Консультирование личности в жертвенной позиции

В современной науке нет единого понимании сущности и содер­жания понятия «жертвенная позиция». Понятие «жертвенной пози­ции» может рассматриваться через несколько подходов. Рассмотрим понятие самой позиции. Позиция рассматривается как «внутренняя позиция личности», являющаяся основой готовности человека к дей­ствиям определенного типа. В настоящее время в психологии выде­ляется достаточно большое количество сходных по смыслу понятий: психологическая позиция, личностная позиция, ролевая позиция и т.д., что приводит к определенно терминологической и понятий­ной неразберихи. Попробуем внести некоторую терминологическую ясность. Понятие «жизненная позиция» рассматривается как опре­деленный психологический конструкт, содержание которого форми­руется под воздействием социального окружения и влияет на все основные параметры жизнедеятельности человека. При этом разно­образие жизненных позиций является наполнением более широких понятий позиций. Психологическая позиция — это определенные, сознательно или бессознательно, выбранные человеком образ мыш­ления и отношения, своеобразная установка действовать определен­ным образом в различных ситуациях. Л.И. Божович (1976 )вводит по­нятие «внутренней позиции», рассматривая своеобразное психоло­гическое образование, возникающее вследствие сочетания системы внешних и внутренних факторов. По сути, это образование опреде­ляет то, какое положение хотел бы занимать человек в обществе. Кро­ме того, Л.И. Божович отмечает субъективную наполненность вну­тренней позиции д ля каждого возрастного этапа развития человека. Именно внутренняя позиция человека определяет и обусловливает характер переживаний человека, его отношение к действительности и целостность его психического образа. При этом выделяются три со­ставляющих внутренней позиции: рефлексивная, связанная с осозна­нием собственной позиции в социуме; эмоциональная, связанная с отношением к этой роли, ее принятием или непринятием; мотиваци­онная как направление деятельности. Основной функцией внутрен­ней позиции является регулирование взаимодействия личности с со­циальным окружением.

Жертвенная позиция, с этой точки зрения, будет рассматриваться, как комплекс представлений о себе, своем месте в социуме, включа­ющий когнитивную, эмоциональную и поведенческую компоненты.

С этой точки зрения, когнитивная компонента жертвенной по­зиции будет определена некоторым комплексом представлений о себе, как испытывающим притеснение со стороны общества, вклю­чая ценность ущемления собственных интересов, ради других. Эмо­циональная компонента представлена комплексом ощущений бес­помощности, безысходности, бессилия, ненужности при высоком чувстве ответственности и стремлении все контролировать. Пове­денческая компонента, жертвенной позиции представлена комплек­сом установок, формирующих готовность к жертвованию собствен­ными интересами ради окружающих, директивами типа: «нравься другим...», «помогай другим...». Для жертвенной позиции, таким об­разом, необходимы определенные специфические паттерны взаимо­действия, которые Э. Бэрн (1993) рассматривает с точки зрения пси­хологических игр. Необходимо заметить, что позиция жертвы не яв­ляется врожденной, а осваивается в процессе научения социальным навыкам и умениям. Начинается формирование жертвенной пози­ции с трехлетнего возраста как усвоение одной из моделей управле­ния родителями.

Возможно рассматривать жертвенную позицию личности через паттерны взаимодействия с целью удовлетворения определенных базовых потребностей. На наш взгляд, с этой точки зрения могут вы­деляться четыре типа жертвенной позиции:

1. тип связан с проявлением любви через жертвенность, с этой точки зрения, жертвенность приравнивается к проявлению любви, испытывая при этом серьезную потребность в воздаянии. «Я тебя люблю и поэтому жертвую...».

2. тип связан с проявлением агрессии. Формирование данного типа базируется на идее демонстрации беспомощности с целью со­владения с агрессией окружающих. Формируется такой тип поведе­ния, начиная с трехлетнего возраста при ярко выраженном родитель­ском запрете на другие формы выражения агрессии. Основная по­требность при демонстрации такого типа жертвенности — это нака­зание страданием.

