Анализ рентабельности предприятия
В экономической теории принято различать понятия экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект — экономическая категория, характеризующая абсолютный результат деятельности.
Экономическая эффективность — экономическая категория, характеризующая отношение полученного эффекта к затратам, произведенным для его достижения, или ресурсам, необходимым для его достижения: Эффект/ Затраты или Эффект/ Ресурсы
Экономический эффект выражается прибылью(объемом продаж, выручкой и др.) организации. При этом следует иметь в виду, что прибыль — это абсолютный эффект и сама по себе она не может характеризовать уровень эффективности работы организации без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами.
Экономическая эффективность деятельности организации выражается показателями рентабельности. При этом в расчете большинства показателей рентабельности в качестве полученного эффекта выступает показатель чистой прибыли, однако может использоваться прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения и др.
В качестве затрат (ресурсов) могут выступать различные показатели, в частности средняя величина активов, собственного капитала, себестоимости продукции, выручки и др.
Доходность и рентабельность — показатели эффективности деятельности организации.
Доходность характеризует отношение (уровень) дохода к авансированному капиталу и его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов и их элементам. Показатель доходности отражает, сколько рублей дохода получила организация на каждый рубль капитала, активов, расходов и т. д.
Рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу и его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов и их элементам. Показатель рентабельности отражает, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, расходов и т. д.
Рентабельность — один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Если деловая активность предприятия в финансовой сфере проявляется, прежде всего. в скорости оборота ресурсов, то рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности.
Основными задачами анализа рентабельности деятельностиявляются:
1) систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
2) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
3) выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
4) оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
5) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям: объему выпуска; издержкам производства; оборотным средствам; основным средствам; средствам на оплату труда; собственному капиталу; капиталу (совокупному капиталу предприятия, включающему собственные и заемные средства).
По этому списку несложно заметить, что существует два подхода к расчету показателей рентабельности: затратный и ресурсный. Эти два подхода являются основными критериями классификации показателей рентабельности.
Систему расчета показателей рентабельности можно в общем представить в виде табл. 1.
Таблица 1 - Система расчета показателей рентабельности
Экономическая рентабельность | Финансовая рентабельность | Рентабельность производства и реализации |
Отношение показателей прибыли (форма № 2) к среднегодовым показателям активов (форма № 1) | Отношение показателей прибыли (форма № 2) к среднегодовым показателям пассивов (форма № 1) | Отношение показателей прибыли (форма № 2) к показателям доходов или расходов (формы № 2 и 5) |
Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы:
■ рентабельность предприятия;
■ рентабельность продукции;
■ рентабельность производственных фондов;
■ рентабельность капитала (активов) предприятия.
Первая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли, валовых расходов и валового дохода предприятия и рассчитывается как отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым расходам.
Рентабельность капитала (активов) предприятия определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Данные показатели имеют практическое применение, так как отвечают интересам участников предприятия. Так, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акций и т. д.
Одно и то же значение прибыли в зависимости от используемых в производстве средств (капитала) может быть оценено по-разному. Для акционерного общества и в первую очередь для инвесторов значение будет иметь степень возрастания или доходность собственного и всего капитала. Поэтому только соотношение прибыли к применяемому капиталу показывает, насколько успешно был использован в производстве полученный предприятием капитал, т. е. какое количество прибыли было получено на единицу капитала.
Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитала, ресурсов, являющийся мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к другим активам предприятия.
Показатели рентабельности могут быть рассчитаны как коэффициенты и представлены в виде десятичной дроби или в виде процентов.
В основу расчета показателей рентабельности могут быть положены различные величины прибыли предприятия: маржинальная прибыль, операционная прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT), прибыль до выплаты налога на прибыль (ЕВТ), чистая прибыль. Чаще всего для расчета коэффициентов рентабельности используется чистая прибыль или прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль.
Факторами, влияющими на рентабельность, являются, с одной стороны, используемый капитал, обеспечивающий возможность производительной деятельности и получение прибыли, с другой — выручка от реализации произведенной продукции, имущества и т. п. (оборот) как источник поступления средств на предприятие и формирования прибыли.
Исходя из целей анализа используют различные сочетания прибыли по отношению к показателям, для которых исследуется их отдача (эффективность использования), что позволяет сконструировать множество различных показателей:
1) рентабельность экономическая (активов), рентабельность собственного капитала, рентабельность применяемого в производстве капитала, рентабельность оборотных активов, рентабельность чистых активов и т. п. {ресурсный подход);
2) рентабельность оборота (продаж), рентабельность реализованной продукции, рентабельность отдельных видов или групп продукции, рентабельность инвестиций и т. д. (затратный подход).
