Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства
Характеристика | Стиль руководства | |
авторитарный (директивный) | демократический | |
Кредо, принцип | Руководитель — повелитель; руководимый — подчиненный | Руководитель — координатор; руководимый — партнер |
Авторитет | По должности (формальный) | По работе (реальный) |
Степень организованности | Детальная (жесткая) организация исполнения работ | Гибкие организационные рамки исполнения работ |
Вид решения | Единоличные решения | Коллегиальные решения |
Вид распоряжений | Приказ | Просьба |
Делегирование | Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них | Делегируется общая задача и общая ответственность |
Вид контроля | Контроль исполнения | Контроль результата |
Либеральный (невмешательский) стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой менеджер в управленческой работе недостаточно заинтересован и подходит к делу скорее формально.
Подобный руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Менеджеров-либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления. Руководитель либерального стиля не проявляет сколь-нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных, и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна.
Однако на практике каждый руководитель имеет свой индивидуальный стиль управления, так или иначе сочетающий элементы этих трех основных стилей. Тем не менее все разнообразие стилей укладывается в «силовом поле» между вектором «внимание к производству» (нацеленность на создание товара) и вектором «внимание к человеку» (нацеленность на гуманное отношение к людям). В результате образуется «решетка» менеджмента, которая дает возможность выделить пять характерных типов управленческого поведения; 1) демократ; 2) организатор; 3) манипулятор; 4) пессимист; 5) диктатор (рис. 10.1).
Внимание к человеку
1 :9 | 9:9 | ||||||||
Л | емокр | 1Т | Ор | "аниза гор | |||||
6 5 | |||||||||
5:5 | |||||||||
^ | |||||||||
Ма нипуля гор | |||||||||
о | |||||||||
■\ | П( | ССИМк | СТ | .диктатор | |||||
1 : 1 | 9:1 | ||||||||
г | ( | I | 7 8 |
Внимание к производству
Рис. 10.1. «Решетка» менеджмента
Каковы характеристики этих типов менеджеров?
Менеджер-демократ (код 1:9) в основу ставит принцип «быть всегда самим собой». Дела у такого менеджера идут как бы сами собой. Обычно здесь превалируют действия с демократическим перекосом. Польза от этого не очень большая.
Менеджер-организатор (код 9:9) — самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Предприятия, где действуют менеджеры-организаторы, обычно процветают. Ведущие фирмы развитых стран прилагают большие усилия, чтобы найти таких менеджеров. Можно сказать, что менеджер данного типа, в сущности, представляет собой эталон современного управляющего.
Менеджера-манипулятора (код 5:5 — центр решетки) удовлетворяют средние достижения. Его девиз: «Не хватать звезд с неба». Главная тактическая линия — компромисс. У такого менеджера проявляется склонность к манипулированию людьми.
Менеджер-пессимист (код 1:1) руководствуется девизом: «Не вмешивайся в естественный ход событий». Польза от таких людей невелика.
Менеджер-диктатор (код 9:1) в основном ориентируется на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям. Это жесткий курс администратора, для которого результат — все, а человек — только исполнитель. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор — плохой управляющий.
Вполне понятно, что более предпочтительным является тип менеджера-организатора. Без бюрократических отношений сотрудники работают с удовлетворением и эффективно. При таком руководителе складывается благоприятная атмосфера в коллективе, которая, в свою очередь, стимулирует творческий подход и инициативу сотрудников, и каждый из них видит значение своей деятельности как части конечного результата. Задача менеджера в этом случае заключается в том, чтобы поддерживать такую атмосферу в коллективе, культивировать мышление с ориентацией на результат. Это достигается путем четкой информированности коллектива, беседами о направлениях и целях деятельности предприятия.
Хороший руководитель-организатор также использует в качестве метода обратную связь между руководителем и персоналом. Такой менеджер вместе с персоналом выбирает эффективный способ выполнения каждой работы.
Менеджер-организатор ценит себя и персонал. Он и его подчиненные гордятся успехами и не скрывают это. С другой стороны, неудачи также не замалчиваются, а служат уроком на будущее.
Таким образом, предпочтительным является тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе и ориентирован на достижение успешных результатов.
Власть и влияние
Власть — это потенциальная или реальная возможность влияния на поведение других лиц. В свою очередь, влияние — это результат изменения менеджером поведения работника в ходе взаимодействия с ним. Различие между этими понятиями состоит в следующем: власть — это рычаг воздействия на поведение человека, а влияние — итог действия рычага.
