Дайте определение логопедии как науки. Раскройте предмет, объект и значимость логопедии.
Дайте определение логопедии как науки. Раскройте предмет, объект и значимость логопедии.
Логопедия- это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушения речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос(слово), падео(воспитываю, обучаю)-и в переводе означает «воспитание правильное речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения- человек(индивидуум), страдающий нарушением речи.
Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.
Методы логопедии
Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.
Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Вторуюгруппу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого- педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметри-ческие примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.
Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).
Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, и др.
Понимание нормы и нарушения речи. Особенности речевых нарушений. Понятия «недоразвитие речи», «общее недоразвитие речи», «задержка речевого развития», «распад речи».
Понимание нормы и нарушения речи.
Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.
Особенности речевых нарушений:
-не соответствуют возрасту говорящего
-не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка
-связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи
-часто оказывают отрицательное воздействие на дальнейшее психическое развитие ребенка
-носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают
- требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Недоразвитие речи – качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи.
Задержка речевого развития – это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.
Распад речи предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга
Нарушения письменной речи.
1.Дислексия — частичное нарушение процесса чтения,проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
2.Дисграфия — частичное нарушение процесса письма,проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Дайте определение логопедии как науки. Раскройте предмет, объект и значимость логопедии.
Логопедия- это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушения речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос(слово), падео(воспитываю, обучаю)-и в переводе означает «воспитание правильное речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения- человек(индивидуум), страдающий нарушением речи.
Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.