3. тип — жертвенность, основанная на аутоагрессии, формиру­ющаяся вследствие чувства вины. Это своеобразный тип аутоде­струкции, связанный с самонаказанием. Основная потребность — это искупление реально существующей или мнимой вины, напри­мер вины выжившего.

4. тип связан со смешением потребности в выражении любви и агрессии. Чаще всего формируется в семье, где имеется жертвенная мать, по типу выражения любви («люблю тебя, значит, жертвую ради...»), при жестком непринятии любой агрессии со стороны ре­бенка. В этом случае формируется базовый паттерн жертвенности как выражение агрессии, к которому добавляется интериорезированный материнский тип жертвенности. Считается, что данный тип жертвенности максимально сложен для консультирования, так как захватывает оба базовых инстинкта личности (любовь и агрессию).

Кроме того, понятие жизненной позиции имеет большое значе­ние для теории жизненного сценария, разработанного Эриком Бэр- ном. Жизненный сценарий рассматривается Бэрном (1993) как «не­осознаваемый план жизни», согласно которому человек организует свою жизнедеятельность. Жизненный сценарий влияет на выбор всех приспособительных механизмов и опирается на выделенную Харри­сом (2004) теорию четырех жизненных позиций, основанных на при­нятии себя и окружающих и описанных конструктом «Я + Ты». По мнению автора, если в процессе социализации у человека сформи­ровалась конструктивная позиция «Я + Ты +», то такой человек бу­дет обладать активностью в преобразовании мира, уверен в своей ценности и адаптирован к жизни. Позиция «Я + Ты+» считается депрессивной и характеризуется низкой адаптированностью к соци­уму. Оборонительная позиция «Я + Ты +» заставляет человека нахо­диться в постоянном напряжении, готовым к обороне. Его социаль­ная адаптация крайне низка и неустойчива. Позиция «Я + Ты —» связана с ощущением беспомощности во всех проявлениях жизне­деятельности. У человека с такой позицией искажены жизненныеперспективы, нарушены процессы принятия решений и ответст­венности за действия.

Достаточно полное объяснение жертвенной позиции личности дает ролевая теория (Э. Бэрн, 1994). Роль — это специфический тип поведения личности, обусловленный ее социальным статусом. Ком­плекс ролей, характерных для каждого статуса, называется ролевой набор. Роль изначально может не зависеть от личностных характе­ристик, а задается социальной позицией. Исполнение роли чаще всего связанно со стремлением человека быть принятым окружени­ем и соответствовать социальным нормам. Максимально часто ро­левое жертвенное поведение принимают на себя женщины. Это свя­занно с комплексом социальных ожиданий и ролевых установок. Так, например, считается, что женщины должны жертвовать собой и своими интересами ради семьи, детей, мужа. Существуют требова­ния и к коммуникативным моделям женщин: должны быть мягки­ми, податливыми, склонны соглашаться, демонстрировать смире­ние и т.д. Часто такие требования приводят к жертвенный установ­кам и формированию соответствующих психологических игр (треугольник Карпмана) и паттернов поведения, закрепляют роле­вую жертвенную позицию, социальное одобрение роли и вторичные выгоды. С. Карпман и Э. Бэрн рассматривают жертвенную позицию через драматический треугольник (треугольник власти) «агрессор — жертва — спасатель». Такой треугольник при попадании в него, при­водит к закреплению игрового взаимодействия с тремя ролевыми по­зициями: агрессора, спасателя и жертвы, которые не фиксированы, а значит, жертва легко может переходить в роль агрессора или спаса­теля. Функциональное наполнение роли жертвы — это страдание, за которое жертва вознаграждается вниманием и заботой со стороны спасателя и социальным признанием. Необходимо заметить, что раз­витие отношений в данном треугольнике никогда не останавливает­ся. Достаточно быстро жертве становится мало признания и внима­ния со стороны спасателя, приводит к тому, что жертва ожидает все большей помощи от спасателя, а спасатель стремится окончательно помочь жертве, что невозможно. В результате спасатель вскоре ста­новится жертвой, а жертва — агрессором. В случае, если спасатель окончательно переходит в ситуацию жертвенности и становится «об­манщиком» для бывшей жертвы, то жертва ищет новых спасателей, расширяя круг. Таким образом, втянутость в «магический треуголь­ник» заставляет укрепляться в определенных позициях. Часто такие треугольники свойственны семьям, имеющим аддиктивную реали­зацию. Роль жертвы характерна для так называемых созависимых личностей.

