Стратегия управления бизнес-процессами
Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач. Приведенная формулировка очень близка тематике управления бизнес-процессами. И, действительно, сам метод стратегического управления, описанный в литературе по менеджменту, опирается на процессный подход, а широко известный термин «цикл стратегического планирования» есть не что иное, как формализованный бизнес процесс стратегического планирования.
Необходимо также пояснить разницу между стратегическим планированием и стратегическим управлением. С одной стороны, стратегическое планирование не может и не должно подменять собой соответствующую систему стратегического управления. Но с другой стороны, с позиции правильного стратегического мышления и современ ного стратегического менеджмента стратегическое планирование является необходимым элементом процесса стратегического управления. Точнее, стратегическое планирование — это составная часть процесса разработки стратегий как отдельных подсистем деловой деятельности организации (структурных подразделений, функциональ
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
ных служб, отдельных бизнесов и т. д.), так и ее корпоративной стратегии в целом.
Поскольку управление бизнес процессами является достаточно сложным инструментом, требующим перестройки всей системы управления предприятием, ломки складывавшихся годами стереотипов управления и изменения корпоративной культуры, его внедрение не может быть проведено без тщательно разработанного плана орга низационных изменений. При этом, если локальные изменения в работе отдельных подразделений предприятия могут быть проведены в достаточно короткие сроки (от 3 до 6 месяцев), то полномасштабные изменения в организации без четкой организации и координации всех действий могут растянуться на годы. Именно поэтому такой инструмент как стратегическое планирование отлично подходит для внедрения управления бизнес-процессами.
Руководство предприятия должно открыто заявить о том, что вне дрение управления бизнес-процессами становится частью стратегии предприятия. Включение этого положения в стратегический план раз вития предприятия имеет ряд важных моментов.
Во-первых, факт, что управление бизнес-процессами включе но в стратегию предприятия, имеет огромное значение для внутри фирменной политики предприятия. Все сотрудники предприятия должны знать, насколько важно для предприятия или, другими ело вами, насколько небезразлично для руководства предприятия эффективно управлять своими бизнес-процессами. Уже сам по себе этот факт может заставить сотрудников более внимательно подходить к таким важным характеристикам бизнес процессов, как стоимость и темпы выполнения. Кроме того, открыто продемонстрированная важность данного вопроса снизит вероятность потенциального внутриор ганизационного сопротивления еще до начала первых шагов по его внедрению.
Во-вторых, если процесс стратегического планирования на предприятии уже достаточно зрелый, то после утверждения стратегического плана на предприятии начнется работа по его детальной проработке и доведению конкретных планов и программ до отдельных подразделений и конкретных должностных лиц. Тем самым будет обеспечено использование инструмента стратегического планирования для подготовки всеобъемлющего и согласованного плана внедрения управления бизнес-процессами. Если же процесс стратегического пла нирования на предприятии выполняется впервые, то руководству предприятия необходимо уделять пристальное внимание доведению сформулированной стратегии до конкретизированных по времени и ресурсам планов. В этом случае результаты внедрения управления бизнес-процессами могут стать неплохим критерием эффективности процесса стратегического управления.
В-третьих, включение управления бизнес процессами в стра тегию предприятия на стадии ее разработки должно обеспечить еди ное видение и понимание сути управления бизнес-процессами. Значе-
1 Б-635
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Олъдерогге. Эффективный менеджмент
ние этого факта трудно переоценить, поскольку все сотрудники предприятия до начала процесса внедрения должны быть обучены как минимум основам управления бизнес-процессами и иметь четкое представление о том, что руководство предприятия собирается внедрять. Предприятие должно пройти через несколько этапов, прежде чем единое стратегическое видение об управлении бизнес-процессами будет окончательно сформулировано.
В-четвертых, включение управления бизнес-процессами в стратегический план должно сопровождаться вопросом, зачем или почему это необходимо для предприятия. Этот вопрос должен снова и снова звучать на совещаниях, в приказах и в неформальных беседах руководства с персоналом. В конце концов, каждый сотрудник предприятия должен задать себе такой вопрос и сам же дать на него ответ так, как он его понимает. Это общее самопознание и самостоя тельное осознание необходимости и роли управления бизнес-процес сами является критически важным для его успешного внедрения, поскольку на предприятии нет ни одного человека, не вовлеченного в тот или иной бизнес-процесс.
Следует добавить, что опыт компаний, внедрявших систему управления, ориентированную на бизнес-процессы, без использования стратегии, показывает, что такие компании редко добиваются успеха в этих начинаниях, а работа по внедрению не идет дальше проектирования на бумаге существующих или желаемых бизнес-процессов.
От того, как организация совершенствует свои бизнес-процессы, зависит не только успешная ее деятельность в настоящем, но и выживание в будущем. Такая постановка вопроса приводит руководство организаций к необходимости проведения постоянной работы в этом направлении, что говорит о существовании в организации неких бизнес-процессов, обеспечивающих выполнение этой работы. Эти мета-процессы (бизнес процессы бизнес-процессов) наиболее часто выпадают из поля зрения тех руководителей, которые, сосредоточившись на конечной цели развития организации, забывают о процессе его осуществления.
В любой организации существует два основных взаимосвязанных друг с другом метапроцесса:
1.Метапроцесс управления бизнес-процессами отчетливо проявляется в тех организациях, которые осознали необходимость и перешли к целенаправленному управлению своими бизнес процессами. Этот метапроцесс направлен на достижение режима отказоустойчивой работы организации; про такие организации говорят, что они работают «как часы». Под отказоустойчивостью работы организации понимается ее способность выполнять свои функции в режиме 24x365 и быть невосприимчивой к возможным отказам одного или нескольких элементов ее структуры. В основе концепции отказоустойчивой рабо ты в режиме 24x365 лежит положение о том, что организация должна выполнять существующий набор функций, соответствующий це лям организации, при любых обстоятельствах в любое время суток
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
(года) — счета будут приниматься, продукция отгружаться, сырье заказываться и т. п.). Эта концепция опирается на четкую, хорошо отлаженную и саморегулирующуюся систему организации и управления бизнес-процессами. Несмотря на то, что не у всех организаций есть необходимость работы в режиме 24x365, основные положения данной концепции имеют важное практическое значение и при традиционном режиме работы организации.
2. Метапроцесс совершенствования бизнес-процессов в большинстве организаций хотя и существует под давлением внешних обстоятельств, но осуществляется неорганизованно (стихийно). Лишь те организации, которые включают совершенствование бизнес-процессов в свою стратегию, разрабатывают методологию и технику осуществления изменений, отслеживают их внедрение и успешно преодолевают барьеры организационных изменений, могут по праву говорить об управлении этим важнейшим метапроцессом. Выполняя его, организация подобно живому организму через саморазвитие и самосовер шенствование обретает собственный путь в жестокой борьбе за выживание.