Порядок расчета показателей доходности и рентабельности представлен в табл. 2, 3 и 4.
Таблица 2 - Расчет показателей доходности
№ п/п | Коэффициент доходности | Формулы расчета | Характеристика |
Актив | Общая величина доходов (с ф.№2 все доходы) | Отражает величину дохода, олученного организацией за анализируемый период, приходящегося на каждый рубль вложений в ее активы | |
Средняя балансовая величина активов ( ср.значение валюты баланса) | |||
Собственный капитал | Общая величина доходов | Отражает величину дохода, полученного организацией за анализируемый период, приходящегося на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы | |
Средняя балансовая величина собственного капитала (раздел III формы №1 Собственный капитал + Доходы будущих периодов) | |||
Заемный капитал | Общая величина доходов | Отражает величину дохода, полученного организацией за анализируемый период, приходящегося на каждый рубль заемного капитала, вложенного в активы | |
Средняя балансовая величина заемного капитала (раздел IV ф.№1 Долгосрочные обязательства + раздел V Краткосрочные обязательства – Доходы будущих периодов) | |||
Производство | Выручка (ф.№2) | Отражает величину выручки, полученной организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов) | |
Себестоимость продаж (ф. № 2) |
Таблица 10.3 - Расчет показателей рентабельности
№ п/п | Коэффициент рентабельности | Формулы расчета | Характеристика |
Активы | Прибыль (валовая, либо от продаж, либо до налогообложения, либо чистая) Средняя балансовая величина активов (стр.Валюта баланса ф. № 1) | Отражает величину прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль вложений в ее активы | |
Собственный капитал | Прибыль Средняя балансовая величина собственного капитала (раздел III формы №1 Собственный капитал + Доходы будущих периодов) | Отражает величину прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы | |
Заемный капитал | Прибыль Средняя балансовая величина заемного капитала (раздел IV ф.№1 Долгосрочные обязательства + раздел V Краткосрочные обязательства – Доходы будущих периодов) | Отражает величину прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль заемного капитала, вложенного в активы | |
Производства | Прибыль Себестоимость продаж | Отражает величину прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов) | |
Расходы по обычным видам деятельности | Прибыль от продаж | Отражает величину прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости производства и реализации) | |
Расходы по обычным видам деятельности (стр. Себестоимость + Коммерческие расходы + Управленческие расходы ф. № 2) | |||
Совокупные расходы | Прибыль | Отражает величину прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль величины совокупных расходов | |
Общая величина расходов (Себестоимость+ Коммерч.расходы + Управлен.расходы + % к уплате + Прочие расходы + Налог на прибыль - ОНА (отложенные налоговые обязательства) + ОНО (отложенные налоговые обязательства) ф. №2) | |||
Продажи | Прибыль от продаж Выручка (ф. № 2) | Отражает величину прибыли от продаж, полученной организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль величины выручки от продаж (долю прибыли от продаж в выручке) | |
Валовая прибыль | Валовая прибыль Выручка от продаж | Отражает величину валовой прибыли, полученной организацией за анализируемый период, приходящейся на каждый рубль величины выручки от продаж (долю валовой прибыли в выручке) |
Таблица 4 - Расчет показателей рентабельности в российской и зарубежной практике
№ п/п | Показатели рентабельности | Формулы расчета | Характеристика | ||
Рентабельность экономическая (активов) (Рэк) | Рэк= ЧП *100% / А где ЧП - чистая прибыль после налогообложения; А - активы предприятия | Характеризует экономическую рентабельность всего используемого на предприятии капитала, т. е. суммы собственных и заемных средств, отдачу, которая приходится на рубль активов. Отражает общую эффективность использования активов компании | |||
Рентабельность собственного капитала (Рск) | Рск = ЧП *100% / СК где СК-величина собственного капитала предприятия | Характеризует эффективность собственного капитала предприятия, насколько успешно он используется. Увеличение этого показателя соответствует цели роста прибыли предприятия. На него опираются при сравнении и оценке преимуществ альтернативных инвестиций и при принятии решений об инвестициях и дезинвестициях на предприятии. Показывает прибыльность использования капитала собственников компании, т. е. рентабельность компании с точки зрения акционера | |||
Рентабельность акционерного капитала (Pак) | Рак = ЧП *100% / АК где АК — акционерный капитал (сумма уставного и резервного капиталов) | ||||