Жизненная позиция выбирается неосознанно на основе социаль­ных ориентиров родительских посланий и стратегий воспитания. Однако существует возможность изменения ситуации, если сформиро­ванная жизненная позиция не устраивает человека.

Осознанный выбор жизненной позиции связан с перестройкой личности через сознательную деятельность и изменение жизненных ценностей и установок. Подобные изменения возможны через целе­направленное формирование соответствующего мировоззрения, принятие ценностей, соответствующих активной жизненной пози­ции, формирование и закрепление новых способов реагирования и новых ролевых позиций. Важным аспектом, связанным с модифи­цированием жизненной позиции, является степень самореализации человека. Повышение самореализации также позволяет изменить жизненную позицию.

Развитие жизненной позиции многие авторы (Г. Лазутина, 1999) связывают с процессами достижения идентичности, т.е. принятия образа себя и своего места в окружающем мире. Жизненная пози­ция, таким образом, будет пониматься как проявление самосозна­ния личности, достигнутого уровня идентичности.

Однако жизненная позиция как сформированный образ «Я» не является жесткой, а может меняться под действием социальных из­менений, либо целенаправленного, личностного самоизменения. В жизненную позицию включены все остальные позиции (профес­сиональные, ролевые) и установки на самореализацию личности. Таким образом, жизненная позиция является сложным конструктом, опосредующим специфику социальной адаптации и самореализации личности.

Работа с жертвенной позицией крайне сложна и видоизменяется в зависимости от теоретического положения.

Так, например, консультирование в рамках работы с «магическим треугольником», направлено на выход из игрового взаимодействия. Первым этапом консультирования является информирование с це­лью осознания клиентом специфики собственного игрового поведе­ния и присущих ему ролевых позиций. Второй этап связан с инвер­сированием роли, т.е. с заменой ее на другие. Агрессор при инверсии рассматривается как учитель, помощник, как спасатель, а жертва — как ученик. Консультирование человека в роли жертвы должно по­мочь ему принять ответственность за собственную жизнь, опираясь на постулат, что помочь можно только тому, кто что-то делает. Для роли спасателя важно принять идею о том, что оказывая помощь жертве, он оказывает медвежью услугу и мешает развитию человека.

Рассматривая понятие жертвенности через определение социаль­ной позиции, необходимо опираться на реальность социального вза­имодействия и разбирать мифичность первичных установок, напри­мер, что мать должна жертвовать всем ради детей.

Рассматривая жертвенность через явление диспозиции, необхо­димо определить, какой важный процесс, например, проявлениелюбви или агрессии, связан с жертвенностью, и первоначально най­ти замещающие способы поведения. Второй этап консультирования при таком подходе связан с необходимостью отслеживания вторич­ных выгод от занимаемой жертвенной позиции. Третий этап должен сформировать заместительные реакции, позволяющие реализовы­вать любовь и агрессию через адекватные паттерны поведения. Чет­вертый этап консультирования связан с выстраиванием новых соци­альных взаимодействий, новых представлений о себе, т.е. соответ­ствующих схем мышления, эмоциональной оценки и поведения.

Особое внимание стоит уделить жертвенности с аутодиструктивным типом (потребность в искуплении) поведения. В эгом случае в рамках консультирования необходимо проработать чувство вины, приводящее к нарушению способов выражения агрессин. Методов работы с подобной аутодиструкцией достаточно много, начиная от гештальттерапии, семейной психотерапии и т.д. Важным аспектом в консультировании данного типа является формирование позитив­ной «Я»-концепции и базовых прав личности: на существование, принятие, любовь и т.д.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Как вы понимаете термин «аддикция»?

2. Какие типы зависимости вы помните?

3. Что такое психологическая зависимость? Является ли данное явление деструктивным?

4. Что понимают под выражением «доминанта Ухтомского»? Раскройте суть данного явления.

