Тема № 10. Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией.- 2 часа

Цель:Формирование знаний о гигиенических основах организации физического воспитания и закаливания детей и подростков, навыков проведения закаливающих процедур и осуществления контроля за физическим воспитанием.

Задания

1. Изучение материала по предлагаемой литературе.

2. Составление схем организации физического воспитания и закаливания для детей различных групп здоровья.

Форма выполнения:учебно-исследовательские задания.

Критерии выполнения:

1.Составить схемы организации физического воспитания и закаливания для детей:

1 группы здоровья – практически здоровых

2 группы здоровья - с миопией слабой степени, задержкой физического развития, часто

и длительно болеющих

3 группы здоровья – со сколиозом

2. При составлении схем должны быть освещены следующие вопросы:

- группы физического воспитания, к которым относятся дети указанных групп здоровья

- средства, формы и методы физического воспитания и закаливания, которые можно использовать

3. Схемы представить в письменном виде, аргументируя каждый из предложенных выше вопросов.

Сроки сдачи:до рубежного контроля по разделу

Критерии оценки:

Критерии качества Оценки
Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетворительно
Количество составленных схем
Полнота охвата вопросов 90- 100% 75-89% 50-74% 0-49%
Характер ошибок и неточностей, допущенных при выполнении заданий Непринципи-альные неточности, исправленные самим студентом Непринципиаль-ные неточности или принципиаль-ные ошибки, исправленные самим студентом Непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправлен-ные студентом с помощью препода-вателя Грубые ошибки
Использованные литературные источники Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, рекомендованные преподавателем Учебники по общей гигие-не, рекомен-дованные преподава-телем
Составление схем Схемы построены самостоятель-но, охватыва-ют все возможные аспекты, аргументиро-ваны Схемы построены самостоятельно, охватывают большинство возможных аспектов, отдельные вопросы требуют обоснования Затруднялся в составлении схем, по отдельным вопросам нуждался в помощи преподавателя Не смог составить схемы без помощи преподавате-ля
           

Литература

Основная:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2001. – С.157-177.

2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. / под ред. Кардашенко В.Н. - М.:Медицина, 1983. –С.74-99.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д : «Феникс».2002.- С.446-463.

Дополнительная:

1. Анамбаева А.И., Алимова Н.Е. Гигиена детей и подростков. Учебно-методическое пособие – Алматы,2007. – С. 37-47.

2. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н.Кардашенко . - М., Медицина: 1988. –С. 197-262.

Контроль:

Вопросы:

1. Физическое воспитание как одно наиболее эффективных средств по сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний в связи анатомо-физиологическими особенностями организма детей.

2. Влияние физического воспитания на состояние здоровья детей, физическое и нервно-психическое развитие, формирование двигательного анализатора и основных физических качеств, неспецифическую устойчивость организма к неблагоприятным факторам, функциональное состояние органов и систем, реакции терморегуляции.

3. Гипокинезия и гиперкинезия, как предпатологические состояния.

4. Принципы физического воспитания. Средства и формы физического воспитания.

5. Организация физического воспитания в детских дошкольных учреждениях и школах. Методы оценки функциональных возможностей организма.

6. Группы физического воспитания.

7. Медицинский контроль за физическим воспитанием.

8. Закаливание, как составная часть физического воспитания. Специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм. Основные принципы закаливания.

9. Специальные закаливающие процедуры: гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение, - и способы их проведения.

Тема № 11. Гигиенические принципы и требования к организации трудового воспитания и обучения. Врачебно-профессиональная консультация подростков- 2 часа

Цель: Формирование знаний о принципах и методах определения профессиональной пригодности подростков и навыков дачи рекомендации по выбору профессии, соответствующей состоянию здоровья и функциональным возможностям подростка.

Задания:

1. Изучение материала по предлагаемой литературе;

2. Составление схем проведения ВПК для здоровых подростков и подростков с хроническими заболеваниями и некоторыми функциональными отклонениями.

Форма выполнения:учебно-исследовательские задания.

Критерии выполнения:

1.Составить схемы проведения ВПК:

· у здоровых подростков

· подростков с нарушениями зрения

· искривлениями позвоночника и плоскостопием

· заболеваниями ЛОР-органов

· функциональными расстройствами центральной нервной системы.

2. При составлении схемы должны быть освещены следующие вопросы:

- сроки проведения ВПК, состав специалистов

- необходимая степень развития ключевых профессионально значимых функций

- более оптимальные для данной профессии индивидуально-типологические свойства высшей нервной деятельности и характеристические особенности личности

- учет возрастных особенностей организма

- особенности профессий, характер требований, предъявляемых тем или иным видом труда к организму

- особенности течения хронических заболеваний и функциональных отклонений при воздействии тех или иных неблагоприятных факторов труда, медицинские противопоказания к работе в профессии

3. Схемы представить в письменном виде, аргументируя каждый из предложенных выше вопросов.

Сроки сдачи:до рубежного контроля по разделу

Критерии оценки:

Критерии качества Оценки
Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетворительно
Количество составленных схем
Полнота охвата вопросов 90- 100% 75-89% 50-74% 0-49%
Характер ошибок и неточностей, допущенных при выполнении заданий Непринципи-альные неточности, исправленные самим студентом Непринципиаль-ные неточности или принципиаль-ные ошибки, исправленные самим студентом Непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправлен-ные студентом с помощью препода-вателя Грубые ошибки
Использованные литературные источники Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, рекомендованные преподавателем Учебники по общей гигие-не, рекомен-дованные преподава-телем
Составление схем Схемы построены самостоятель-но, охватыва-ют все возможные аспекты, аргументиро-ваны Схемы построены самостоятельно, охватывают большинство возможных аспектов, отдельные вопросы требуют обоснования Затруднялся в составлении схем, по отдельным вопросам нуждался в помощи преподавателя Не смог составить схемы без помощи преподавате-ля
           

Литература

Основная:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2001. – С.224-243.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д: «Феникс».2002.- С.463-474.

Дополнительная:

1. Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской. -М.: Медицина, 1989. – С.273-282.

2. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков. - М.:Медицина, 1988.- С.169-193.

Контроль

Вопросы:

1. Трудовое воспитание и обучение.

· Влияние труда на растущий организм, особенности формирования

· функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков.

· Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания и обучения.

· Гигиенические требования к его организации.

· Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков.

· Основные подходы к организации профессионального обучения.

2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.

· Понятие профориентации. Основные аспекты профориентации: социально-экономический, психологический, медицинский.

· Место врачебно-профессиональной консультации (ВПК) в системе профессиональной ориентации. Законодательство РК по охране труда подростков. Профессиональная пригодность и факторы, ее определяющие: роль ключевых профессионально значимых функций для выбора профессии, учет анатомо-физиологических и психологических особенностей подростково-юношеского возраста, определяющих специфику течения патологических процессов, реакций подростков в процессе трудовой деятельности и адаптации к труду.

· Знания и сведения, необходимые врачу для полноценного осуществления ВПК. ВПК для подростков с хроническими заболеваниями и некоторыми функциональными отклонениями.

Наши рекомендации