Критерии успешного бизнеса

Тема 14 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Цель лекции:усвоение студентами ключевых понятий эффективности, критериев успешного бизнеса, и основных черт эффективного менеджмента.

План лекции

1 Основные понятия и принципы эффективного менеджмента

2 Критерии успешного бизнеса

3 Новые черты эффективного менеджмента

Основные понятия и принципы эффективного менеджмента

Эффективность — это комплексное понятие (четкого, общепринятого определения этого термина нет), описываемое такими характе­ристиками, как целесообразность, результативность, качество, полезность и прочее. Эффективность в системном смысле — характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении определенных критериальных показателей и ограничений. В более узком смысле эффективность системы характеризует соотношения затрат (неких ресурсов) и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, социальной, технологической, экологической эффективности.

Эффективность предполагает возможность оценки, сравнения альтернатив (результатов, путей развития и т.д.) хотя бы в качественных категориях: лучше/хуже, качественно/некачественно и т.д. Оценка и сравнение возможны при наличии критериальных показателей и ограничений. Аспект сравнения очень важен — эффективность не абсолютна для организации, она всегда оценивается с точки зрения как организации, так и общества и в сравнении с другими организациями.

Таким образом, эффективность существует при наличии:

• определенной точки отсчета, базы и критериев для сравнения и
оценки;

• установленной системы (иерархии) целей развития системы;

• установленных ограничений (условий) внутренней и внешней по
отношению к системе среды, которые задают определенный диапазон
развития системы, результатов ее функционирования, альтернатив.

Эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле — это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой систе­мы организации, реализацию целей и стратегий, достижение определенных качественных и количественных экономических результатов Эффективность менеджмента определяется многими аспектами деятельности организации, включая внешние и внутренние характери­стики.

Исследование проблемы эффективности менеджмента организа­ции обусловлено следующими факторами:

• ограниченность экономических ресурсов и/или нерациональность их распределения;

• стремление хозяйствующих субъектов к организационному раз­витию и получению максимального эффекта при наименьших затратах; при этом вопросы оптимальных организационных структур, мотиваций и поведения выдвигаются на первый план;

• предотвращение негативного влияния институциональных систем менеджмента или адаптирование этих систем к новым условиям.
Экономические организации существуют для реализации определенных целей, и количественный результат (эффект) их деятельности является одним из решающих. Следовательно, организация считается
добившейся успеха, если она достигла своей цели.

Эффективное управление организацией — это сложный акт балансирования различных величин и интересов, предполагающий наме­ренные жертвы, когда это необходимо для общего блага организации (и/или окружающей среды). Поэтому управление, нацеленное на ус­пех в сложном динамическом мире, требует к себе определенного под­хода, например ситуационного или интегрированного.

Каким бы ни был избранный критерий, эффективность менедж­мента в динамике характеризует рост организации, т.е. изменение гра­ниц между организациями и между организациями и рынком.

Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовле­творение определенных потребностей сказывается на динамике собст­венных целей организации и отдельных групп ее участников. Для внут­ренней эффективности менеджмента институциональное окружение предстает как естественная среда чисто внешнего свойства. Однако в экономике среда определяется прежде всего выбором, который совер­шают организации в рамках отношений взаимозависимости.

Внешняя эффективность менеджмента показывает, насколько организация соответствует требованиям и ограничениям внешней сре­ды, общества, экономики.

Итак, главным признаком эффективности менеджмента является степень достижения целей деятельности организации.

Достижение любых целей требует определенной деятельности сотрудников организации, т.е. совокупности поступков, активного пове­дения. Деятельность характеризуется такими чертами, как простран­ственно-временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т.п.

Следует отметить, что эффективность по отношению к организации (бизнесу) включает как минимум две стороны:

• эффективность основной деятельности (производственной), т.с
эффективность бизнеса по затратам и результатам производственно
экономической, финансовой, маркетинговой и прочих направлении
деятельности, т.е. оценка того, что делает организация;

• эффективность системы управления организацией(по сути эффективность менеджмента), т.е. оценка достижения организацией соответствующих результатов.

Желание добиться успеха (эффективности) характерно для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Основными составляющими успеха организации являются:

• выживание организации;

• результативность и эффективность организации;

• производительность;

• практическая реализация управленческих решений;

• обобщение;

• необходимость ситуационного подхода.

Вопросы оценки эффективности менеджмента являются центральными в менеджменте. Поскольку цели каждой конкретной организации весьма различны, то цель менеджмента организации — повышение его эффективности.

Обобщающим показателем эффективности менеджмента можно считать стоимость бизнеса и ее динамику.

Критерии успешного бизнеса

Каждый человек в определенном смысле менеджер чего-либо Всякий взрослый ответствен за управление своим домохозяйством, бюджетом, судьбой и даже жизнью. Принципы менеджмента используются в процессе любых будничных дел. Любой человек создает планы для управления своей жизнью, так же как и в бизнесе. Разве вы не сталкиваетесь с необходимостью планировать свое будущее, организовывать ресурсы для его достижения, оценивать результаты и успехи? Это абсолютно такая же структура деятельности, какую осуществляет ме­неджер крупной фирмы. Чем раньше и лучше вы изучите принципы менеджмента, тем более продуктивна будет ваша жизнь. Знания ме­неджмента нужны каждому человеку.

Реальный менеджер всегда уверен в себе. Это значит, что он способен самостоятельно управлять своей деятельностью, он видит и понимает проблемы, находит лучшие решения и предпринимает соответствующие действия. Он готов отвечать за все, что происходит в области его компетенции.