5. Какие виды зависимости от действий Вы помните?

6. Что такое работоголизм?

7. Что нужно делать, чтобы полностью излечиться от зависимости и пере­стать быть зависимым?

8. Что может рассматриваться как факторы формирования зависимого по­ведения?

9. Перечислите признаки созависимости. В чем суть явления созависимо- сти?

10. Для чего при работе с зависимыми привлекают семью?

11. Какие способы преодоления созависимости вы помните? Раскройте их специфику.

12. Что такое химическая зависимость?

13. Какие способы работы с алкогольной и наркотической зависимостью вы помните? Раскройте специфику одного из направлений.

14. В чем заключается сущность выездных групп или поселений для работы с наркотизмом и алкоголизмом?

15. Раскройте сущность программы «12 шагов». Каковы ее основные прин­ципы?

16. Какие технологии и методы лечения химических зависимостей приме­няются в России?

17. Что такое «жертвенная позиция» личности?

18. В чем сложности консультирования личности в жертвенной позиции?

Литература для углубленного изучения темы

1. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007.

2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. — Новосибирск: Олсиб, 2001.

3. Котляров А.В. Другие наркотики, или HomoAddictus:Человек зависи­мый. - М.: Психотерапия, 2006.

4. Менделевич В.Д. (ред.) Руководство по аддиктологии. — СПб.: Речь,2007.

Список использованной литературы

1. Акопов А. Ю. Психотерапевтический метод контраддиктивной стиму­ляции. Лечение игровой зависимости. — СПб.: Академия информа- циологии,2004.

2. Аммон Г. Психосоматическая терапия. — СПб.: Речь, 2000.

3. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. — СПб.: Невский Диалект, 2000.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

5. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2003.

6. Берн Э. Люди, которые играют в игры. — М., 1993.

7. Берн Э. Трансактный анализ в группе. — М., 1994.

8. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования лич­ности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1976. № 6.

9. Бухановский А.О. и др. Болезнь зависимого поведения / Методические рекомендации. — P./на Д., 2001.

10. Березин С.В., Лисецкий КС., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. — М.: МПА, 2001.

11. Березин С.В., Лисецкий КС., Мотынга И.А. Психология ранней нар­комании. — Самара, 1997.

12. ЕгоровА.Ю. Возрастная наркология. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

13. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. — СПб., Речь, 2007.

14. Иванец Н.Н. Лекции по наркологии. — М.: Нолидж, 2000.

15. Иванец Н.Н. Руководство по наркологии. — М.: Медицинское инфор­мационное агентство, 2008.

16. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. — Новосибирск: Олсиб, 2001.

17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

18. Копытин А.И., Богачев О.В. Арт-терапия наркоманий. Лечение, реа­билитация, постреабилитация. Изд-во: Института Психотерапии.2008.

19. Котляров А.В. Другие наркотики, или HomoAddictus: Человек зави­симый. — М.: Психотерапия, 2006.

20. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. — М.: Просвещение-АСТ, 1998.

21. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного по­ведения у подростков. — М.; СПб., 1996.

22. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учеб, пособие. — М„ 1999.

23. Менделевии В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства по­ведения (психологические и психопатологические аспекты). — М.: МЕДпресс-информ, 2003.

24. Малкина-Пых. И. Терапия пищевого поведения. — М.: Эксмо, 2009.

25. Менделевии В.Д. Заместительная терапия наркозависимых в России: перспективы и реальность. — Казань: ЗАО «Новый век», 2003.

26. Менделевии В.Д. (ред.) Руководство по аддиктологии. — СПб.: Речь, 2007.

27. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. — М.: ПЕР СЭ, 2002.

28. Норвуд Робин. Надо ли быть рабой любви?/ Пер. с англ. — М.: «МИРТ», 1994.

29. Пейдж Р.К. Лечение наркомании (drugusers’ treatment) / Р.К. Пейдж http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/430

30. Постное В.В., Дерена В.А. Духовный поиск как вариант нехимической аддикции у больных алкоголизмом в ремиссии // Новые методы ле­чения и реабилитации в наркологии (заместительная терапия, психо­фармакотерапия, психотерапия) / Сб. мат-лов междунар. конф. / Под. общ. ред. проф. В.Д. Менделевича. — Казань, 2004.

