Физического воспитания» - 2 часа

По дисциплине: «Физическая культура»

Факультет: Педиатрический

Курс, семестр: III семестр

г. Владикавказ, 2011 г.

Цель лекции:создать представление у студентов-медиков о процессах, протекающих в организме человека и способствующих расширению резервных функциональных возможностей, тренированности.

План лекции:

1. Организм человека как единая биологическая система.

2. Экология здоровья и условия для физического развития. Двигательная активность как фактор взаимодействия организма человека с окружающей средой.

3. Функциональные системы организма.

4. Кровь и кровеносная система.

5. Нервная система.

6. Дыхательная система.

7. Костная система.

8. Мышечная система.

9. Обмен веществ и энергии

10. Система пищеварения и выделения.

11. Эндокринная система.

12. Функциональная активность человека

13. Гипокинезия и гиподинамия.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:

1. Биохимические изменения в костно–мышечной системе тренированного организма человека.

2. Биохимические изменения во внутренних органах и системе крови

тренированного организма человека.

3. Биохимические изменения в ЦНС тренированного человека.

4. Физиологические показатели тренированного организма в покое.

5. Физиологические показатели тренированности при выполнении

стандартной нагрузки.

6. Физиологические показатели тренированности при выполнении

предельной нагрузки.

7. Физиологическая характеристика физиологического «спортивного»

сердца и «бычьего» сердца.

8. Факторы, влияющие на развитие перетренированности.

9. Объективные и субъективные показатели перетренированности.

10.Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к

различным воздействиям.

Список использованной литературы:

1. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов/ под общ. ред.

В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2007.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Учебное пособие для студентов Вузов.

Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. Учебник. – М.; ФиС, 2005.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. 4. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов./Под общ. ред. В.И.Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.

6. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. Учебник. – М.;

ФиС, 2005.

7. Физическая культура: Учебник / Под. ред. Ю. И. Евсеева. Ростов - на -Дону:

Феникс, 2003.

8. Физическая культура и здоровье : учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –

М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.

Организм человека как единая биологическая система

Человеческий организм устроен природой чрезвычайно сложно. Его развитие, само существование происходит под влиянием наследственности и изменяющейся окружающей внешней среды, оказывающей как полезное, так и вредное воздействие.

Жизнедеятельность человеческого организма регулируется автоматически. Посредством приспособительных реакций, обеспечивающих постоянство внутренней среды(гомеостаз)– температура тела, состав крови и др.

Медико-биологические науки (анатомия, физиологи, гигиена и др.), на достижениях которых основывается физическое воспитание, рассматривают человека как сложную саморегулирующуюся биологическую систему.

Для понимания того, как физические упражнения, спортивная тренировка влияют на работоспособность человека, его самочувствие, необходимо иметь представление о строении человеческого тела, закономерностях деятельности отдельных органов и функциональных систем. Организм человека - единство многочисленных органов – мышцы, кости, сердце, головной и спинной мозг, желудок и др. Каждый орган имеет сложное строение и выполняет определенные функции. Совокупность органов, выполняющих общую для

них функцию, называется функциональной системой.Например, кости и их соединения составляют скелет – систему, которая выполняет функцию опоры и движения и функцию защиты внутренних органов. Вместе с мышцами скелет представляет опорно-двигательный аппарат Мышечная система, являясь активной частью двигательного аппарата, обеспечивает функцию движения. Нервная система (головной и спинной мозг и нервы) регулирует деятельность всех систем организма и его взаимосвязь с внешней средой и т.д.

Наши рекомендации