Тема. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА

По большому счету программа - это план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо:
а) определить цели и задачи;
б) проработать различные варианты их решения;
в) выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации;
г) создать механизм реализации комплексной программы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т.п.
Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры
Существуют:
- функциональная,
- тематическая и
- матричная формы организации инновационных проектов.
При функциональной организации работы по программе распределяются по специализированным подразделениям, каждое из которых выполняет определенную часть проекта. Менеджеры подразделений несут ответственность за выполнение задач в рамках своей части проекта. Функциональная организация ориентирована на выполнение определенной функции. Достоинства функциональной структуры заключаются в использовании существующей организационной структуры предприятия, обеспечении равномерной загруженности персонала и оборудования, возможности использования стандартных операций.
При использовании тематической организации управления инновациями формируют тематические подразделения, объединяющие специалистов различных профилей. Подразделения функционируют практически автономно и осуществляют проведение работ по своим направлениям от начала до конца. Тематическая организация деятельности направлена на конечный результат.
Наиболее эффективной формой организации инновационных процессов является матричная структура, особенность которой состоит в разделении управленческой и профессиональной ответственности. При матричной организации инновационного проекта специалисты различных функциональных отделов привлекаются к работам по направлению, при этом единое подразделение не формируется. Обязанности по управлению инновационным проектом и ответственность за конечный результат возлагается на руководителя инновационным проектом. Функциональные руководители обеспечивают реализацию решений, принятых руководителем проекта.
Всякое (особенно комплексное) нововведение ведет к нарушению устойчивости организации, к пересмотру многих принципов, правил, управленческих цепочек и т.д. Поэтому инновационные изменения должны базироваться на следующих основных принципах:
– упрощения организации (сокращения иерархических ступенек, бюрократических структур и процедур, четкости инструкций и прозрачности целей);
– автономии отдельных звеньев (делегирования полномочий, передачи ответственности и расширении свободы действия в структурных подразделениях и творческих группах);
– управления через культуру (объединения автономных самоуправляющихся общностей вокруг корпоративных целей и ценностей).
ТРАНСФЕР И ДИФФУЗИЯ ИННОВАЦИИ
Трансфер (иногда - трансферт) [transfer] образовательных инноваций - это движение инноваций с применением каких-либо информационных каналов от одного ее частного или коллективного носителя к другому. С помощью трансферта осуществляется поддержка коммерческой деятельности организации.

Принято выделять 3 основные формы трансфера:
1. Внутренний трансфер, когда происходит передача информации между разными подразделениями одной организации.
2. Квазивнутренний трансфер, т. е. движение информации внутри союза организаций (например, городской системы образования) и самостоятельных юридических лиц.
3. Внешний трансфер, т. е. процесс распространения информации, в котором задействованы независимые разработчики и потребители инноваций, между различными учреждениями.
В основе трансферта лежит передача информации, полученной путем сканирования и мониторинга.
Коммерциализация инноваций (коммерческий трансфер) - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) инновации в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных научно-исследовательских и опытно-педагогических работ, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и образовательную собственность.
Коммерциализация включает предварительное размещение нового продукта на рынке для привлечения потенциальных потребителей («зондаж рынка»), а затем осуществление диффузии инновации.
«Зондаж рынка» может проводиться путем предоставления новшества в пробное пользование, экспонирования на выставках и ярмарках, реализации по льготным ценам. В результате инноватор получает информацию о том, как была воспринята инновация потребителем, какие характеристики не устраивают потребителя, что надо доработать в новом продукте для улучшения потребительских свойств.
После получения положительного отклика инноватор приступает к осуществлению масштабного распространения нововведения.
На стадии коммерциализации новшества основная задача менеджера состоит в разработке комплекса необходимых мероприятий по продвижению нововведения на рынке. При этом учитываются следующие аспекты: а) политика ценообразования; б) рекламная политика; в) сбытовая политика.
МОНИТОРИНГ (ОТСЛЕЖИВАНИЕ) ПРОГРАММ
Для осуществления программы необходимы ресурсы, под которыми можно понимать материалы, людей, технологии и.т.д. Каждой программе для нормального функционирования требуется отслеживание и анализ полученных результатов. Мониторингом программ является функция отслеживания хода и результатов работы программы.
1. Мониторинг ресурсов – измерение количества потребляемых ресурсов):
2. Мониторинг продуктов – измерение количества предоставляемых услуг.
3. Мониторинг результатов – измерение результатов от реализации программы для предоставления услуг.
4. Мониторинг эффективности – сопоставление полученных продуктов или результатов и затраченных ресурсов.
Виды мониторинга:
1. Реализация программ. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации об основных ресурсах и продуктах программы.
2. Анализ качества предоставленных услуг. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации о качестве, предоставляемых услуг с использованием «обратной связи».
3. Финансовый менеджмент. Финансовый мониторинга используется для отслеживания направлений использования ресурсов и результатов, получаемых при использовании ресурсов.
4. Мониторинг оборудования - программа для мониторинга и управлением оборудованием - датчиками и приборами, например на предприятии. Позволяет управлять процессами дистанционно с использованием Интернет или локальных сетей.
5. Определение степени удовлетворенности клиентов. Данный вид мониторинга тесно связан с мониторингом качества услуг. Инструментами данного вида мониторинга являются различные опросы, интервью и.т.д.

Построение системы мониторинга.
При проведении мониторинга программы необходимо отслеживать следующие элементы:
а) использование ресурсов (соответствие потраченных ресурсов плану)
б) процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур):
в) результаты проведения программы (на сколько достигаются поставленные цели):
г) влияние проведения программы (как проведение программы влияет на ситуацию, в чем заключается ее влияние).
Этап 4. Контроль и регулирование параметров проекта в соответствии с составленными планами.
Контроль включает четыре этапа:
1. Сбор информации по проекту.
2. Анализ информации: выявление отклонений фактических значений от плановых и причин, их вызвавших.
З. Прогноз дальнейшего развития ситуации.
4. Разработка корректирующих действий.

Наши рекомендации