31. Практическое руководство по лечению табачной зависимости / А.Г. Чучалин, Г.М. Сахарова, К.Ю. Новиков; Всерос. науч. о-во пуль­монологов НИИ пульмонологии М3 РФ. — М., 2001.

32. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. — Самара: Самарский университет, 2002.

33. Психология и лечение зависимого поведения. / Под ред. С.Даулин­га. — М., 2000.

34. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведе­ния: обзор // Психология и лечение зависимого поведения. — Мо­нография. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

35. Харрис Т.Э. Я -ок, ты- ок. — М.: Академический проект, 2004.

36. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М.: Академи­ческий проект, 2006.

37. Dowling S.(1995) The Psychology and Treatment of Addictive Behavior (Monograph Eight of the Workshop Series of the American Psychoanalytic Association,) Int. P. 17-41.

38. Greenberg L.S., Safran J.D. Emotion in Psychotherapy. — Guilford Press,1990.

39. Rogers P.J., Smit H.J. Food craving and food «addiction»: A critical rewiew of the evidence from a biopsychological perspective // Pharmacology Biochemistry and Behavior. — 2000. — Vol 66. — № 1. — P. 3—14.

40. Rozin P, Levine E. Stoess C. Chocolate craving and liking // Appetite. —1991. -Vol 17.-P. 199-212.

ТЕМА 8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СЕКСУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Вопросы возникновения сексуальных расстройств, с одной сто­роны, обсуждаются часто и много, с другой — являются запретной темой. Многие пары не готовы говорить о наличии сексуальных рас­стройств, активно умалчивают возникающие ситуации дисгармонии, что приводит к разрушению отношений брачной пары.

Существует большой перечень сексуальных расстройств. Начи­ная от сексуальных дисфункций, таких как расстройства сексуаль­ных желаний, заканчивая серьезными расстройствами, требующи­ми вмешательства уже не консультанта, а специалиста в медицин­ской области — сексолога.

Все сексуальные расстройства подразделяются на несколько групп:

5. нейрогуморальные сексуальные расстройства, являющиеся след­ствием поражения определенных отделов головного мозга или эн­докринных желез (например, гиперсексуальность, вагинизм);

6. нервно-психологические нарушения сексуальной функции, свя­занные с нарушениями условно-рефлекторных стереотипов по­ловой сферы и обусловливающие устойчивость и специфику про­цессов возбуждения, и осуществление сексуальной разрядки (на­пример, мнимые половые расстройства, половые извращения);

7. нарушения эрекции;

8. нарушение эякуляции, в основе которых часто лежат воспали­тельные процессы.

Прежде чем переходить к вопросу о консультировании сексуаль­ных расстройств, необходимо выявить причину возникновения и наиболее распространенные формы расстройств. Существует два основных фактора, составляющих суть сексуальных расстройств: ор­ганические нарушения и психогенный фактор. Понятно, что вопро­сы консультирования в основном касаются сексуальных расстройств психогенного характера, однако вопросы адаптации при наличии сексуального расстройства органического характера также могут воз­никать.

Чаще всего сексуальные проблемы делятся на проблемы в эмо­циональной сфере, физической сфере, и проблемы, связанные с на­рушением эротической функции. В рамках консультирования мы рассматриваем в первую очередь нарушение эротической функции.

Специфика консультирования сексуальных расстройств может быть связана с двумя основными направлениями: индивидуальным кон­сультированием, когда расстройства касаются одного человека и воз­никают как следствие индивидуальных нарушений; консультирова­ние проблем супружеской или сексуальной пары.

ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ

Сексуальная дисгармония является основной причиной сексуаль­ных проблем во взаимодействии супругов. Чаще всего сексуальная дисгармония сочетается с сексуальными расстройствами, но может протекать и без них.