Любой менеджер должен уметь максимально эффективно использовать ту власть, которой он обладает. Власть может принимать различные формы. Классификация, предложенная Дж. Френчем и Б. Равеном (Мичиганский университет, США), включает пять основных форм власти1:
1 См.: Менеджмент : учебное пособие для вузов / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И.Астаховой. М„ 2005. С. 171-175.
—влияние через страх и власть, основанное на принуждении;
—влияние через положительное подкрепление и власть, основанное на вознаграждении;
—влияние через разумную веру и экспертная власть;
—влияние с помощью примера и эталонная власть, основанная на личном примере;
— влияние через традиции и законная власть и традиции.
Рассмотрим эти формы власти подробнее.
1. Власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказы
вать влияние на подчиненных, если он строго контролирует наказания,
которые могут быть к ним применены. При этой форме власти руководи
тель в качестве рычага воздействия использует страх подчиненных. Основ
ными видами страха, которые обычно используются в практике менед
жмента, являются угроза увольнения, лишение материальных благ,
интересной работы, принудительная смена трудовых навыков, расформи
рование неформальных групп, физическое насилие и др.
Принуждение позволяет достигнуть быстрого результата, хотя этот результат и не является достаточно устойчивым во времени. Однако власть, основанная на принуждении, имеет ряд отрицательных сторон:
—большие расходы на управление, поскольку оно должно базироваться на жестком контроле действий каждого работника;
—фальсификация отчетности со стороны персонала с целью избежания наказаний;
—высокая текучесть кадров (причем в основном уходят лучшие работники);
—снижение квалификации персонала как следствие текучести кадров;
—снижение чувства страха за счет эффекта привыкания и ослабление власти руководителя над персоналом;
—частые случаи группового сопротивления по отношению к действиям руководителя;
—отсутствие лояльности у подчиненных, частое проявление недовольства относительно руководства.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть
над своими сотрудниками, когда они верят, что он может способствовать
удовлетворению их основных потребностей. Рычагом воздействия на
персонал при использовании этой формы власти является положитель
ное подкрепление, основными видами которого могут быть увеличение
заработной платы, перевод на более интересную работу, повышение в дол
жности, поддержание нормального социально-психологического климата
в рабочих группах и др.
Положительные стороны власти, основанной на вознаграждении:
—продолжительные и устойчивые во времени результаты влияния на персонал;
—развитие его творческой и деловой активности;
—формирование позитивных установок по отношению к личности менеджера.
Отрицательная сторона власти, основанная на вознаграждении, состоит в том, что есть вероятность ошибок в действиях менеджера (финансовых, правовых, этических и т.п.).
3. Экспертная власть. Ее действие основано на вере или знании
персонала, что менеджер обладает такой профессиональной компетент
ностью, что без подчинения ему работники не смогут на должном уровне
удовлетворять свои основные потребности. В этом случае основной рычаг
воздействия на персонал — наличие у менеджера специальных знаний.
Основными видами власти являются знания технологии работы, внеш
ней информации, условий безопасности персонала, сведений о личност
ных характеристиках работников и др.
Наиболее заметные положительные стороны экспертной власти:
—гарантия высокой эффективности работы организации;
—возможность использовать менее квалифицированный, а следовательно, низкооплачиваемый труд;
—четкая профессиональная ответственность менеджера.
К сожалению, экспертная власть имеет и ряд слабых сторон:
—неустойчивость во времени, а точнее, она эффективна до первой серьезной ошибки менеджера;
—подобная форма власти над персоналом достигается очень медленно;
—сильная зависимость эффективности управления от отношения персонала и его желания сотрудничать;
—это самый низкий уровень обладания властью, что морально не устраивает многих менеджеров.
4. Эталонная власть (власть, основанная наличном примере). При
менение этой формы власти возможно лишь в том случае, если менед
жер настолько привлекателен для персонала, что работники подчиняют
ся ему из личных симпатий и стремления к подражанию. Основными
мотивами, используемыми здесь для управления, являются удовлетворе
ние и подчинение. Главным рычагом воздействия на персонал при дан
ной форме власти является так называемая харизма менеджера. Под
харизмой понимаются исключительные качества, особые возможности,
благодаря которым, по мнению членов коллектива, руководитель-лидер
может решить многие проблемы. Власть данного типа в своей основе
нередко имеет стремление подчиненного подражать лидеру, который воспринимается как образец, эталон (почему эта власть и называется эталонной).
