Современные подходы к менеджменту

В ходе развития теории управления взгляды на менеджмент претерпевали различные изменения. Многие школы предлагали свое понимание сущности и основных идей управленческой деятельности. Наиболее общим, можно сказать философским, взглядом на менеджмент является подход.

Подход – это главная (концептуальная) идея.

Современные подходы к менеджменту имеют свои особенности. Они рассматривают управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, зависящее от внутреннего состояния и внешнего окружения организации. Такие подходы нередко называют синтетическими.

В менеджменте выделяют следующие современные подходы к управлению, которые внесли большой вклад в развитие теории и практики управления:

Современные подходы к менеджменту
Системный
Ситуационный
Процессный

Ключевые положения современной системы взглядов на менеджмент:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех организации зависит от управления внутренними факторами. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среде.

2. Использование в управлении теории систем, т.е. рассмотрение организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром (важным фактором является воздействие на организацию как на систему окружающей среды и организации на окружающую среду.).

3. Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные внешние факторы.

4. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.

В современном менеджменте различают системный, ситуационный и процессный подходы.

Одним из существенных недостатков школ управления, рассмотренных нами ранее, является то, что они, как правило, концентрировали свое внимание на одном, правда, достаточно важном, аспекте деятельности организации и не рассматривали организацию в целом, как единую систему.

Но, реальность такова, что организация, состоящая более чем из одного участника, представляет собой систему, и, как правило, систему достаточно сложную.

Системный подход к управлению начали применять в конце 50-х годов ХХ в.

Основные представители – американские исследователи Частер Бернард, Питер Друкер, Норберт Виннер, Клод Шеннон.

В соответствии с эти подходом организация рассматривается как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Современное техническое устройство, прибор, изделие – это система, состоящая из взаимосвязанных частей.

Живой организм – это также очень сложная система. Современная организация не менее сложная система, включающая и людей и технику и имеющая специфические особенности.

Считается, что организация имеет такие составляющие части, как структура, задачи, технологии, люди, цели.

Для понимания системы как единого целого, важно знать, что части системы взаимосвязаны и изменение одной из них может повлечь изменения, и достаточно значительные, других ее частей.

Например, снижение качества выпускаемой продукции может повлечь ухудшение позиций на рынке сбыта, уменьшение прибыли, возникновение проблем с кредиторами и т.д.

Как известно, системы бывают открытые и закрытые. Закрытые системы существуют изолированно от внешней среды, они имеют фиксированную границу и функционируют за счет собственных ресурсов, добиваясь осуществления целей независимо от изменений, происходящих во внешней среде.

Открытые системы, в отличие от закрытых, непосредственно связаны с внешней средой многочисленными каналами. Это и сырье, и энергия, и капитал, и трудовые ресурсы, и информация и др.

Организация является сложной (испытывающей воздействие внутренних факторов), открытой (находящейся под воздействием внешних факторов), социотехнической (люди - техника) системой.

Организация, как правило, состоит из подсистем, имеющих свои функции и назначение, которые в свою очередь, являются системами (производственная подсистема, плановая подсистема, кадровая подсистема и др.).

Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны как по вертикали, так и по горизонтали.

Под элементом понимается минимальный неделимый объект.

Основная заслуга системного подхода состоит в том, что он объединил в процессе управления отдельные составляющие системы – подсистемы – в единую систему, каковой является организация.

Он позволил осознать, что управлять надо не только отдельной системой организации, но и всей организацией в целом, принимая во внимание сложные взаимосвязи, существующие внутри системы, и разностороннее ее взаимодействие с окружающей средой.

Системный подход – это не набор каких-то принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к организации. Он требует комплексного решения любых проблем организации.

Наиболее популярной теорией системного подхода является теория «7-С», которую разработали в конце 80-х годов ХХ века Томас Питерс, Роберт Уотерман и др.

Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х годов ХХ в. и вытекает из системного подхода к управлению.

Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении.

Ситуационный подход в менеджменте состоит в том, чтобы увязывать приемы управления и решения с конкретной ситуацией.

При этом рассматривается ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время.

Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому, осуществляя необходимые управленческие действия, менеджеры обязаны исходить из ситуации, в которой они функционируют.

В основу ситуационного подхода положен ситуационный анализ. Только специально проведенный анализ именно той ситуации, которая сложилась для объекта управления именно на момент принятия решения, позволяет профессиональному менеджеру выбрать ту или иную, подчас единственную, конкретную управленческую технологию, метод, прием, решение, приводящие к цели.

Одной из основных задач ситуационного анализа является установление не всех, а именно основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказать не могут.

Ситуации изучаются, систематизируются и для каждой из них вырабатываются свои рекомендации. Например, ситуационный подход исходит из цикличности развития рыночной экономики - подъем, депрессия, кризис. Для каждой ситуации имеется свой сценарий управления. Так, во время кризиса усиливается централизация управления, выход организации из кризиса предполагает смену лидера и т.п.

Рекомендации менеджерампо управлению с точки зрения ситуационного подхода:

- Управленческий персонал должен уметь анализировать ситуацию в зависимости от факторов, которые в тот или иной момент влияют на организацию (какие из них главные и второстепенные, что может произойти при изменении одного или нескольких из них).

- Необходимо выбрать соответствующий вариант действий, который в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации.

- При необходимости в организации должны быть предусмотрены возможности для ее изменений и приспособления к возникающим ситуациям.

- Управление должно привести к соответствующим изменениям, позволяющим приспособиться к сложившейся ситуации.

Процессный подход к управлениювпервые предложили представители школы административного управления (в частности, Анри Файоль), которые пытались описать функции менеджера как независящие один от другого.

Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с эти подходом – это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий – функций управления. В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.

Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций управления:

- планирования;

- организации;

- координации;

- регулирования;

- администрирования;

- мотивации;

- контроля;

- учета;

- анализа;

- и др.

Рассмотренные научные школы и подходы к управлению не отрицают, а взаимно дополняют друг друга, поэтому их научные разработки и рекомендации должны применяться в комплексе с учетом конкретных условий и характера решаемых задач.

Наши рекомендации