Организационная самодиагностика

Проблемы предприятия и даже их симптомы далеко не всегда самоочевидны для руководителя. Часто существующий порядок вещей принимается как оптимальный, из-за отсутствия критериев сравнения, иногда за проблему принимаются ее отдельные следствия. Значительная часть проблем лежит в области управления, которую руководителю трудно диагностировать самому.

В силу ряда психологических причин, затруднено и проведение руководителем диагностики ситуации с помощью опроса персонала.

Методы самодиагностики, которых мы коснёмся, хотя и дают результат, но подразумевают афиширование руководителем своих сомнений, в некотором роде, выдачу авансов: опрос, проводимый руководителем, обязывает его к принятию мер.

Если проблема стоит остро, такой опрос может послужить толчком к развитию конфликта.

Методы организационной самодиагностики.

Консультант предлагает руководителю отобрать сотрудников, на мнение которых он больше всего полагается, которым он больше всего доверяет. Обычно это 8-15 человек.

В течение 3-4 часов консультант применяет разные методы и процедуры, с помощью которых участники этой группы сами оценивают состояние разных сторон своей организации.

МЕТОД "МЕТАФОРА» - графическое отображение образного представления сотрудниками своей компании.

Решаемые задачи:

-войти в контакт с руководящим составом и наиболее активными сотрудниками;

-получить первое представление о ее проблемах;

-вовлечь руководителей и других сотрудников в консультационный процесс;

-преодолеть напряженность и дистанцию в отношениях между консультантом и клиентской организацией, которые на первых порах неизбежны.

Порядок проведения по методу «Метафора».

Обсудите с главой организации целесообразность и возможность анализа проблемных точек его организации.

Важно!!! Руководитель должен быть готов к тому, что эти процедуры дают картину не только преимуществ, но и недостатков, упущений в том числе и со стороны руководителя.

ЗАДАНИЕ. Нарисуйте образ своей организации как вы ее видите — сугубо индивидуально и анонимно. Это могут быть предметы и абстракции, самое важное чтобы можно было понять что вы имели в виду.

После выполнения задания рисунки участников перемешиваются чтобы обеспечить анонимность автора и поочередно вывешиваются на стене.

Участники вместе с консультантом интерпретируют каждый из полученных рисунков, отвечая на вопрос: как автор данного рисунка видит ситуацию на нашей фирме?

Затем рисунки группируются на стене и все вместе приходят к каким-то выводам.

Анализ изображений по методу «Метафора».

1. Вывешивая рисунки по одному мы совместно с участниками анализируем их и распределяем по группам.

Например: по критериям драматично – благодушно

2. Анализируем получившиеся группы.

2.1 Преобладание солнца, цветов, стремительного плаванья, кораблей – Беспроблемность. Здесь следует поделиться беспокойством – нет организаций без трудностей, возможно они не улавливаются руководством по слабым сигналам?

2.2 Преобладание массивных башен, пирамид, зданий, квадратных и прямоугольных схем, прямых линий, замкнутых окружностей, вертикалей и т.п. – Нет динамики. Здесь следует спросить: Почему все так неподвижно, застой, отсутствие стратегии, есть ли нововведения?

2.3 Преобладание офисных сцен, рабочих мест, намеков на сложности в

отношениях со смежными подразделениями, рассогласованности по вертикали и горизонтали, технологических атрибутов .характеризующую жизнь внутри организации – НЕТ клиентоориентированности.

Важно задать вопрос: Что значит отсутствие клиента?

2.4 Преобладание разорванных блоков, оторванных вершин, молний, пустот с язычками воды или огня, квадраты с разнонаправленными стрелками, люди разделенные преградами или спиной к друг другу и т.п. – Дезинтеграция. Следует спросит, почему прослеживаются разные интересы, нет единства целей, замкнутость на собственных функциях, рассогласование по вертикали и горизонтали?

Важно!!! Обострение ситуации вопросами консультанта, возможно только привести к неуправляемым процессам агрессии группы и отторжению консультанта.

Метод «Крестовина» - это анализ сотрудниками ценностей своей организации.

Пусть каждый участник в течение 10 минут на своём листе цветным ярким фломастером (за исключением красного) удлинит или укоротит стрелки в соответствии с написанным там заданием.

Задание выполняется индивидуально, без обсуждения с окружающими. После того, как задание будет выполнено, кто-то один красным фломастером соединяет концы стрелок на каждом листке, и все листки вывешиваются на одной стене.

Вы видите трапеции разного вида.

ЗАДАНИЕ

Что преобладает в Вашей организации?

Удлините или укоротите стрелки в каждом квадранте в соответствии со сравнительной силой названных там признаков применительно к Вашей организации:

Сосредоточенность на внутриорганизационных проблемах;

-Инновационность, инициативность персонала;

-Дистанция власти, иерархичность;

-Ориентация на рынок, на клиента.

Метод «Крестовина»

Наши рекомендации