Результативность и эффективность менеджмента

Под результативностьюменеджмента понимают способность системы управления организации обеспечить достижение поставленных целей.

Высокая результативность менеджмента в организации возможна только при следующих условиях: 0 высоком уровне достижения цели, удовлетворения потребности, возможного расширения производства; 0 достижении положительных результатов.

Результативность менеджмента напрямую связана с его эффективностью.

Эффективность менеджмента обусловливает ряд понятийных: схем., требующихся исследователям для ее выражения. В каждой такой схеме эффективность управления имеет особое качественное содержание, особый объем. В число таких схем входят:

· эффективность труда управленческого работника;

· эффективность труда аппарата управления, его отдельных органов и подразделений;

· эффективность процесса управления; эффективность системы управления.

Нередко высказывается мнение, что отношение достигнутых результатов к установленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная или ресурсная эффективность) делают эффективными любые управленческие процессы. Однако мало различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности.

На этом основании выделяют следующие три вида эффективности:

1) потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);

2) результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);

3) затратную (отношение затрат к достигнутым результатам).

В настоящее время эффективность управления определяется по следующим основным направлениям:

1. анализу и оценке организационно-технических мероприятий по совершенствованию управления; определению общего эффекта, созданного совокупным рабочим трудом;

2. определению доли эффекта системы управления в общем эффекте;

3. определению результатов деятельности функциональных подразделений. Уровень эффективности менеджмента не является постоянным, в связи с чем необходимо изучить основные тенденции развития предприятия и взаимосвязи его экономических показателей. При исследовании эффективности определяющим является положение об управлении как основном элементе производственно-хозяйственной деятельности, активно воздействующем на результаты работы предприятия, вследствие чего эффект управления выражается в его технико-экономических показателях.

Оценка эффективности менеджмента базируется: на критериях эффективности управления; показателях эффективности затрат на управление; обобщающих показателях эффективности управления; частных показателях эффективности управления; показателях соотносительности управленческих и производственных ресурсов. Определение эффективности менеджмента можно рассматривать как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов, включающих оценку достижения цели, достижение эффекта, эффективность использования производственных ресурсов (потенциала).

Рассмотрим алгоритм оценки эффективности менеджмента.

На первом этапе выявляется качественная и количественная определенность критерия эффективности управления. Достижение цели служит качественной, а величина социально-экономического эффекта — количественной характеристиками критерия эффективности управления производством.

На втором этапе определяется эффективность затрат на управление.

На третьем этапе выявляется эффективность управления производственным (рыночным) потенциалом. Показатели формируются на базе обобщающих показателей эффективности использования производственных ресурсов и удельных (приведенных) затрат на управление.

ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

Каждый менеджер должен обладать навыками эффективной организации. Он должен не только хорошо планировать, анализировать, контролировать, но и уметь эффективно взаимодействовать со своими коллегами на всех

уровнях управления организацией. Одним из инструментов такого взаимодействия является этика. Популярность следования определенным этическим нормам свидетельствует о тенденции к развитию культурного уровня менеджмента. Интеллектуальный менеджмент является более производительным, требует меньше затрат ресурсов и времени. Этическое управление способно найти и реализовать более глубокие резервы повышения эффективности управления, связанные с психологическими особенностями человека, особенностями его поведения в коллективах, организации в целом.

Под этикой понимают совокупность незафиксированных и не обязательных для исполнения правил и норм.

Несмотря на то что они не обязательны, от того, насколько менеджер им следует, зависит эффективность его работы. Этика менеджера является одним из основных параметров при оценке уровня его профессионализма.

В международной практике считается необходимым следование ряду норм и правил:

· проявление уважения к организации, даже в том случае, если она является конкурентом;

· неэтичность антирекламы в отношении конкурентов;

· стремление к налаживанию партнерских отношений.

Причины игнорирования этики достаточно разнообразны, и в современных условиях их становится все больше: активизация конкурентной борьбы; религиозное влияние, согласно которому неэтичное поведение можно искупить покаянием и исповедью. Правила этики зависят от традиций управления, сложившихся экономических условий и т.д. Так, в России основными причинами отказа от деловой этики стали коррупция и низкий уровень профессионализма менеджеров.

Нормы и правила этики менеджмента в некоторых организациях закрепляются документально. В этих стандартах могут отражаться такие вопросы, как: обращение к человеку; список удобных для разговоров слов и терминов; общие для всех правила поведения в организации (необходимость совещания, управление личным временем; методы морального стимулирования, алгоритмы поведения при увольнении работников, при взаимодействии с работниками из других отделов и т.д.). Более развитой формой регламентации этики менеджмента являются кодексы корпоративного управления, в которых сосредоточены основные приоритеты организации во взаимодействии с партнерами и контрагентами.

Уровни реализации этики менеджмента могут быть различными, как и сам менеджмент. На мировом уровне менеджер должен основываться на общечеловеческих ценностях и морали. На макроуровне менеджеру важно соблюдать этические требования в отношении соответствующей отрасли или региона. На микроуровне этика должна быть направлена на максимальное исполнение этических правил и норм отдельного предприятия.

Значение этики менеджмента состоит в том, что с ее помощью можно оказывать воздействие на цели и задачи отдельного человека. Этика помогает согласовать цели отдельных менеджеров и организации в целом. Использование этических норм и правил позволяет руководству предприятия добиться эффективной мотивации персонала. Процесс принятия управленческих решений, как правило, является процессом коллективным или хотя бы в идеале должен быть таким. Кроме того, для принятия решения необходима соответствующая информация. Иногда разработчики и исполнители управленческих решений — разные лица. В такой ситуации без учета этической стороны взаимодействия сложно добиться высоких результатов.

Наши рекомендации