Теории «великого человека»
Теории «великого человека» предполагают, что способность к лидерству является врожденной — что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Термин «великий человек» был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.
Теории «характерных черт»
Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Но если специфические черты — главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос — главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.
Теории «обстоятельств»
Эти теории сосредотачивают свое внимание конкретных ситуациях, и контексте в котором они происходят, это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях. Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций.
Ситуационные теории
Ситуационная теория рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.
Бихевиористские теории
Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.
Теории силы и влияния
Эта теория концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит предположение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации.
Трансакционные теории «Теории Управления»
Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти.
Трансформационные теории
В то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно.
Стиль управления - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций.
Стили управления:
1. Авторитарный (директивный) стиль.Определяется ярко выраженной жаждой личной власти, стремлением к доминированию, манипулированию подчиненными и ситуацией. Менеджер авторитарного стиля рассматривает других людей как средство достижения целей.
Положительные
1. Оперативное решение задач в сложных условиях.
2. Обеспечение дееспособности вновь сформированных коллективов.
3. Организация труда сложных по структуре коллективов (несогласованность неформальных групп, противоречия интересов).
Отрицательные
1. Снижение показателей эффективности труда.
2. Ухудшение трудовой и технической дисциплины.
3. Свертывание творческой инициативы.
4. Ухудшение социально -психологического климата.
5. Текучесть кадров.
2.Демократический (коллегиальный) стиль управления.Демократический стиль определяется коммуникативными навыками руководителя, способностью продуктивного взаимодействия, умением мотивировать и увлекать окружающих общими задачами и целями. Менеджер демократического стиля рассматривает других людей не как средство, а как цель, как важнейшее содержание организационного взаимодействия.
Положительные
1 Благоприятный социально- психологический климат.
2. Творческая атмосфера в коллективе.
3. Благоприятная обстановка интеллектуальной совместной деятельности руководителя и подчиненных.
Отрицательные
1. Снижение эффективности управления в экстремальных условиях.
2. Снижение эффективности при необходимости четкого сосредоточения ответственности на одном человеке.
3. Дополнительные затраты времени на обсуждения.
3.Либеральный (попустительский) стиль управления.Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу.
Положительные
1. Открывается больше возможностей для раскрытия творческой инициативы и новаторства. Отрицательные
1. Коллектив как бы «плывет по воле волн».
2. Плохой контроль за действиями подчиненных.
3. Низкая или неустойчивая эффективность труда.
Тема 6. Управленческие полномочия
План:
1. Понятие управленческих полномочий.
2. Делегирование полномочий.
3. Совершенствование процесса делегирования.
1.
Под полномочиями подразумевается совокупность официальных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации. Ими наделяется подразделение или отдельная должность в связи с выполнением возложенных на них функций.
Под полномочиями также понимают конкретные поручения должностному лицу или группе (постоянные поручения называются служебными обязанностями).
Полномочия определяют границы действий лиц, являющихся их носителями, возможности использования ими ресурсов организации и проч. Рамки полномочий закрепляются уставом, положениями должностных инструкций, устными указаниями и в общем случае сужаются сверху вниз.