Как показали исследования, для поведения харизматического лидера характерно пять основных черт: 1) он концентрирует внимание на наиболее важных вопросах, привлекая других сотрудников к анализу ситуации и принятию решений; 2) заботится о своих подчиненных, внимательно относится к ним и помогает им поверить в себя, передавая им часть ответственности за решение проблем и принятие решений; 3) умеет общаться с людьми, внимательно их выслушивает и в своем общении с ними опирается на обратную связь т.е. на те реакции, которые вызывает его поведение у других людей; 4) способен рисковать, хотя это всегда оправданный риск, основанный на анализе ситуаций; 5) его слова соответствуют делам, он всегда последователен в своих взглядах и не только говорит о них, но и реализует их в поступках.
Положительные стороны последовательного применения данной формы власти:
— высокая интенсивность труда персонала;
— быстрая реализация управленческих решений;
— низкие затраты на материальное вознаграждение работы персонала;
— «прощение» ошибок менеджера персоналом;
— полное взаимопонимание среди сотрудников и низкая степень конфликтности в рабочих группах.
Отрицательные аспекты эталонной власти:
— высокая цена отдельных ошибок менеджера из-за отсутствия демократических процедур контроля за его деятельностью;
— частая неэффективность технологического процесса из-за склонности персонала идеализировать любые, даже некомпетентные решения менеджера;
— во многих случаях возникает эффект перевернутой пирамиды, т.е. полная дезорганизация управления в отсутствии менеджера;
— нет приемлемости управления.
5. Законная власть. Она основана на понимании персоналом того, что менеджер имеет право отдавать приказания, а работники обязаны им подчиняться, и только при подобной линии поведения персонал сможет удовлетворить свои основные потребности.
В некотором роде законная власть — это симбиоз двух форм власти, основанных на принуждении и вознаграждении. Здесь менеджер одновременно использует в управлении мотивы безопасности и приобретения. Основным рычагом воздействия на персонал в рассматриваемом случае является применение норм бюрократии. Наиболее часто в ме-
неджменте используются следующие ее виды: традиционная бюрократия (неписаные общественные нормы), правовая бюрократия, административная и бюрократия неформальных отношений.
Традиционно сильными сторонами применения законной власти принято считать:
— стабильность управления при разумном уровне его бюрократизации;
— бесконфликтность управления из-за обезличивания власти;
— быстроту принятия рутинных управленческих решений;
— предсказуемость поведения персонала.
Слабые стороны законной власти можно сформулировать следующим образом:
— она ориентирована на упрощенные оценочные показатели качества трудовой деятельности персонала (например, продвигать по службе целесообразнее за заслуги работника, а не за его стаж, но учитывать стаж проще, и он может стать основным в данном случае критерием);
— вышеуказанное обстоятельство приводит к снижению трудовой активности персонала, особенно в творческой деятельности;
— системы управления, построенные на законной власти, плохо адаптируются к изменениям внешней и внутренней среды;
— у сотрудников не стимулируется творческий подход к работе, так как он не вписывается в бюрократические установки;
— у персонала при законной власти низкая удовлетворенность трудом из-за его обезличивания, что приводит к снижению эффективности в работе.
Как следует из вышеизложенных характеристик форм власти, все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны по отношению к формированию трудового поведения персонала.
В своей практической деятельности менеджер должен руководствоваться двумя правилами. Во-первых, нет плохих или хороших форм власти, их эффективность определяется управленческой ситуацией; во-вторых, нельзя строго использовать в управлении организацией лишь одну форму влияния на персонал, следует их гибко сочетать, комбинировать в зависимости от изменения внешней и внутренней среды.
Влияние через страх может быть эффективным для простых видов работ, при конфронтации менеджера с персоналом, для управления единообразными действиями, при сопротивлении менеджеру со стороны персонала.
Влияние через положительное подкрепление целесообразно использовать для управления сложными видами работ, при творческом характере трудовой деятельности, при очень высокой зависимости эффективности управления от качества работы персонала, положительном
отношении персонала к работе, разнообразии интересов и основных потребностей персонала.
Влияние через разумную веру более эффективно при низкой квалификации персонала, для управления новаторскими работами высокой сложности, при необходимости использования матричных структур управления, высокой цене ошибки в выполнении работ, необходимости установления жесткой персональной ответственности за реализацию управленческих решений.
Влияние с помощью примера оптимально для управления персоналом в стрессовых ситуациях, при кризисе системы управления, объективном отсутствии возможностей использования значительных вознаграждений и санкций, большой доле в составе персонала склонных к экзальтации лиц, при необходимости достижения быстрого результата любой ценой, для выполнения работ, где фактор интенсивности труда более важен для успеха, чем квалификация персонала.