В научной литературе выделяются два понимания сексуальной дисгармонии. Первое определение рассматривает сексуальную дис­гармонию (дисгамию) как первичное рассогласование во взаимодей­ствии по нескольким или одному брачным факторам, такими как: физиологический, психологический, сексуально-культурный, мате­риальный и т.д. (Г.С. Васильченко, Г.Ф. Дейнега, 1983). Данное опре­деление направлено на выявление дисгармоничных отношений или несовпадения партнеров по каким-либо факторам, являющимся важными для организации гармоничного союза. Так, например, параметры партнеров могут не совпадать по физиологическому фак­тору, связанному с размером половых органов. Это может стать при­чиной нарушения сексуальных взаимоотношений вследствие болез­ненных ощущений. Подобные же сложности возникают в ситуации биологического несовпадения, например, несовпадения режима сна и бодрствования (например, один партнер является «совой», а вто­рой «жаворонком», и их время распределения активной жизни мо­жет не позволять им осуществлять полноценные сексуальные отно­шения). Поэтому все вышеперечисленные факторы имеют важное значение для формирования сексуальной гармонии. Второе опреде­ление является более психологизированным и рассматривает сексу­альную дисгармонию как комплекс последствий, связанных с нару­шением сексуальной функции, которые возникают изначально в ре­зультате ошибок в подборе партнера (К. Имелинский, 1986).

Рассматривая виды возникающей сексуальной дисгармонии, В.В. Кришталь (2002) выделяет пять основных типов дисгармонии супружеских отношений.

1. Социально-психологическая дезадаптация супружеской пары, связанная с множеством параметров, среди которых отмечается: от­сутствие взаимности в чувствах любви или уважения, несоответствие представлению о ролевом поведении в семье, негативное восприя­тие одного из супругов, несоответствие морально-этических устано­вок. Основой для социально-психологической дезадаптации является нарушение межличностных отношений супругов. Такая дисгар­мония развивается постепенно в виде нарастания конфликтов и от­рицательного отношения друг к другу. Необходимо отметить, что по­следствием подобного нарушения может стать псевдоимпотенция, псевдофригидность, которая снижает половую активность партне­ров и делает сексуальные отношения невозможными. Психологиче­ская компонента, возникающая при социально-психологической де­задаптации партнеров, обычно проявляется как снижение интереса или снижение эротического желания партнера. Исследование пар­тнеров с достаточно-выраженной психологической дезадаптацией показывает, что обычно это партнеры, имеющие специфические личностные и образовательные особенности. Среди ведущих качеств выявляются тревожность, мнительность, жесткость или деспотич­ность по отношению друг к другу, ролевые позиции жертвенности или подчиняемости. С точки зрения социальных характеристик — это люди чаще с высшим образованием и значительной профессио­нальной нагрузкой мыслительного характера.

2. Социально-поведенческая дезадаптация супругов. Связана в пер­вую очередь с несоответствием партнеров друг другу, при отсутствии урегулированных отношений, связанных с сексуальной жизнью. Считается, что развитие подобного варианта сексуальной дисгар­монии обусловливается: нарушением процесса возбуждения перед сексуальным актом; несоотствествием выбора позы и физиологии партнера, отсутствием необходимых действий для получения оргастической разрядки; наличием форм, предпочитаемых одним из партнеров, которые неприемлемы для другого. Чаще всего социально-поведенческая дезадаптация проявляется в снижении чувствительности, пропадании оргазма или отсутствии сексуально­го влечения к партнеру. Одной из причин возникновения такой дис­гармонии является несовпадение сексуальной активности партне­ров.

3. Дезинформационно-оценочный вариант дезадаптации. В этом случае основой сексуальной дисгармонии являются нарушение или несовпадение представлений о норме и патологии. Наличие непра­вильных психологических установок и поведенческих паттернов у партнеров часто приводят к возникновению комплексов, которые могут приводить к псевдоимпотенции и псевдофригидности. Так, до­статочно большое количество мнимых комплексов возникло при так называемой сексуальной революции в 1990 гг., когда часть женщин испытывали комплекс по поводу отсутствия у них оргазма в той фор­ме, в какой демонстрируют СМИ. Получение удовольствия для ча­сти женщин не являлось подтверждением их сексуальной компетент­ности, и многие из них обращались в результате к специалистам по поводу отсутствия оргазма с криками и громкими стонами, которые демонстрировали в порнофильмах. Такая же ситуация связана с возникновением мнимых комплексов у мужчин. В первую очередь это вопросы размеров полового члена и длительности прохождения сек­суального акта. Хотя давно уже доказано специалистами, что норма­тивный половой акт, в среднем, длится 5,4 мин. Поэтому мнение, распространенное в мужском обществе, о нормативности длитель­ности полового акта в течение сорока минут — ошибочно.

