Диапазон контроля и нормы управляемости

Норма управляемости — количество работников, приходящихся на одного руководителя. Показатель Норма управляемости активно используется в управлении персоналом при определении организационной структуры аппарата управления организаций и сравнительного сопоставления численности руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления.

Норма управляемости зависит от следующих факторов:

- вид деятельности организации;

- расположение объектов управления — из-за географической разнесённости филиалов или отделений организации в ряде случаев невозможно добиться оптимальных показателей управляемости;

- квалификация сотрудников — уровень контроля за деятельностью сотрудников зависит от навыков и мотивации сотрудников, так согласно теории X и Y в случае когда сотрудники избегают работы они должны быть под пристальным наблюдением, для чего необходима иерархическая структура с пониженной нормой управляемости на каждом уровне.

- тип организационной структуры (иерархическая, матричная, проектная),

- уровень стандартизации задач.

- уровень автоматизации деятельности и др.

Для каждой организации, находящейся в конкретной ситуации, существует свой оптимальный диапазон контроля. Он определяется следующими характеристиками.

1) Целями и задачами, стоящими перед организацией и ее членами. Диапазон контроля должен быть тем шире, чем труднодостижимее цели, сложнее и ответственнее задачи, чем больше разрыв между целями организации и целями ее членов.

2) Состоянием внешней среды организации. Диапазон контроля должен быть тем шире, чем агрессивнее и враждебнее среда, чем большую угрозу она создает для существования организации (например, в условиях ожесточенной конкуренции).

3) Внутренним потенциалом организации. Диапазон контроля должен быть тем шире, чем меньше потенциал организации соответствует стоящим перед ней задачам (например, при производстве конкурентоспособной продукции на устаревшем оборудовании).

4) Особенностями строения структуры. Диапазон контроля должен быть тем шире, чем слабее периферийные связи и чем выше уровень централизации.

Принципы менеджмента: понятие и характеристика

Принципы мен-та - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении кот. обеспечивается эффект. развитие орг-ции.

К факторам, определяющим принципы менеджмента, можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социокультурные факторы.

В настоящее время различают:

Всеобщие принципы – действуют в любых социальных системах, независимо от их специфики. К ним относятся: иерархичность, системность, необходимое разнообразие между субъектом и объектом управления.

Общие принципы характеризуют построение и функционирование организации. К ним можно отнести: принцип управления по целям, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, единство распорядительности и интересов.

Специальные принципы характеризуют отдельные элементы и их взаимосвязи в системе управления. Выделяют следующие группы специальных принципов: целеполагания, разделения и кооперации управленческого труда, кадровой работы, управления качеством, выбора стратегии предприятия.

Системы методов управления, их классификация.

Метод – в переводе с греч. означает путь к чему-либо. В русском языке имеет 2 значения:

1. способ, прием исследования, анализа, диагностики процессов, систем.

2. способ, прием выполнения какой-либо деят-ности

В первом случае речь идет о методах той или иной науки, в частности менеджмента. Во втором значении методы применяются к управленческой деятельности, процессу управления, работе руководителя.

Методы управления имеют определенные особенности:

- они направлены на достижение целей и задач управления. Методы есть инструмент целенаправленной деят-ности

- принятию какого-л решения предшествуют анализ, оценка ситуации. Чем глубже их познание, тем обоснованнее выбор нужных способов

- методы выбираются из возможного набора по критерию какой метод эффективнее и результативнее.

Т.о. методы управления – это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач управления.

Методы управления необходимо отличать от методов менеджмента. Методы менеджмента это разновидность методов управления. Они являются способами целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления. А методы управления устанавливают каким образом осуществляется управленческая деят-ность. Например, методы бизнес-планирования, бухучета являются методами управления, но не относятся к методам менеджмента.

По содержанию, назначению и возможностям выделяют три группы методов менеджмента: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

Наши рекомендации