делают феномен реальностью. Естественно, подобный подход во многом облегчает и работу, и жизнь. Внутренний, субъективный мир личности (комплекс воздействий одного человека на другого) сложнее контролировать.
В своей работе я уделяю много внимания внутреннему миру людей, каждому человеку в отдельности. Я задаю себе вопросы вроде: Каковы основные вопросы, занимающие этого индивида? Что имеет эмоциональный резонанс для него / для нее? Каков сценарий и декорации внутреннего театра этого человека? Но важен не только внутренний мир индивида. Человек является частью социальных усповий. Мы можем адекватно говорить о человеке только в окружении других. Никто не является сам по себе островком (как хотелось бы думать многим); люди функционируют во взаимодействии с другими. Таким образом, я обращаю внимание и на межличностный аспект. Мне интересны отношения одного человека с другим, особенно то, как лидеры влияют на жизнь тех, кто работает (и живет) с ними.
В процессе познавания индивида в рабочей атмосфере, отмечая как личностные, так и социальные аспекты, в процессе работы с людьми в условиях их организаций я всегда стараюсь придерживаться основного правила журналистов: я сосредотачиваю свое внимание на 5 W. Общаясь с людьми, я задаю следующие вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему?
Данная книга про лидерство основана на цикле лекций, которые я читал различным аудиториям во многих странах, точное число которых я не помню, в течение долгого времени. Хотя замечания и выводы, содержащиеся в этой книге, основаны на большом исследовательском материале, в мои намерения не входит написание высокотеоретической книги. Эта книга задумывалась как рабочая тетрадь, книга, содержащая практические упражнения для руководителей, которые хотят больше узнать о лидерстве и его превратностях, т. е. для людей, стремящихся повысить эффективность своего руководства.
Однако, несмотря на практический уклон данной книги — это не простое «руководство к действию». Она представляет собой еще и попытку размышления над тем, что такое лидерство. Многие из наблюдений, ко-
ВСТУПЛЕНИЕ 17
____________
торые вы найдете в этой книге, основаны на исследованиях, проделанных мною за многие годы изучения организаций и их руководства. Те из читателей, кто заинтересован в углублении своего понимания клинического подхода к анализу организаций, могут обратиться к первоисточникам. (В конце книги я составил список некоторых из моих научных статей и работ других авторов, на которых основана эта книга.)
Я хотел бы предупредить читателей, что многое из того, что я говорю в этой книге, не ново; некоторые из высказанных мною идей существуют уже некоторое время. Более того, многие из них могут показаться довольно очевидными. Однако не надо игнорировать идеи, которым не хватает блеска новизны. Идеи с долгой историей не обязательно хуже ультрамодных. (Но и не обязательно они будут лучше, должен сказать.) Важно то, как эти идеи работают на практике, в жизни реальных лидеров и их последователей. Поэтому я советую вам посмотреть на мои идеи в свете вашего собственного опыта и критически оценить этот опыт. Спросите себя, что вы делаете с фактором лидерства. Как вы реализуете собственный стиль руководства? Работаете ли вы в магазине или в офисе на верхнем этаже сверкающего небоскреба, что вы сделали сегодня для того, чтобы стать более эффективным лидером? Стараетесь ли вы быть максимально эффективными?
Есть история про лягушку, которая лежала на бревне в реке. Из-за того, что вокруг бревна были крокодилы, лягушка не знала, как ей перебраться через реку невредимой. Вдруг она посмотрела на дерево и увидела там сову, сидящую на ветке. Она сказала: «Мудрая сова, помоги мне, пожалуйста. Как мне перебраться через реку так, чтобы меня не съели крокодилы?» Сова ответила: «Это очень просто. Оттолкнись своими лапками как можно сильнее. Это должно сработать. Ты полетишь и сможешь пересечь реку, а крокодилы до тебя не достанут». Лягушка сделала так, как ей посоветовала сова, и перед тем, как упасть в воду, где ее схватил крокодил, она спросила сову: «Зачем, ну зачем ты дала мне этот совет?! Меня же сейчас съедят». На что сова ей ответила: «Извини. Я только размышляю. Я не сильна в воплощении идей в жизнь».
Как следует из истории, только часть стратегий, которые разрабатывают в организациях, используется эффективно. Многие люди не особенно преуспевают в синхронизации действий и видения, в согласовании идей и исполнения. Всякий, кто работает с идеями, должен принимать во внимание способность людей воплотить эти идеи. Одно лишь углубленное созерцание не приводит фантазии к чертежной доске. Чтобы добиться успеха, лидеры должны понимать и действия, и теорию.
18 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
__________________________
Надеюсь, что данная книга поможет лидерам действовать эффективно. Для этого мы обратились к следующим темам:
* Глава 1 «Лидерство в противоречиях» сначала рассматривает, что
такое лидерство, а потом вводит понятие клинической парадигмы
(которая, как я отметил ранее, является основой моего подхода к
теории и практике организаций).
* Глава 2 «Эмоциональный потенциал в мире работы» сосредотачи
вает внимание на эмоциональном потенциале, определяя пути,
которые могут улучшить способность лидера понимать самого
себя, мотивировать и поддерживать своих последователей.
* Глава 3 «Синдром устрицы» рассматривает естественную челове
ческую тенденцию сопротивляться переменам — тенденцию, ко
торая подводит как отдельных руководителей, так и организацию
в целом. Кроме того, в ней анализируются изменения, происходя
щие в мире организаций.
* Глава 4 «Фактор неудач в лидерстве» рассматривает взаимодействие рационального и иррационального в поведении руководителей, исследуя влияние на лидерство таких феноменов, как нарциссизм и перенос, и предлагая пути противодействия этому.
* Глава 5 «Преемственность» представляет вам жизненный цикл
руководителя и рассматривает некоторые вопросы, которые ус
ложняют процесс преемственности руководства.
* В главе 6 «Феномен Дилберта» описывается, как организация вы
тягивает жизненные силы из своих служащих, и предлагаются пути
«оживления» апатичных людей.