Сексуальная дисгармония вследствие расстройства сексуальной функции у одного из супругов. Здесь может быть выделено 2 типа дисгармонии: мужская импотенция и женская фригидность.

4. Вопросы мужской импотенции связаны со спецификой возник­новения расстройства, его формой, которая может проявляться как в слабости эрекции, снижении половой активности, так и преждев­ременном семяизвержении. Важную роль при данном расстройстве играет реакция партнерши, которая может формировать или сгла­живать вторичные расстройства мужской половой потенции. Так, на­пример, расстройства потенции, связанные с каким-либо заболева­нием (например, как последствие инфаркта), обычно достаточно благосклонно воспринимается партнершей. В этом случае партнер­ша понимает необходимость бережного обращения и терпения, что­бы через какое-то время функция могла восстановиться. Значитель­но хуже данная ситуация воспримется, если пр причиной нарушения потенции является злоупотребление алкоголем.

5. Сексуальная дисгармония, связанная с женской фригидностью, или расстройствами типа вагинизма также приводят к дезадаптации сексуальных отношений пары и невозможности нормальной поло­вой жизни. Также важную роль в течение этого заболевания играет реакция мужчины на возникшую дисфункцию. Часто данная дис­функция является не первичной, а бывает следствием нарушений другого порядка, например социально-психологической дезадапта­ции.

Рассматривая причины сексуальных проблем, необходимо отме­тить несколько областей. Несомненно, существует определенное количество биологических причин, связанных в первую очередь со спецификой строения половых органов, созревания сексуальной функции и организации сексуальных отношений. Кроме того, суще­ствует огромное количество психологических причин. В первую оче­редь среди таких причин выделяются психическое напряжение, тре­вожность и внутренние конфликты личности, которые могут приво­дить к возникновению дисфункций. Социальные причины связаны в первую очередь с вопросами отношения к сексу в обществе, фор­мированием чувства вины, стыда у супружеской пары вследствие особенностей сексуальных отношений или связаны с отношением и воспитанием в родительской семье.

Г.С. Васильченко, Г.Ф. Дейнега (1983), рассматривая динамику супружеских дисгармоний, выделили две основные тенденции ихразвития: первая отражает то, что не зависимо от изначальной точ­ки нарушения супружеских отношений без квалифицированной по­мощи дисгармония достаточно быстро захватывает и межличност­ные отношения, и сексуальные; вторая отмечает, что при дисгармо­нии межличностного характера разрушение брачной пары происхо­дит намного быстрее, чем при сексуальном нарушении отношений. Эти тенденции опосредуют как правомерные многие подходы к диаг­ностике и консультированию сексуальных расстройств, связанных с терапевтическим воздействием на всю семью, межличностных отно­шений в семейной паре, а не только непосредственно сферу сексуаль­ных отношений. Среди наиболее известных в научной литературе под­ходов к консультированию и терапии сексуальной дисгармонии вы­деляются: подход Мастерса и Джонсон (W.H. Masters, V.E. Johnson, 1970); парный подход к диагностике и лечению сексуальных наруше­ний (В.В. Кришталь, Н.К. Агишева, 1985; Б.Л. Винокуров, Ф.Ф. Эскузян, 1993), интегративный подход (В.А. Доморацкий, 2004). Все выде­ленные подходы включают множество методов воздействия индиви­дуального, группового или семейного характера.

Основным методом лечения во всех подходах является терапия супружеской пары, которая может сопровождаться аппаратурными или медикаментозным лечением, однако может происходить и без него.

