Основные характеристики качества менеджмента
Тема 17. Эффективность менеджмента организации.
Обобщающие характеристики качества менеджмента
Основные подходы и критерии (показатели) оценки эффективности менеджмента.
Показатели экономической эффективности менеджмента.
Показатели социальной эффективности менеджмента.
Социальная ответственность и этика менеджера.
Основные характеристики качества менеджмента
В условиях глубоких качественных преобразований экономики и всей системы общественных отношений проблема эффективности менеджмента приобретает особую актуальность и остроту. Эффективность управления всегда является относительной величиной и представляет собой характеристику результативности деятельности конкретной управляющей системы.
По мнению известного исследователя в области теории менеджмента Питера Друкера:
· результативность является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи (doing the right things);
· эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи (doint things right).
Иными словами, под эффективностью менеджмента понимается его качество, обеспечивающее организации достижение намеченных целей. Количественно эффективность менеджмента определяется как отношение результата к необходимым для этого затратам.
Содержание понятия «качество системы управления / менеджмента» обусловлено сущностью процессов управления по выработке средств и методов взаимодействия элементов системы между собой и внешней средой, их соответствием потребностям производства с учетом прогрессивных мировых и отечественных тенденций развития экономики и управления.
Под качеством менеджмента понимается совокупность показателей, определяющих степень соответствия результатов деятельности организации в целом, ее подразделений и отдельных исполнителей производственно-хозяйственным и социальным задачам, стоящим перед организацией.
Основные характеристики, в которых в наибольшей степени отражено качество системы управления:
Социально-экономические:
■ место организации в мировом или национальном рейтинге (по профилирующей продукции или виду деятельности);
■ имидж фирмы (критерий — привлекательность);
■ конкурентное преимущество (критерий — способность развития). Финансово-экономические:
■ экономичность (критерий — минимум затрат);
■ рентабельность (критерий — максимум отдачи ресурсов);
■ прибыльность (критерий — обеспеченность развития). Информационно-технологические:
■ инновационность (критерий — период смены изделий);
■ информационная вооруженность (критерий — интеллект).
Организационные:
■' организованность (критерий — отсутствие сбоев); » адаптивность (критерий — гибкость связей);
■ уровень интеграции (критерий — способность воспроизводства);
■ уровень диверсификации (критерий — максимизация использования потенциала);
■ уровень децентрализации (критерий — предприимчивость, инициативность персонала).
Социально-психологические:
■ стиль руководства (критерий — минимизация конфликтных ситуаций);
■ соотношение формальных и неформальных структур (критерий — совместимость, лидерство);
■ этичность (критерий — минимизация нарушений);
■ профессионализм кадров (критерий — профессиональный рост, положительная динамика результатов деятельности).
Таким образом, под качеством менеджмента понимается совокупность существенных свойств, характеризующих способность системы управления удовлетворять потребности производства, формировать условия и ресурсы развития.
Наиболее характерными формами понятия «качество менеджмента» выступают:
· качество управленческого труда;
· качество персонала, (профессионализм);
· качество ресурсов и потенциала управления;
· качество процессов управления, содержание которых определяется сферой или видом управляемой деятельности (производство, маркетинг, финансы);
· качество системы управления.
Качество как базовая характеристика менеджмента, взаимосвязано с другими обобщающими характеристиками менеджмента (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь качества с другими обобщающими характеристиками менеджмента
Содержание результативности связывается с реализацией целей менеджмента и результативностью деятельности управляемого объекта за определенный период времени.
Цель менеджмента обусловлена социально-экономической потребностью общества и экономики в целом. Следовательно, конечный результат, прогнозируемый в общей цели социально-экономической системы, в том числе в производственно-хозяйственной, всегда имеет социальную форму в виде удовлетворения определенной потребности, на которую ориентирована данная система. Поэтому конечный результат можно трактовать как уровень удовлетворенности социально-экономической потребности общества в том или ином виде продукции или услуг (рис.2).
