Стимулирование качества. Методы контроля качества
Стимулирование качества
Стимулирование качества – это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции.
Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность.
Внешняя мотивация может действовать только кратковременно и периодически как побуждающее или вспомогательное средство. Реальную пользу для системы качества может принести только создание внутренней мотивации на предприятии.
В менеджменте применяются по крайней мере 8 способов вознаграждения:
1. деньги.
2. одобрение.
3. действие.
4. вознаграждение свободным временем
5. взаимопонимание и проявление интереса к работику.
6. продвижение по служебной лестнице и личный рост.
7. предоставление самостоятельности и любимой работы.
8. призы.
Методы контроля качества
Технический контроль – это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Контролю подвергаются:
- поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия;
- производимые заготовки, детали, сборочные единицы;
готовые изделия;
- оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции.
Основные задачи технического контроля заключаются в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами и ТУ, выявлении и предупреждении брака, проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий.
Методы контроля качества можно разбить на две группы:
1. Самопроверка или самоконтроль – персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.
2. Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса.
Организация технического контроля заключается в: проектировании и осуществлении процесса контроля качества; определении организационных форм контроля; выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля; обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции; разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.
При контроле качества продукции используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушаюшие.
Разрушающие методы: испытания на растяжение и сжатие; испытания на удар; испытания при повторно-переменных нагрузках; испытания твердости.
Виды технического контроля:
1. по назначению: Входной (продукции от поставщиков); производственный; инспекционный (контроль контроля).
2. По стадиям технологического процесса: операционный (в процессе изготовления); приемочный (готовой продукции).
3. По методам контроля: технический осмотр (визуальный); измерительный; регистрационный; статистический.
4. По полноте охвата контролем производственного процесса: сплошной; выборочный; летучий; непрерывный; периодический.
5. По механизации контрольных операций: ручной; механизированный; полуавтоматический; автоматический
6. По влиянию на ход обработки: пассивный контроль (с остановкой процесса обработки и после обработки); активный контроль (контроль во время обработки и остановка процесса при достижении необходимого параметра); активный контроль с автоматической подналадкой оборудования.
7. По влиянию на возможность последующего использования: разрушающий; неразрушающий.
К неразрушающим методам принадлежат: магнитные (магнитографические методы); акустические (ультразвуковая дефектоскопия); радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма- лучей).
3Системы защиты качества продукции.
Достичь высокого качества можно разными способами. Универсальный механизм эффективной работы предприятия в рыночных условиях — система менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001—2000, включающий работу в следующих сферах
· Политика в области качества.
· Менеджмент качества.
· Системная поддержка.
· Ориентация на потребителя.
Политика в области качества
Целью политики в области качества является достижение и поддержание качества выпускаемой продукции на уровне, превышающем уровень качества аналогичной продукции. Выпускаемая продукция должна отвечать установленным и ожидаемым требованиям потребителей и общества в целом и соответствовать условиям и возможностям ее реализации по ценам, которые позволяют получить максимальную прибыль.
Поставленные цели достигаются за счет:
· эффективных механизмов управления материально-техническим снабжением;
· использования новых прогрессивных технологий и материалов при производстве;
· постоянного совершенствования системы менеджмента качества.
Менеджмент качества
Модель системы менеджмента качества основывается на процессном подходе и предполагает постоянное совершенствование системы менеджмента качества. На основании регулярного анализа системы менеджмента качества и всех связанных с ней вопросов незамедлительно выделяются необходимые ресурсы и разрешаются возникающие проблемы. Тем самым руководство обеспечивает поддержку развития и постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Руководство предприятия берет на себя обязанность и несет ответственность за профессиональный рост работников завода, улучшение условий труда, развития инициативы, а также обеспечение предприятия материальными и финансовыми ресурсами. Обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента качества и постоянное ее совершенствование являются делом чести каждого работника завода. Данная политика в области качества известна каждому работнику предприятия и является основой для осуществления всех видов деятельности и совершенствования каждого из установленных процессов создания продукции.
Системная поддержка
На предприятии постоянно происходит контроль, измерение и анализ всех процессов. На всех стадиях производства установлен строгий внутризаводской контроль качества — от входного контроля сырья, материалов до выпуска готовой продукции. Отдел качества отслеживает и корректирует внедренные процессы системы менеджмента качества на основе регулярных внутренних проверок, повышая тем самым их эффективность, а также анализирует и совершенствует вместе с персоналом предприятия работоспособность системы. Метрологическая служба обеспечивает функциональную пригодность и требуемую точность средств контроля и средств измерительной техники, используемых на всех этапах производства.
Ориентация на потребителя
Система менеджмента качества распространяется на все подразделения завода, выполняющие закрепленные за каждым из них функции в системе менеджмента качества, а также на предприятиях, которые по договору с данным предприятием выполняют функции:
· маркетинга;
· разработки новых видов продукции на основании изучения потребительского спроса;
· закупки сырья, материалов и комплектующих;
· хранения и доставки сырья, материалов и готовой продукции к месту назначения;
· реализации готовой продукции.
11.4 Сертификация продукции и систем качества.
По определению, данному в Руководстве № 2 Международной организации по сертификации «Стандартизация и смежные виды деятельности – общий словарь», подтверждением соответствия является любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются.
Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации однородной продукции – система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.
Центральный орган системы сертификации – орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.
Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции.
Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее – испытательная лаборатория).
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
- создание условий для деятельности предприятия, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации;
- защита отечественного рынка и интересов потребителей от поступления зарубежной продукции низкого качества;
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
- содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Нормативную сферу государственной сертификации можно представить в виде совокупности сферических уровней (см. рис.).
Сертификация продукции включает:
1. подачу заявки на сертификацию;
2. принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
3. отбор, идентификацию образцов и их испытания;
4. оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
5. анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее – сертификат);
6. выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
7. осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);
8. корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;
9. информацию о результатах сертификации.
11.5 Система стандартизации качества. Международные стандарты.
Стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции.
По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон.
Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг. Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к любой продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации.
Механизм действий стандартизации состоит из четырех этапов: 1. Отбор объекта стандартизации (систематические, повторяющиеся объекты); 2. Моделирование объекта стандартизации (абстрактная модель реального объекта); 3. Оптимизация модели (оптимальная модель стандартизируемого объекта); 4. Стандартизация модели (разработка нормативного документа на базе унифицированной модели).
Органы и службы стандартизации – организации, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Службы стандартизации – специально создаваемые организации (научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации) для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления.
Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации.
Государственные стандарты Российской Федерации включают:
1. обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
2. обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
3. обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.
Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами.
В настоящее время широкое распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:
· МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
· МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
· МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
· МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
· МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;
· МС 8402 терминологический стандарт.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это.
Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами.