Система методов управления

Задание 21.Заполните таблицу приведенную ниже.

Таблица 6 - Характеристика основных методов управления

Наименование Описание Преимущества Недостатки
Организационно-распорядительные методы      
Экономические методы        
Социально-психологические методы      

Задание 22.Определите характеристики методов управления. Для этого в таблице укажите, к какому методу управления (экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические) относится соответствующаяхарактеристика.

Таблица 4 - Различия между методами управления

Характеристики методов управления Метод управления
Способ воздействия Принуждение  
Побуждение  
Убеждение  
Основа применения Достижение психологического комфорта  
Угроза наказания  
Возможность увеличить доход  
Подходы к реализации Адаптивные к ситуации  
Адаптивные к личности  
Жесткие  
Требования к объекту Исполнительность  
Организованность  
Профессионализм  
Умение работать в команде  
Инициативность  

Процесс принятия управленческих решений

Организационное решение— это выбор, который должен сделатьруководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Управленческое решение — это выбор наилучшей альтернативыиз числа возможных, предполагающей набор эффективныхдействий по совершенствованию организации управления предприятием.

Классификация управленческих решений

1. Группировка в соответствии со степенью структурированности выделяют:

а) программируемые – высоко структурируемые;

б) непрограммируемые – слабо структурируемые, требующие разного подхода к разработке и реализации.

2. По содержанию:

а) экономические;

б) социальные;

в) технические;

г) организационные.

3. По количеству целей решения делят на:

а) моноцелевые

б) многоцелевые

4. По длительности действия:

а) стратегические;

б) тактические;

в) оперативные.

5. Управленческие решения можно различать по способу принять решения на

а) индивидуальные;

б) групповые.

6. По уровню принятия решения можно разделить на

а) общие, относящиеся ко всей организации в целом и принимаемы на самом высоком уровне управленческой иерархии;

б) частные, относящиеся к структурным подразделениям, функциональным службам и отдельным работникам.

Этапы принятия решений:

1. Диагностика проблемы. Определение проблемы включает: выявление симптомов; формулировку возможных причин или базовых проблем, лежащих в основесимптомов; выявление альтернативных действий, которые может предпринять лицо, принимающее решение, для разрешения проблем.

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Многие возможные решения проблем организации небудут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений.

3. Определение альтернатив — это формулирование набора альтернативных решений, т. е. вариантов решения проблемы.

4. Оценка альтернатив. При оценке решений руководитель определяет достоинства инедостатки каждого из них, и возможные последствия.

5. Выбор альтернативы. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями, поскольку самое лучшее решениене всегда можно выбрать из-за нехватки времени и информации.

6. Реализация. Для разрешения проблемы или извлечения выгодыиз имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает.

7.Обратная связь — поступление данных о том, что происходилодо и после реализации решения — позволяет руководителю скорректировать решение, пока организации еще не нанесен значительныйущерб. Оценка решения руководством выполняется с помощью функции контроля.

Практические задания

Задание 23.Прочитайте ситуацию и ответьте на вопросы

Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла наконец окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной «текучкой» начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе. Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе - все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой «жилки», энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей. Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна восприняла внешне спокойно.

Другой кандидатурой на должность заместителя, как считала Татьяна Михайловна, являлась Надежда, которая после окончания ВУЗа работала в ее отделе около двух лет. С первых дней своей трудовой деятельности Надежда быстро «вписалась» в женский коллектив отдела. Обладая острым умом и будучи чрезвычайно динамичной, Надежда очень скоро стала квалифицированным работником. Татьяна Михайловна полагала, что Надежде не хватало лишь усидчивости. Неоднократно по собственной инициативе Надежда предлагала Татьяне Михайловне оригинальные решения возникающих перед отделом проблем, с помощью которых удавалось достичь значительных результатов.

Вопросы:

1. Кому, по вашему мнению, следует отдать предпочтение врешении вопроса о заместителе отдела: подруге Елене Николаевнеили молодой сотруднице Надежде?

2. Объясните свое решение, постараясь «взвесить» достоинстваи недостатки каждой кандидатуры.

3. Какими качествами прежде всего должен обладать менеджер?

Задание 24.Прочитайте ситуацию и ответьте на вопрос.

Николай С, проработав в страховой компании около года вдолжности экономиста, был назначен на должность руководителяотдела страхования гражданской ответственности. Этому способствовалряд важных обстоятельств, которые учитывалисьруководством компании при принятии такого решения.Николай С. имел хорошее базовое образование, знал иностранныеязыки, был коммуникабелен, энергичен, исполнителен.За время работы в компании он очень вырос как специалист,продемонстрировав незаурядные способности. Однако первый жерабочий день Николая С. в качестве руководителя не удался. Еслив целом коллектив отдела встретил его доброжелательно, но однаиз опытных сотрудниц Валентина Григорьевна демонстративноотказалась признать нового руководителя. В ответ на просьбуНиколая С, которую он адресовал всем сотрудникам, о представленииему для ознакомления отчетов о работе за минувший месяц,Валентина Григорьевна заявила следующее:«Я работаю в отделе двадцать лет. Ваш предшественник напосту руководителя отдела Иван Михайлович, которого мы недавнос почестями проводили на пенсию, никогда не проверялмою работу. Он всегда был уверен в моей квалификации и исполнительности.За работу, которую я выполняла в эти годы, менянеоднократно поощряли. Недоверие ко мне как к специалисту свашей стороны меня оскорбляет».

Вопрос:Какое решение должен принять начальник отдела Николай С?

Задание 25.Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

1.Вы - главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение - подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой - это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь между курением и онкологическими заболеваниями. Каково будет ваше решение? Подпишите вы новый контракт или нет? Почему?

2.Вы - менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно - пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара.

Какое решение вы примете? Сделаете такую надпись или нет? Почему?

3.Вы - менеджер на фирме, производящей программные продукты для ПЭВМ. На одной из презентаций вы знакомитесь с молодой дамой (молодым человеком), которая(ый) недавно была (был) управляющей(им) на фирме-конкуренте. По какой-то причине она (он) была (был) уволена(ен) и, теперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать или, наоборот, принять ухажи­вания. Или можете взять ее (его) на работу. В ином случае, можете просто пообещать взять ее (его) на работу. Обида так сильна, что она (он) с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента. Пойдете ли вы на тот, или иной шаг? Почему?

4.Вы - менеджер из крупной компании по продаже автомобилей. Компания имеет широкую сеть дилеров. Недавно у одного из них, работающего на важной сбытовой территории, начались неурядицы в семье. Дело идет к разводу, но дилер пытается приостановить и изменить решение, принятое его женой. В недалеком прошлом это был один из самых опытных и результативных продавцов вашей фирмы и имел торговую привилегию. Удастся ли ему сохранить семью, как скоро войдет в норму его семейная жизнь? Сейчас же большое количество продаж теряется. Вы как менеджер имеете юридическую возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как вы поступите? Почему?

5.Вы - менеджер по производству на фирме, выпускающей холодильники. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своим холодильникам свойство, которого в ваших холодильниках нет, но которое окажет большое влияние на сбыт. Например, в холодильниках «NO FROST» теперь можно хранить продукты не только в вакуумной упаковке, но и обычные, не боясь их усыхания. На ежегодной специализированной выставке фирмы-конкурента будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих дилеров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достигнуто. Вы можете послать своего сотрудника на этот прием под видом нового дилера, чтобы узнать о нововведении.

Пойдете ли вы на такой шаг? Почему?

6.Вы - главный менеджер известной фирмы, и изо всех сил стараетесь добиться заключения выгодного контракта на большую сумму продаж с одной компанией. В ходе переговоров узнаете, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У вас нет желания брать его к себе на работу, но если вы намекнете ему об этой возможности, он скорее всего передаст заказ именно вам.

Как поступите вы? Почему?

7.Вы - менеджер по маркетингу и хотите сделать выборочный опрос потребителей об их реакциях на товар конкурента. Для этого вы должны провести опрос якобы от лица несуществующего «Института маркетинга и конъюнктуры рынка». Сделаете ли вы такой опрос? Почему?

8.Вы - менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претендентов мужчин на эту должность. Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы.

Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?

9.Вы - менеджер фирмы, выпускающей средства по уходу за волосами. Фирма приступила к выпуску нового шампуня, препятствующего образованию перхоти и эффективного даже при разовом применении. Однако специалист по маркетингу вашей фирмы рекомендует в инструкции на этикетке указать, что шампунь следует применять дважды при каждом мытье головы. Дополнительного эффекта потребитель не получит, но шампунь будет расходоваться в два раза быстрее, и, следовательно, увеличится объем продаж. Что вы предпримите? Почему?

Задание 26.Прочитайте ситуацию и ответьте на вопросы.

Типография «Поли+» получает крупную сумму денег - $60 000 от должников. Руководство предприятия должно решить следующую проблему: оплатить задолженность персоналу по зарплате за 2 месяца, либо вложить средства в покупку оборудования.

«Поли+» - типография среднего масштаба, ориентирована на печать книжно-журнальной продукции. Спрос на данную продукцию падает, и поэтому большая часть оборудования простаивает. Чтобы выжить, предприятию необходимо поменять профиль (делать это можно постепенно).

По маркетинговым исследованиям наиболее выгодной в настоящее время является печать этикеток и упаковочной продукции. Для того маркетинговый отдел предлагает купить рулонную флексографическую машину производства фирмы «Propheteer». Оплата будет производиться в течение 5 лет, и первый взнос составит $60 000. Маркетинговый отдел считает, что купить данную машину необходимо сейчас, потом будет поздно, кроме того, неизвестно, сумеет предприятие достать такие деньги, поскольку количество заказов на книжно-журнальную продукцию падает. В отечественном налогообложении существует льгота, по которой налогооблагаемая прибыль предприятий уменьшается на сумму затрат, направленных на капиталовложения.

Однако профсоюз настаивает на оплате задолженности персоналу по зарплате за 2 месяца в размере $40 000. Работники не намерены больше работать бесплатно, и собираются устроить забастовку, если их требование не будет выполнено, и предприятие понесет убытки.

Задание:

Наши рекомендации