Тема № 10. Гигиенические основы физического воспитания и закаливания детей в школах и врачебный контроль за его организацией.- 2 часа
Цель:Формирование знаний о гигиенических основах организации физического воспитания и закаливания детей и подростков, навыков проведения закаливающих процедур и осуществления контроля за физическим воспитанием.
Задания
1. Изучение материала по предлагаемой литературе.
2. Составление схем организации физического воспитания и закаливания для детей различных групп здоровья.
Форма выполнения:учебно-исследовательские задания.
Критерии выполнения:
1.Составить схемы организации физического воспитания и закаливания для детей:
1 группы здоровья – практически здоровых
2 группы здоровья - с миопией слабой степени, задержкой физического развития, часто
и длительно болеющих
3 группы здоровья – со сколиозом
2. При составлении схем должны быть освещены следующие вопросы:
- группы физического воспитания, к которым относятся дети указанных групп здоровья
- средства, формы и методы физического воспитания и закаливания, которые можно использовать
3. Схемы представить в письменном виде, аргументируя каждый из предложенных выше вопросов.
Сроки сдачи:до рубежного контроля по разделу
Критерии оценки:
Критерии качества | Оценки | ||||
Отлично | Хорошо | Удовлетвори-тельно | Неудовлетворительно | ||
Количество составленных схем | |||||
Полнота охвата вопросов | 90- 100% | 75-89% | 50-74% | 0-49% | |
Характер ошибок и неточностей, допущенных при выполнении заданий | Непринципи-альные неточности, исправленные самим студентом | Непринципиаль-ные неточности или принципиаль-ные ошибки, исправленные самим студентом | Непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправлен-ные студентом с помощью препода-вателя | Грубые ошибки | |
Использованные литературные источники | Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета | Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета | Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, рекомендованные преподавателем | Учебники по общей гигие-не, рекомен-дованные преподава-телем | |
Составление схем | Схемы построены самостоятель-но, охватыва-ют все возможные аспекты, аргументиро-ваны | Схемы построены самостоятельно, охватывают большинство возможных аспектов, отдельные вопросы требуют обоснования | Затруднялся в составлении схем, по отдельным вопросам нуждался в помощи преподавателя | Не смог составить схемы без помощи преподавате-ля | |
Литература
Основная:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2001. – С.157-177.
2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. / под ред. Кардашенко В.Н. - М.:Медицина, 1983. –С.74-99.
3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д : «Феникс».2002.- С.446-463.
Дополнительная:
1. Анамбаева А.И., Алимова Н.Е. Гигиена детей и подростков. Учебно-методическое пособие – Алматы,2007. – С. 37-47.
2. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н.Кардашенко . - М., Медицина: 1988. –С. 197-262.
Контроль:
Вопросы:
1. Физическое воспитание как одно наиболее эффективных средств по сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний в связи анатомо-физиологическими особенностями организма детей.
2. Влияние физического воспитания на состояние здоровья детей, физическое и нервно-психическое развитие, формирование двигательного анализатора и основных физических качеств, неспецифическую устойчивость организма к неблагоприятным факторам, функциональное состояние органов и систем, реакции терморегуляции.
3. Гипокинезия и гиперкинезия, как предпатологические состояния.
4. Принципы физического воспитания. Средства и формы физического воспитания.
5. Организация физического воспитания в детских дошкольных учреждениях и школах. Методы оценки функциональных возможностей организма.
6. Группы физического воспитания.
7. Медицинский контроль за физическим воспитанием.
8. Закаливание, как составная часть физического воспитания. Специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм. Основные принципы закаливания.
9. Специальные закаливающие процедуры: гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение, - и способы их проведения.
Тема № 11. Гигиенические принципы и требования к организации трудового воспитания и обучения. Врачебно-профессиональная консультация подростков- 2 часа
Цель: Формирование знаний о принципах и методах определения профессиональной пригодности подростков и навыков дачи рекомендации по выбору профессии, соответствующей состоянию здоровья и функциональным возможностям подростка.
Задания:
1. Изучение материала по предлагаемой литературе;
2. Составление схем проведения ВПК для здоровых подростков и подростков с хроническими заболеваниями и некоторыми функциональными отклонениями.
Форма выполнения:учебно-исследовательские задания.
Критерии выполнения:
1.Составить схемы проведения ВПК:
· у здоровых подростков
· подростков с нарушениями зрения
· искривлениями позвоночника и плоскостопием
· заболеваниями ЛОР-органов
· функциональными расстройствами центральной нервной системы.
2. При составлении схемы должны быть освещены следующие вопросы:
- сроки проведения ВПК, состав специалистов
- необходимая степень развития ключевых профессионально значимых функций
- более оптимальные для данной профессии индивидуально-типологические свойства высшей нервной деятельности и характеристические особенности личности
- учет возрастных особенностей организма
- особенности профессий, характер требований, предъявляемых тем или иным видом труда к организму
- особенности течения хронических заболеваний и функциональных отклонений при воздействии тех или иных неблагоприятных факторов труда, медицинские противопоказания к работе в профессии
3. Схемы представить в письменном виде, аргументируя каждый из предложенных выше вопросов.
Сроки сдачи:до рубежного контроля по разделу
Критерии оценки:
Критерии качества | Оценки | ||||
Отлично | Хорошо | Удовлетвори-тельно | Неудовлетворительно | ||
Количество составленных схем | |||||
Полнота охвата вопросов | 90- 100% | 75-89% | 50-74% | 0-49% | |
Характер ошибок и неточностей, допущенных при выполнении заданий | Непринципи-альные неточности, исправленные самим студентом | Непринципиаль-ные неточности или принципиаль-ные ошибки, исправленные самим студентом | Непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправлен-ные студентом с помощью препода-вателя | Грубые ошибки | |
Использованные литературные источники | Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета | Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета | Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, рекомендованные преподавателем | Учебники по общей гигие-не, рекомен-дованные преподава-телем | |
Составление схем | Схемы построены самостоятель-но, охватыва-ют все возможные аспекты, аргументиро-ваны | Схемы построены самостоятельно, охватывают большинство возможных аспектов, отдельные вопросы требуют обоснования | Затруднялся в составлении схем, по отдельным вопросам нуждался в помощи преподавателя | Не смог составить схемы без помощи преподавате-ля | |
Литература
Основная:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2001. – С.224-243.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д: «Феникс».2002.- С.463-474.
Дополнительная:
1. Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской. -М.: Медицина, 1989. – С.273-282.
2. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков. - М.:Медицина, 1988.- С.169-193.
Контроль
Вопросы:
1. Трудовое воспитание и обучение.
· Влияние труда на растущий организм, особенности формирования
· функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков.
· Физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания и обучения.
· Гигиенические требования к его организации.
· Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков.
· Основные подходы к организации профессионального обучения.
2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.
· Понятие профориентации. Основные аспекты профориентации: социально-экономический, психологический, медицинский.
· Место врачебно-профессиональной консультации (ВПК) в системе профессиональной ориентации. Законодательство РК по охране труда подростков. Профессиональная пригодность и факторы, ее определяющие: роль ключевых профессионально значимых функций для выбора профессии, учет анатомо-физиологических и психологических особенностей подростково-юношеского возраста, определяющих специфику течения патологических процессов, реакций подростков в процессе трудовой деятельности и адаптации к труду.
· Знания и сведения, необходимые врачу для полноценного осуществления ВПК. ВПК для подростков с хроническими заболеваниями и некоторыми функциональными отклонениями.