Среди наиболее популярных подходов к терапии и консультиро­ванию сексуальных расстройств отмечают когнитивный, психоана­литические, поведенческий, телесно-ориентированный, семейный и интегративный подходы. Особое место занимает структурный под­ход, на который опирается супружеская психотерапия, рассматри­вающая супружескую пару как единое целое.

Первый этап терапии супружеской дисгармонии направлен на ди­агностирование специфики и особенностей взаимоотношений в паре. На этом этапе необходимо выявление всех основных законо­мерностей внешнего проявления дисгармонии с последующим вы­явлением их внутренних причин.

Начинается консультирование с информирования и разъяснения возникшей ситуации с целью повышения уровня сексуальной культу­ры отношений. Особенно это важно для тех пар, где именно низкая культура отношений становится причиной сексуальной дисфункции.

Следующий этап — это этап активного взаимодействия с парой с применением различных методов, направленных на изменения установок супругов. Этот этап особенно важен, если причиной сек­суальной дисгармонии становится информационная или психоло­гическая дезадаптация, связанная с неадекватными установками су­пругов относительно продолжительности полового акта или специ­фики его протекания. Важно на этой стадии научить партнеров раз­говаривать о своих сексуальных предпочтениях, научить осознаватьсобственные сексуальные потребности и заявлять о них в парных от­ношениях.

Третий этап направлен на оптимизацию отношений супругов в соответствии с изменившимися представлениями. После выявления лежащих в основе дисгармонии установок и паттернов поведения не­обходимо выработать новые паттерны, позволяющие снизить или ликвидировать степень проявления дисгармонии. Часто на этом эта­пе используют поведенческую психотерапию позволяющую сфор­мировать новые формы сексуальных отношений. Также достаточно популярны сексуальные тренинги: тренинг сексуальной энергии, тренинг техники секса; тренинг развития эротизма и т.д.

Достаточно часто на этом этапе применяются различные про­граммы сексуальной коррекции, например, программа Мастерса и Джонсон.

Четвертый этап консультирования супружеских пар направлен на поддерживающую психотерапию. В рамках этого этапа необходимо создать позитивный эмоциональный фон взаимоотношений между супругами. Для этого через различные упражнения и домашние за­дания необходимо научить пару слушать друг друга, проанализиро­вать чувства и переживания в отношениях друг с другом и скоррек­тировать стили общения с супругом.

Важным параметром в данном процессе является повышение сек­суальной компетентности пары. Этот процесс направлен на получе­ние парой необходимых знаний о специфике сексуальной функции партнера, собственной сексуальности, формирование творческого, исследовательского подхода к вопросам секса и возможностей раз­нообразных отношений с партнером.

Большое внимание в консультировании сексуальных нарушений отводят профилактике сексуальной дисфункций. В.В. Кришталь, Б.Л. Гульман (1997) выделяют три уровня профилактики:

1) первичный уровень связан с сохранением и развитием условий, способствующих поддержанию сексуального здоровья и предупре­ждению негативных последствий социально психологических фак­торов;

2) вторичный — направлен на своевременное и раннее выявление нарушенных аспектов здоровья и их коррекцию;

3) третичный уровень профилактики должен быть направлен на выздоровление партнеров, изменение ситуации сексуальной дис­функции и предупреждение дальнейших обострений в рамках сек­суальных отношений.

Необходимо отметить, что в процессе консультирования пар, а также первичной и вторичной профилактики большое внимание уде­ляется нескольким важным нюансам.

Первый нюанс связан со знанием человека о собственной эро­тичности, специфике восприятия сексуальных ласк и сексуальных предпочтений. Часто низкое знание себя, низкая сексуальная куль­тура, связанная со знанием партнера, приводит к дисгармонии сек­суальной дисфункции. Поэтому одно из направлений профилакти­ки нацелено на поддержание и наработку этого знания. Мастерс и Джонсон в своей программе предлагают партнерам в первую очередь отдельно, самостоятельно выяснить собственные эрогенные зоны, изучить собственное тело и выявить те ласки, которые максимально приятны. Только после изучения себя возможен переход к изучению друг друга

Наши рекомендации