Рис. 2. Обусловленность результативности организации
Устойчивость развития связана с оценкой уровня достижения (или недостижения) цели, определением величин неудовлетворенной и потенциальной потребности. В организации, как производственно-хозяйственной системе, кроме непосредственно производственной имеется инновационная, маркетинговая, финансовая, социальная деятельность, результативность которой определяется уровнем достижения функциональных целей:
· инновационный результат — масштаб новшеств;
· финансовый результат — величина или динамика прибыли;
· социальный результат — уровень жизни работников и его динамика;
· маркетинговый результат — доля нового рынка или расширение имеющегося.
Таким образом, результативность менеджмента — способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленной цели, удовлетворяющих определенную социально-экономическую потребность и создающих условия для устойчивого развития социально-экономической системы.
На латинском языке effectivus означает действенный, дающий определенный эффект. В смысловом отношении эффективность связана с результативностью работы (действия) и экономичностью, т.е. минимальным объемом затрат для выполнения данной работы (действия).
Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами.
Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление (рис. 3).
Экономический смысл эффективности менеджмента — в обеспечении наибольшего экономического эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.
Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.
Рис. 3.Формирование эффекта менеджмента
Характерные особенности оценки эффективности менеджмента:
· во-первых, результат может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным, отдаленным);
· во-вторых, результат может принести одновременно социально-экономический, социально-психологический и социально-организационный и другой эффект;
· в-третьих, мы можем получить исключительно экономический, производственный эффект. Социальный и экономический эффект находятся в постоянном противоречии. Рост социального эффекта может вызывать снижение экономического эффекта и наоборот.
Эффективность менеджмента (управления) - это результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления (организации в целом и её подразделений), так и субъекта управления (собственно управленческой деятельности), причем эти показатели имеют количественные и качественные характеристики.
Из определения эффективности управления следует, что её можно рассматривать в:
· широком смысле - эффективность функционирования управляемой системы в целом и (или) её элементов;
· узком смысле - результативность собственно управленческой деятельности.
Распределение ресурсов, их структура выступают важными факторами эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов позволяет выявлять реальные возможности и способы достижения цели (рис. 4).
Рис. 4.Состав основных ресурсов менеджмента
Современная теория управления определяет следующие виды эффективности менеджмента:
■ по средствам воздействия — целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
■ по содержанию эффекта — экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
■ по уровню проявления эффекта — народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
■ по формам эффективности — деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
■ по стадиям развития систем менеджмента — формирования, становления, антикризисного управления, реформирования, реструктуризации;
■ по видам систем менеджмента — маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.
Эффективность менеджмента оценивается по следующим направлениям:
■ постановка и обоснование цели оценки;
■ выбор критерия и показателей оценки;
■ соизмерение цели социально-экономической системы и потребности в данном виде продукции;
■ соизмерение цели и конечного результата;
■ соизмерение конечного результата и потребности;
■ определение результативности менеджмента;
■ определение ресурсообеспеченности цели;
■ соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбережение);
■ определение величины экономического эффекта;
■ отношение экономического эффекта к величине каждого вида использованных ресурсов;
■ отношение экономического эффекта к величине затрат на управление;
■ отношение величины каждого вида использованных ресурсов к величине соответствующего потенциала;
■ определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления;
■ определение величины использования каждого вида потенциала: ресурсного, организационного, информационного, научно-технического, экологического, кадрового;
■ определение эффектов: социального, научно-инновационного, экологического, организационного;
■ определение эффективности использования каждого вида потенциала социально-экономической системы.
В конечном итоге, как критериальный признак развития менеджмента можно определить конкурентоспособность. Конкурентоспособность менеджмента - способность системы менеджмента вырабатывать и поддерживать конкурентные преимущества предприятия в области эффективных методов и форм организации управления, прогрессивных систем мотивации работников, профессионализма персонала и др.