Понятие инноваций и их роль в развитии организации

Под инновацией (англ. тпоуагдоп — нововведение, новшество, нова­торство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «ин­новация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобре­тение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента приня­тия к внедрению новшество приобретает иное качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением нов­шества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется ин­новационным лагом.

Понятие инновации как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. инноваций:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-техни­ческом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация опре­деляется как конечный результат инновационной деятельности, по­лучивший воплощение в виде: 1) нового или усовершенствованного про­дукта, внедренного на рынке; 2) нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельно­сти; 3) нового подхода к социальным услугам1.

1 См.: Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. М., 1996. С. 30-31.

Девиз инновации — «новое и иное» — характеризует многоликость этого понятия. Так, например, инновация в сфере услуг — это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, по­ведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изоб­ретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа «молния», шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое. Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать по сво­ему значению с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально в самой сущности изменило экономику. Иннова­ция — это новая ценность для потребителя, она должна отвечать его нуж­дам и желаниям.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются ее новизна, производственная применимость (экономическая обоснован­ность), а также она обязательно должна отвечать запросам потребителей. Систематическая инновация состоит в целенаправленном организо­ванном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможно­стей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности пред­приятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. Но степени новизны:

—радикальные (базисные) инновации, которые реализуют откры­тия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

—улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

—модификационные, направленные на частичное улучшение уста­ревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. Но объекту применения:

—продуктовые инновации, ориентированные на производство и ис­пользование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабри­катов, комплектующих;

—технологические инновации, нацеленные на создание и примене­ние новой технологии;

—процессные инновации, ориентированные на создание и функцио­нирование новых организационных структур как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

—комплексные, представляющие сочетание различных инноваций.

3. По масштабу применения:

—отраслевые;

—межотраслевые;

—региональные;

—в рамках предприятия (фирмы).

4. Но причинам возникновения:

—реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выжи­вание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурен­тами;

—стратегические инновации — это инновации, реализация кото­рых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных пре­имуществ в перспективе.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преоб­разования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменя­емость новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. Практи­чески развитые страны перешли на инновационный путь развития, когда новшества пронизывают все стороны деятельности организаций и обес­печивают неуклонный рост конкурентоспособности продукции. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода на современный уровень производства, эта роль особенно велика.

Дело в том, что возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений; во-вторых, необходи­мостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления проблем и выхода на траекторию устойчивого роста. Рассмотрим коротко эти положения.

В условиях рыночной экономики конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продук­ции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции являет­ся стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать более совершенную технологию и организацию производ­ства, повышать качество продукции и услуг, обеспечивать успех и эф­фективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого является поиск и реализация инноваций.

Так, один из классиков экономической теории А. Маршалл вы­сказывался о предпринимательстве как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Как это ни странно может показаться на пер­вый взгляд, говоря о главном свойстве рыночной экономики, он обра­щал внимание не на конкуренцию, а на другое качество рыночной эконо­мики — «свободу производства и предпринимательства».

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс — от производства до потребления. А ведь сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, именно оно является реальным двигателем про­гресса.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то решение этой задачи просто немыслимо иначе как на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, реши­тельного обновления форм и методов работы.

В нашей стране наблюдается гигантское перепотребление природ­ных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лес­ном хозяйстве и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на едини­цу конечной продукции в России больше по сравнению с Японией и Германией в 3 раза, по сравнению с США — в 2 раза. По затратам лес­ных ресурсов на 1 т бумаги Россия превышает развитые страны в 4—6 раз1. Эти данные убедительно показывают гигантскую «прожорливость» и затратный характер экономики нашей страны. В этих условиях если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то мы вновь попадем в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу ин­вестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энерго­носителей. Совершенно очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики задач решающая роль принадлежит пред­принимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инно­ваций, ибо все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творче­ского подхода.

Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Такие инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию,

1 См.: Шансы российской экономики. М. : ТЕИС, 1997. С. 362.

а следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести прежде всего новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства про­дукции в качественно новое состояние. Новый производственный ап­парат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция (услуги).

Инновационный менеджмент — это совокупность принципов, мето­дов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью организации.

Наши рекомендации