Организация, как правило, имеет многослойную структуру. Любой человек, работающий в организации, знает ее уровни. На каждом уров­не есть менеджер, в задачи которого входит согласование деятельности подчиненных ему людей. Однако независимо от уровня, на котором менеджер функционирует, он применяет одни и те же принципы ме­неджмента и одинаковые с процедурно - профессиональной точки зре­ния процессы для достижения результатов. Чем выше уровень управления, тем большее влияние оказывает менеджер на решения и несет большую ответственность. В этом главное различие высшего, среднего и низшего уровней менеджмента.

Примером менеджера низшего уровня может служить менеджер производственной линии — мастер, бригадир, начальник участка. Они руководят деятельностью ограниченного числа людей и находятся в сфере непосредственного производства продукта.

Менеджер среднего уровня возглавляет отдельное подразделение, работники которого выполняют комплекс производственных функций. Это может быть начальник цеха или руководитель иной организационно-производственной единицы. На этом уровне уже происходит деление менеджеров на линейных и функциональных. Первые не­сут полную ответственность за работу подразделения, вторые — только за определенную функцию. К функциональным менеджерам относятся начальник бухгалтерии, отдела технического контроля и других по­добных подразделений. Менеджеры среднего уровня нуждаются в определенном образовании, специальной подготовке и освоенном опыте управленческой деятельности. Менеджер верхнего уровня — линейный или функциональный: руководитель, масштабы управления кото­рого распространяются на всю организацию в целом. Во многих фир­мах к представителям высшего менеджмента относятся вице-пре­зиденты, ответственные за определенные направления деятельности, такие как управление персоналом, маркетинг, управление производством, управление финансами и прочие. Как правило, на этом уровне оп­ределяются цели организации, общая структура управления и стратегические планы. Менеджеры верхнего уровня должны улавливать и понимать тенденции развития экономики, научно-технического про­гресса, социологии. Роль образования в деятельности таких менеджеров резко повышается.

Менеджер должен использовать ресурсы эффективным способом. Это означает, что он ответствен за расход ресурсов, которые переданы в его полномочия и которые надо использовать в такой комбинации, чтобы произвести наибольший объем продукции или услуг с наименьшими затратами. Важно понимать, что перед менеджером постоянно стоят проблемы снижения уровня затрат и максимального увеличении прибыли для фирмы. В рыночной экономике работа менеджера фирмы измеряется прибыльностью.

Прибыль —это награда, которую фирма получает в результате эффективного использования ресурсов для производства продукта, если он продается на рынке по цене выше затрат и таким образом создается излишек,, составляющий прибыль. Часть прибыли возвращается в фирму как рабочий капитал для улучшения и расширения технологии и роста фирмы. Другая часть выплачивается владельцам фирмы как вознаграждение за риск, который сопряжен с созданием предприятия

В процессе работы менеджер должен быть всегда готов к использованию новых технологий, улучшению работы, поиску новых организационных форм. Это необходимо не только в самом производстве, но и для каждого уровня управления фирмой. Абсолютная эффективность деятельности человека недостижима. Но в каждом случае, для каждого периода развития менеджер должен пересмотреть и скорректирует соотношение между ресурсами. Но даже если достигнута желаемая эффективность, она сохраняется только на очень короткое время. Стремление к абсолютной эффективности бесконечно.

Главное в эффективном менеджменте — эффективный бизнес, и поэтому эффективным бизнесом является такой бизнес, в котором доходы явно превышают расходы при доступной степени риска. Доказано, что в основе эффективного бизнеса лежат определенные «краеугольные камни».

Доказано, что в бизнесе важен прежде всего клиент, а не продукции или услуги, не имидж производителя и/или корпорации, не компании и фирмы, не основатели или владельцы.

Следовательно, эффективный бизнес может и должен измеряться и оцениваться так, как товар и услуги оцениваются клиентами.

В данном случае, если мы будем говорить об эффективности, мы должны учитывать, какую продукцию и где мы будем производить. Для примера можно взять сравнение США и Франции. Производство напитка «Coca-Cola» имеет на территории США огромные доходы, на территории Франции компания «Coca-Cola», например, гораздо лучше продает фруктовые соки, чем свой фирменный газированный напиток. В Японии один из самых популярных товаров производителя «Coca-Cola» — кофе из автомата. Но и фруктовые соки, и кофе укладываются в теорию бизнеса и стратегию компании «Coca-Cola». Физически эти напитки не имеют ничего общего с фирменным напитком «Coca-Cola». Но во всех остальных аспектах, в частности как вид 6изнеса, они совершенно одинаковы.

Бизнес эффективен и устойчив только тогда, когда его осуществля­ют профессионалы в области менеджмента — системы научно-практических знаний, накопленных за его 100-летнюю историю. Ме­неджеры-профессионалы должны опираться на опробованные и ус­пешные технологии руководства (управления), освоение которых по­зволяет привлекать новые, модернизировать отработанные, понимая, что работа менеджера — это целенаправленная, плановая деятель­ность, осуществляемая по определенным, хорошо проверенным и до­казавшим свою эффективность правилам. Предметом менеджмента и являются эти правила основных функций и их элементов.

Для успешного менеджера должны стать нормой постоянное стремление к самосовершенствованию и совершенствованию процес­са управления фирмой, глубокое понимание сути бизнеса, которым он занимается, работа на конечный результат в условиях ограниченно­сти ресурсов и непредсказуемости внешней среды, овладение совре­менными социально-экономическими и психологическими методами управления и умение реализовать эти знания: знания и навыки долж­ны быть соединены в нем в единое целое.

Еще труднее сформулировать, из-за непредсказуемости внешней среды требования к менеджеру будущего. Тем не менее, менеджер XXI в. — это лидер. А успешный менеджер должен еще и уметь риско­вать, легко переносить перегрузки, быть динамичным и уметь руково­дить и добиваться успеха в экстремальных (критических) ситуациях, уметь управлять организационными изменениями.

Наши рекомендации