Влияние через традиции можно успешно применять, когда существует необходимость сохранения сложившихся отношений управления, для работ в условиях стабильности внешней и внутренней среды, при необходимости безальтернативного поведения персонала, при «возрастном» персонале, при необходимости очень высокого качества трудовой деятельности, для управления традиционными сферами деятельности с постоянными клиентами.
Необходимо иметь в виду, что власть любого должностного лица ограничена, во-первых, соответствующими нормативно-правовыми актами (уставом предприятия, должностными инструкциями и т.д.); во-вторых, опосредованно (т.е. не напрямую, а косвенно) самими подчиненными. Подчиненные также обладают определенной властью, и хотя она не распространяется на их начальника, она может использоваться как во благо начальника, так и во вред ему. В частности, саботаж работника может заключаться в том, что он не вовремя предоставляет важную информацию, которой располагает, или затягивает зависящее от него принятие решения. Подобные явления также можно рассматривать как проявление своеобразной власти. А из этого следует вывод, что власть далеко не всегда предполагает отношения, в которых один человек является начальником, а другой —- подчиненным. По крайней мере, в некоторых случаях у подчиненного имеются возможности проявлять свою власть по отношению к тому человеку, который обычно выступает в качестве начальника.
Менеджер должен очень внимательно относиться к тому, как он использует власть. Чем более разумно поведение менеджера в этом отношении, тем более человечные формы в его лице принимает власть.
А это значит, что власть применяется лишь в тех случаях, когда это необходимо.
Правильное использование власти может заключаться в том, что руководитель применяет самые разные ее формы. Например, в одном случае он категорично требует от подчиненных выполнения задания; в другом же — пытается убедить их в том, что выполнить задание целесообразно; в третьем — может обещать работникам вознаграждение за качественно и быстро выполненное задание. Отношения между работниками и начальством должны быть гибкими и разнообразными. Хороший руководитель и авторитарен, и демократичен, и либерален одновременно; назвать руководителя авторитарным, демократичным или либеральным мы можем только в том случае, если он предпочитает использовать свою власть только одним определенным образом.
В условиях рыночных отношений в экономике отмечаются две тенденции: укрепление и расширение власти в организации путем передачи полномочий подчиненным (делегирование полномочий) и смещение центра тяжести от власти формальной к власти, основанной на компетентности, знаниях, на праве вознаграждать и т.д.
Качества менеджера
Современный менеджер в организации, ориентированной на достижение хороших результатов, должен обладать целым набором качеств.
1. Он должен быть хорошим управляющим, способным организовать работу подчиненных таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Ему необходимо быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.
2. Современному менеджеру нужно быть лидером, способным увлечь людей и повести их за собой. А поэтому он должен иметь авторитет, обладать высоким интеллектом, быть доброжелательным по отношению к людям.
3. Современному менеджеру необходимо быть воспитателем, который способен выявить и развить у подчиненных их способности и положительные личностные качества. По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу: с одной стороны, появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, а с другой — в совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое эмоциональное воспитание работников — существенная сторона всех менеджерских функций.
4. Современный менеджер должен быть прекрасным дипломатом,
способным наладить контакт как с подчиненными, так и с другими руко
водителями и партнерами.
Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. При этом требуются специфические способности, которые сродни дипломатическим.
5. Современному менеджеру необходимо быть инноватором. В условиях бурного процесса НТР, жесткой конкуренции тот, кто проявляет медлительность в отношении инноваций, неизбежно будет терять позиции на рынке. Только тот, кто постоянно стремится к инновациям в продукции, технике, технологии, способах организации работы, может рассчитывать на успех.
6. Менеджер — это человек, и ничто человеческое ему не чуждо. У каждого менеджера есть свой индивидуальный характер, состоящий из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.
Все капитальные труды по менеджменту содержат в себе указание на черты характера и качества личности менеджера. Так, отец научной организации труда Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность и др. Другой классик менеджмента А. Файоль считал, что менеджер должен обладать предвидением, организаторскими способностями, быть компетентным, отличаться здоровьем, иметь развитый интеллект, высокий уровень культуры и нравственности. Современные теоретики также соперничают между собой в том, какими качествами и чертами характера стоит наделять идеального менеджера.
Контрольные вопросы
1. Что такое лидерство?
2. Назовите основные качества лидера.
3. В чем состоит авторитарный стиль управления?
4. В чем сущность демократического стиля управления?
5. Каковы особенности либерального стиля управления?
6. Что такое власть?
7. Назовите основные формы власти.
8. Как соотносятся власть и влияние?
9. В каких случаях целесообразно применять ту или иную форму власти?
10. Назовите основные качества менеджера.
ГЛАВА 11