Рентабельность заемного капитала (Рзк) | Рзк= ЧП *100% / ЗК где ЗК - сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств организации | Показатели, характеризующие отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов и заемных средств | |||
Рентабельность текущих активов (Рта) | Pта = ЧП *100% / ОА где ОА - оборотные активы | ||||
Рентабельность чистых активов (Рча) | Дча = ЧП *100% / ЧА где ЧА - чистые активы | ||||
Рентабельность чистого оборотного капитала (Рчок) | Рчок = ЧП *100% / ЧОК ЧОК = ОА - КО где ЧОК-чистые оборотные активы; ОА - оборотные активы; КО - краткосрочные обязательства | ||||
Рентабельность имущества (Рва) | Рва = ЧП *100% / ВА где ВА - внеоборотные активы | ||||
Рентабельность реализации (оборота) (РР) | Pр = ЧП *100% / Выручка от бычных видов деятельности | Характеризует прибыль, которую получает предприятие с каждого рубля реализации. Отражает общую прибыльность продаж компании, эффективность производственной и сбытовой деятельности | |||
Рентабельность продаж по чистой прибыли | Рпр = ЧП / Выручка от продаж | В зависимости от показателя прибыли, использующегося при расчете рентабельности продаж, выделяют несколько вариантов расчета данного показателя | |||
Рентабельность продаж по прибыли от продаж | Рпр = Прибыль от продаж / Выручка от продаж | ||||
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения (по бухгалтерской прибыли) | Рпр = Прибыль до налогообложения/ Выручка от продаж | ||||
Рентабельность по EBIT | РEBIT = EBIT / Выручка от обычных видов деятельности | Отражает прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам и выплату налога на прибыль | |||
Рентабельность по EBITDA | РEBITDА = EBITDА / Выручка от обычных видов деятельности | Отражает прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам, выплату налога на прибыль и амортизацию | |||
Рентабельность реализованной продукции (производственной деятельности, окупаемость издержек) (Ррп) | Pрп = Чп *100% / С где С - себестоимость продукции | Характеризует прибыльность затрат, используется при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) производства продукции | |||
Рентабельность инвестиций {Return on invested capital) или расчетной (средней) нормы прибыли {Accounting rate of return - ARR method). | ROI = ЧП / ((Са2 – Са1)/2) где Са1 - учетная стоимость активов на начало периода; Са2 — учетная стоимость активов на конец периода; ROI = EBIT * (1-t) / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) t - проценты по кредитам и налоговые платежи (20% на 2012 г.) | Применяется при выборе наилучшего варианта инвестирования. Инвестиции осуществляются в тот проект, у которого рентабельность выше. Показывает степень возрастания капитала в результате основной производственной и внепроизводственной деятельности. Отражает рентабельность деятельности компании с точки зрения вложенного в нее долгосрочного капитала. Этот показатель рассчитывается не на основе чистой прибыли, используемая в нем прибыль EBIT * (1-t) исключает влияние процентов по кредитам на налоговые платежи | |||
Средние значения показателей рассчитываются по формуле средней арифметической или средней хронологической моментного ряда динамики.
В западной практике анализа широкое распространение получила концепция рентабельности, исчисляемая на базе чистого денежного потока:
ЧДП = ПДП-ОДП,
где ПДП — положительный денежный поток (приток денежных средств) за расчетный период;
ОДП — отрицательный денежный поток (отток денежных средств) за расчетный период.
Важный этап оценки эффективности деятельности организации — выявление влияния внешних и внутренних факторов на динамику показателей рентабельности. С этой целью используются различные методы факторного анализа, а также приемы моделирования детерминированных и стохастических факторных систем.
В последние годы в зарубежной экономической литературе довольно часто звучит критика традиционных финансовых показателей, источником которых является система бухгалтерского учета и финансовой отчетности как основы для принятия управленческих решений. Эта критика направлена на ретроспективный (исторический) характер этих показателей, что значительно уменьшает их ценность для принятия стратегических управленческих решений.
Традиционные модели измерения и оценки результатов деятельности предприятий были довольно простыми для расчета и строились исключительно из финансовых показателей (например, мультипликативная модель Дюпона или показатель ROI). В последнее время появились другие концепции оценки стоимости и эффективности работы предприятий, среди которых наиболее известными являются сбалансированная система показателей (BSC) и экономическая добавленная стоимость (EVA).