Понятие, виды и процесс мотивации
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему мотивации персонала. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Мотивация человекак деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека. Они представляют сложную систему взаимодействия, в результате чего различные люди совершенно по-разному реагируют на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.
Мотивация– это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться с течением времени.
Мотивация – это сила, побуждающая к действиям. Это процесс создания условий, оказывающих воздействие на поведение человека.
Мотивация ориентирована на процесс и имеет отношение к выбору поведения, направлению усилий, целям и вознаграждению, на которое рассчитывают в результате выполнения работы.
Мотивация – это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности, с определённой степенью настойчивости, в направлении достижения определённых целей.
Для раскрытия понятия «мотивация» необходимо разграничить такие понятия, как потребность, мотив, стимул.
Потребности– это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления
Мотив– это то, что вызывает определенные действия человека, внутренняя причина, заставляющая человека действовать (не только что надо сделать, но и как). Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
К мотивам относятся желания:
1) материального благополучия;
2) самостоятельности;
3) надежности (стабильности);
4) справедливости;
5) состязательности;
6) самореализации (проявление собственной значимости);
7) самоутверждения (осознание собственной значимости);
8) служения ближнему (педагоги, врачи) и др.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью. У каждого человека есть своя мотивационная структура.Это основа осуществления человеком определенных действий. Мотивационная структура обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться в процессе воспитания и образования.
Мотивирование– это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы.
Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий и знаний для его осуществления.
Стимулывыполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование.
В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определённых действий.
Мотивация оказывает воздействие на такие характеристики деятельности человека, как усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность.
Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию.
В первом случае мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей. Примером такого рода мотивации могут быть стремление к достижению, стремление к завершению работы, стремление к познанию, желание побороться, страх и т.п. Внутренняя мотивация представляет собой личные цели субъекта – потребности, интересы, ценности.
Во втором случае мотивы деятельности по решению задачи вызываются воздействием субъекта извне путем принуждения или договора об обмене результата деятельности работника на блага. Например, оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п.
Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя, также подразделяется на внешнее и внутреннее.
Внутреннее вознаграждение даёт сама работа (чувство значимости выполняемой работы, дружба и общение, возникающие во время работы).
Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а даётся организацией (зарплата, продвижение по службе).
Виды вознаграждений:
· экономические (зарплата, премии, льготы);
· престижные (должность, титул, звание);
· содержательные (удовлетворенность работой).
Для того, чтобы грамотно мотивировать сотрудников и управлять этим процессом, следует выявлять и учитывать типы мотивации работников:
1. «Инструментально» мотивированный работник – работник, ориентированный на «голый» заработок.
2. Профессионально мотивированный работник – важнейшим условием профессиональной деятельности считает реализацию и развитие своих профессиональных способностей, знаний, возможностей.
3. Карьерно мотивированный работник - работник, ориентированный на карьерный рост в организации, зачисление в кадровый резерв.
4. «Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основой его мотивации к труду являются высокие идейные и человеческие ценности.
5. Работник с «хозяйской мотивацией» ориентирован на достижение и приумножение собственности, богатства, материальных благ и т.п.
6. Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ, не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
Мотивация как процесс может быть представлена в виде 6 стадий:
1. Возникновение потребностей.
2. Поиск путей устранения потребностей (можно удовлетворить, подавить, не замечать).
3. Определение целей или направлений действий.
На данной стадии происходит увязка четырёх моментов:
a. что я должен получить, чтобы устранить потребность?
b. что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю?
c. в какой мере я могу добиться того, чего желаю?
d. насколько то, что я могу получить, может устранить потребность?
4. Осуществление действия.
5. Получение вознаграждения за осуществлённые действия (результат: усиление, ослабление мотивации).
6. Устранение потребности.