Мотивация самосовершенствования

Совершенствование является путем формирования себя как личности,

развития своих способностей, приобретения знаний и умений. Побуждают к самосовершенствованию три обстоятельства: а) наличие у

человека потребности к самоуважению и в одобрении другими. В социальном престиже; б) рассогласование в образах своего «Я идеальное» и «Я реальное»; в) возникающие на этой основе самооценки и самоотношения. Отсутствие одного из этих компонентов не приведет к формированию мотивации самосовершенствования. Так, даже если я буду оценивать себя не очень высоко, стремления к самосовершенствованию может и не быть, если у меня не развита потребность в самоуважении или мне безразлично мнение обо мне других людей.

Различают нравственное, интеллектуальное и физическое самосовершенствование. Нравственное самосовершенствование связано с

самовоспитанием, интеллектуальное – с самообразованием, физическое – с

саморазвитием. Выбор направленности самосовершенствования связан как со склонностями человека, так и с конкретными жизненными ситуациями.

Выявлены наиболее типичные мотиваторы (установки), затрагивающие три сферы отношений (к жизни, к людям и к себе) и показывающие, ради чего человек может стремиться к самосовершенствованию.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:

-ради материального благополучия — «чтобы иметь материальные блага»;

-ради облегченного существования — «чтобы легче жить»;

-ради лучшей жизни — «чтобы было лучше жить»;

-ради избежания неприятностей.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:

-ради хороших взаимоотношений с людьми — «чтобы хорошо относиться к людям»;

-ради альтруизма, возможности помогать другим.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:

-ради положительного отношения людей — «чтобы ко мне относились с уважением»;

-ради совершенствования — «чтобы совершенствовать себя»;

-ради самореализации.

Установки, связанные с отношением к жизни, встречаются несколько чаще, чем установки, характеризующие отношение к себе.

Выявлены половые и возрастные особенности в обозначении значимости тех или иных мотивационных установок. Установки на материальное благополучие и на самореализацию имеют важное значение для студентов. Девушки в большей степени проявляют заинтересованность в материальном благополучии, чем юноши. За то у последних установка на альтруизм выше, чем у девушек. У девушек выше потребность в общении, но ниже, чем у юношей, показатель нравственной мотивации.

Устойчивость мотивации саморазвития зависит от устойчивости идеала

и устойчивости самооценки. В результате самооценки субъект выявляет у себя недостатки, которые могут иметь разную природу. С одной стороны, под недостатком он может понимать отставание от нормы развития положительного качества, с другой — уровень развития положительного качества по сравнению с имеющимся у него идеалом. В этом случае недостаток заметен для окружающих, и поэтому решающая роль в

побуждении к саморазвитию будет принадлежать собственной инициативе

субъекта. Возможны случаи, когда под недостатком понимают наличие

отрицательного качества. Здесь самовоспитание выражается в перевоспитании, что связано с ломкой старых отрицательных стереотипов, с возникающим у личности внутренним конфликтом (с «борьбой мотиваторов»).

Эффективность самосовершенствования зависит от устойчивости

самооценки. Неустойчивости самооценки способствует стихийность, противоречивость достигаемых в какой-либо деятельности результатов: сегодня случайно достиг успеха, а завтра так же случайно потерпел неудачу. Это ведет не к планомерному и систематическому самосовершенствованию на основе долговременной установки, а к самоисправлению поступков, результатов, т. е. ситуативному поведению на основе кратковременных мотивов, поэтому сохранение мотивационной установки можно осуществлять через регуляцию уровня самооценки.

Заключение:

На основе вышесказанного, мы можем утверждать, что самоменеджмент, это наука не только разъясняющая, как правильно распоряжаться своими ресурсами. Все гораздо глобальнее. Она дает нам круг знаний, позволяющий развиваться и самосовершенствоваться. Искать мотиваторы, иногда ими, как раз таки, могут являться инструменты организации и «управления временем», как инструменты, упрощающие жизнь.

Самоменеджмент, это еще и наука о выгодном взаимодействии с людьми, отношениях с ними.

Это наука об осознании и постановке целей и задач в этом мире, каждый день.

Список использованных источников и литературы:

1. Джулия Моргенстерн «Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью». М.: ООО «Добрая книга», 2001. – 264 с.

2. Зайверт Л. «Ваше время – в ваших руках». М.:ИНФРА-М, Интерэксперт,1995. – 267 с.

3. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

4. Мильнер Б.З. «Теория организации». М.: ИНФРА-М, 1999.- 336 с.

5. Хроленко А.Т. «Самоменеджмент» М.: «Экономика», 1996. – 139 с.

Наши рекомендации